Практическое занятие № 7 (2 ч).

Тема: Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи.

Цель:расширять и систематизировать знания студентов о проявлениях, дифференциально-диагностических признаках ОНР; закреплять умения отбирать приемы для обследования детей с ОНР, анализировать материалы логопедического обследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Обследование детей с ОНР.

2. Дифференциальная диагностика ОНР.

Задания для самостоятельной работы:

1.. Проанализировать план логопедического обследования ребенка.

Обследование речи дошкольников с ОНР:

1. Выявление навыков связной речи:

Беседа. Составление рассказа-описания по представлению, рассказа по картинке или серии картин, пересказа.

2. Выявление объема пассивного и активного словаря:

• Называние предмета по его описанию (Как назвать предмет, которым расчесывают волосы?).

• Называние обобщенных слов по группе однородных понятий и предметов: самостоятельное называние детьми видовых понятий («Каких ты знаешь домашних, диких животных?»); объединение предметов в обобщающую группу («Как можно назвать одним словом пальто, платье, юбку, кофту?»).

• Дополнение тематического ряда (стол, стул, шкаф …)

• Подбор синонимов, антонимов, родственных слов.

• Подбор эпитетов.

3. Выявление сформированности грамматического строя речи:

• Составление предложений по опорным словам (одному, нескольким).

• Восстановление деформированных предложений.

• Завершение сложноподчиненного предложения по главному.

• Составление сложного предложения из двух простых.

4. Выявление произносительных умений, фонематического слуха и восприятия.

Проанализировать речевую карту.

Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи

1. ФИО С. Диана Дмитриевна Дата рождения 03.08.2004г. (полных 7 лет)

2. Домашний адрес Минский район, п., ул. Садовая, д., кв.

3. Образовательное учреждение ГУО «СШ», 1-ый класс

Откуда поступил ГУО «ясли-сад»

4. Дата заполнения карты 15.03.2011г. вторник Логопед Х. Марина Николаевна

5. Краткие анамнестические данные Ребёнок от 2-ой беременности. На протяжении всей беременности у матери наблюдались токсикозы, ОРВИ. Роды – затяжные, со стимуляцией. Асфиксия умеренной степени (двойное обматывание ребёнка пуповиной). Ребёнок закричал не сразу. До настоящего времени ребёнок перенёс инфекционные (ветряная оспа, краснуха) и соматические (ОРВИ, ОРЗ) заболевания, заболевания верхних дыхательных путей.

5.1 Прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) речевое развитие ребёнка не прерывалось, несмотря на его частые простудные заболевания.

6. Слух норма 7. Зрение норма8. Интеллект соответствует возрасту

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, без особенностей) без особенностей

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, без особенностей) без особенностей

в)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, без особенностей) без особенностей

г)твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель, без особенностей) без особенностей

д)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, без особенностей) без особенностей

е)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, раздвоенный кончик языка, без особенностей) без особенностей

Артикуляционная моторика

а)движения (быстрые, медленные, точные, неточные, синкенезии, тремор, саливация) быстрые, точные б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) нормальный

Звукопроизношение

С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ К Г Х Й В Б Ы
+ + + + + + + + + иск. иск. + + + + + + + + +

Состояние фонематического восприятия

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-ба-па ба-ба-па са-ша-саса-ша-са

та-да-та та-да-та жа-за-жаза-жа-жа

Га-ка-га га-га-га ча-ша-чача-ша-ча

Ба-бя-ба ба-бя-ба за-са-за за-са-за

Анализ звукового состава слова

а) выделение первого звука в слове:

Алик а Утка у Город к Оля о Эхо э Волк в Ира и Окна о Банка б

б) выделение последнего звука в слове:

пух х луна а кот т шар р сок к руки и

в) определение последовательности звуков в слове:

сук с,у,к каша к,а,ш,алиса ли,с,а книга к,и,г,а

Произношение слов сложного слогового состава

строительство страительства велосипед виласипет

милиционер милицыанер аквариум аквариум

Повторение предложений

Сапожник чистит сапоги. Сапожник чистит сапаги.

Экскурсовод проводит экскурсию. Эскурсавотправодитэскурсию.

Парикмахер стрижёт в парикмахерской. Парихмахерстрижот в парихмахерскай.

Водопроводчик чинит водопровод. Вадаправочик чинит вадаправот.

Наши рекомендации