Контроль в процессе обучения
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.
По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля обучения: методы устного, письменного, практического (лабораторного), компьютерного контроля и самоконтроля учащихся.
В педагогической практике часто используется слово мониторинг(отслеживание) обучения, воспитания, развития личности.
III.Теория воспитания
Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
Формирование, развитие личности — цель, а воспитание — средство ее достижения.
В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс это процесс целенаправленный. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью, непрерывностью.
Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками выделяют авторитарное (субъект-объектное) воспитание и гуманистическое воспитание, предполагающее гуманный (субъект-субъектный) характер отношений (уважение личности воспитанника).
Цель гуманистического воспитания - всестороннее воспитание личности, ее гармоничное развитие.
Задачи:
• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
• развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
• развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
Содержание процесса воспитания
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.
Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, умение трудиться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны; деловитость и предприимчивость; ответственность за результаты труда; уважение к людям труда.
Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.
Общие закономерности воспитательного процесса
· Сложившиеся воспитательные отношения.Если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника.
· Соответствие цели и организации деятельности.Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха.
· Соответствие социальной практики и направленности, содержания воспитательного влияния на воспитанников.Разочарование постигает, когда воспитанники убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела.
· Совокупное действие объективных и субъективных факторов.К субъективным факторам относятся воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др.
Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия.
· Интенсивность воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом.
· Активность участников в педагогическом взаимодействии.Чем активнее действуют участники воспитательного процесса, тем выше результаты воспитания.
· Интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанникаПонятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование
· Интенсивность и качество взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья.