Классификация по источнику знаний
Источников три: слово, наглядность, практика. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. (Есть классификации по которым работа с книгой включается в словесный метод).
Практичес- | Наглядный | Словесный | Работа | Видеометод |
кий метод | метод | метод | с книгой | |
Опыты, | Иллюстрация, | Объяснение, | Чтение, изуче- | Просмотр, |
упражнения, | демонстрация, | разъяснение, | ние, рефериро- | обучение, |
учебно-производи- | рассказ, | вание, беглый | упражнения | |
тельный труд | наблюдение | беседа, | просмотр, | под контро- |
учащихся | инструктаж, | цитирование, | лем «элек- | |
лекция, | изложение, | тронного | ||
дискуссия, | составление | учителя», | ||
диспут | плана, конспек- | контроль | ||
тирование |
Классификация методов обучения характеру познавательной деятельности
Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.
Методы:
— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
— репродуктивный (восприизводящий);
— проблемное изложение;
— частично- поисковый (эвристический);
— исследовательский
Методы проблемного обучения:
— проблемное изложение;
— частично - поисковый (эвристический);
— исследовательский
Выделяют
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | |||||
Источники Словесные Наглядные Практические | Логика Индуктивные и дедуктивные | Мышление Репродуктивные и проблемно-поисковые | Управление Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя | ||
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности | |||||
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении | ||||
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности | |||||
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля | |||
Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контролъно-коррекционную.
Программированное обучениеподразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных (технических) средств. Применяемые в данном обучении методы можно разделить на методы предъявления информации, выполнения программированных заданий, контроля и коррекции.
Формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся ( массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные); особенностями отдельных учебных процессов ( лабораторная работа…); местом и временем учебной работы учащихся
(урок, домашняя работа, экскурсия и др).
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения
Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе.
Классно-урочная система, разработана в XVII в. Я. А. Коменским и описанная им в книге "Великая дидактика".
С появлением первых университетов зародилась лекционно-семинарская система обучения и т. д.
Все многообразие организационных форм делят на основные, дополнительные и вспомогательные.
Основная форма обучения в общеобразовательной школе - урок.
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия овладения основами изучаемого предмета, развития личности учащегося.
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку получила классификация уроков по дидактическим целям. Выделяются следующие типыуроков:
— изучения новых знаний;
— формирования умений и навыков;
— обобщения и систематизации изученного;
— контроля и коррекции знаний, умений;
—комбинированные (смешанные);
Подструктурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.
Дополнительные формы организации обучения в среднем обшеобразовательном учреждении являются: дополнительные занятия, домашняя работа, лекция, семинар ит.д.
Вспомогательные формы организации обучения: факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.