Часто конные повозки не могли продвигаться дальше: жирный чернозем из-за дождей стал вязким, местами даже превратился в некое подобие болота.

1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

Работа с текстом

(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далёком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвёртом классе в 43-м году. (3)Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6)Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня её. (9)Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

(15) – Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

(16) – Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.

(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18)Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не приносила.

(20)Однажды она сказала мне:

– Нина приносит завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

(30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей, кусни!

(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

(По В.П. Аксёнову)

Задания типа А

1. В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что в преодолении бытовых трудностей военного времени мальчик увидел противостояние врагу?

1) Предложение 12: «Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо».

2) Предложение 18: «Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку».

3) Предложение 31: «Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками».

4) Предложение 4: «Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты».

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 32 – 36?

1) рассуждение и повествование

2) повествование

3) описание и рассуждение

4) описание

3. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?

1) 1 2) 11 3)17 4) 21

4. Укажите способ образования слова ОТОБРАЛ (предложение 8).

Задания типа В

1. Из предложений 22 – 29 выпишите относительное местоимение.

2. Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

3. Среди предложений 22 – 29 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

4. Среди предложений 22 – 37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

5. Среди предложений 32 – 39 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого сложного предложения.

6. Среди предложений 6 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания типа А.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Масштабы Его власти описываются В.П. Аксёновым уже в самом начале текста. Прежде всего это выражается в том, что в тексте употребляется местоимение, заменяющее имя собственное. А в предложении 14 эффект достигается с помощью такого средства выразительности, как _____. Образ Его неотделим от фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всём. Даже манера говорить у них общая: их реплики включают _____ (предложения 15, 34). При этом такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 15 – 16), подчёркивает повторяемость, отлаженность их действий… Тем значительнее бесповоротное решение героя-рассказчика, которое выражает _____ («будь что будет»)».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) книжная лексика

3) синтаксический параллелизм

4) глаголы в повелительном наклонении

5) эпитет

6) фразеологизм

7) антонимы

8) метонимия

9) риторический вопрос

Справка

Риторический вопрос –построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа.

Парцелляция –такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Многосоюзие –подчеркивает отдельные слова, усиливает выразительность речи.

Оксюморон –соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Инверсия- нарушение обычного порядка слов; перестановка частей фразы для придания своеобразного выразительного оттенка.

Перифраза –замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Задание типа С

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа № 11

I. Орфография

Местоимения

Разряды местоимений

Справка № 1

Разряды Примеры
личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
возвратное Себя
вопросительные Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.
относительные Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.
неопределенные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь
отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
притяжательные Мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их
указательные Тот, этот, такой, таков, столько
определительные Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Чтобы узнать, к какому разряду относятся местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, надо поставить к ним вопрос. Личные местоимения отвечают на вопрос кого?, притяжательные местоимения отвечают на вопросы чьего?, чью?, чьи?.

Сравните:

Я вижу кого? его, её, их.

Я вижу чей? его дом, её семью.

Задание

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите разряды местоимений.

Улица наша шла через весь город. В нашей част… она была пуста бе…людна состояла из каме…ых купеческих домов к…завш….мися (не) обитаемыми. (За) то середина её был очень ож…влена. Тут (к) ней пр…мыкал базар и находилось все что пол…гается трактиры ряды лучш…. магазины лучш…. гости…цы между прочим и та что стояла на углу Долгой Дворянская (не)даром называвш….яся так (в) ней ост….навливались только помещики из окон её ц….кольного этажа прохожие обоняли (рестора…о) – кухо…ый чад вид…ли пов…ров в белых колпаках в стекля…..ую (же) дверь под….езда широк…ю лес(?)ницу устла…ую красн…м сукном.

II. Пунктуация

Прямая речь

Справка № 1

Прямая речь –точно воспроизведенная чужая речь, преданная от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.

Знаки препинания

Схема Пример
А: «П». А: «П?» А: «П!» Мальчик сказал: «Я приду сегодня вечером».
«П», - а. «П?» - а. «П!», - а. «Я приду сегодня вечером», - сказал мальчик.
«П, - а, - п». «П, - а. - П». «П!(?) – а. – П». «Плыви вперед, - сказал он, - я за тобой последую.» «Я приду завтра вечером, - сказал он. – Принесу тебе книгу».
А: «П.», а   А: «П!(?)» - а.   А: «П…» - а. Он сказал: «Я очень устал», и сразу же замолчал. Раздался чей-то голос: «К вам можно?» - и кто-то вошел в комнату. Сергей говорит: «Ветру бы теперь дунуть…» - и отвернулся.

Диалог

Диалог –разговор двух или нескольких лиц. Реплики в кавычки не заключаются, каждая реплика пишется с новой строки. Перед первым словом ставится тире.

Задание 1

Найдите предложения с неправильно оформленной прямой речью:

1. Раздался голос: «Согласен, принимаю ваше предложение.»

2. «Мой дед землю пахал!» - с гордостью отвечал Базаров.

3. «Я мог бы еще добавить….» - Начал он, но так и не закончил фразу.

4. «Я ни с кем и ни с чем не связан, - напомнил он о себе. – Действительность мне враждебна».

5. «Ну, вам надо идти, - заторопила Ирина. – мне пора в цех».

Задание 2

Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Мы радовались всем маминым радостям и на многое смотрели её глазами. Часто обращались к ней Расскажи что (нибудь) интересное. И она заставляла нас как (бы) прозревать. Обыкновенная лебеда а тень от нее богатая узорная как от диковинного цветка говорила она смеясь.

Узнала от рыбаков мать что лещ рыба мирная (не) хищная. Питается насекомыми червяками рассказывал старый Евдоким любит жить в траве в хвоще а растет быстро и достигает размеров (не) обыкновенных. Силища у этого вегетарианца страшная. Посмотрела мать на леща подняла золотистого влажного чешуйчатого великана и сказала Вот ребята озерный лось. Заходит он в камыши как лось в осиновую рощу питается травкой а сам (ни) кого (не) обижает а все его боятся. Озерный лось!

/А. Яшин/

Обращение

Справка № 2

Обращение –слово или сочетание слов, называющее того к кому обращаются с речью. Членом предложения не является.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

1. если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится ЗАПЯТАЯ или ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: Борис, поди-ка сюда.

2. если обращение стоит в середине предложения, то с двух сторон выделяется ЗАПЯТЫМИ: Что ты клонишь, над водами, ива, макушку свою?

3. если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после – тот знак, который подсказывается смыслом предложения: Откуда ты, прелестное дитя?

Задание 1

Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните обращения.

Мой верный друг мой враг коварный

Мой царь мой раб родной язык

Мои стихи как дым алтарный

Как вызов яростный как крик!

Ты дал мечте безумной крылья

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Твои богатства по наследству

Я дерзкий требую себе,

Призыв бросаю – ты ответствуй

Иду – ты будь готов к борьбе.

/В. Брюсов/

Задание 2

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1. Чтение – вот лучшее учение.

2. Не кричи, так жалобно кукушка!

3. Вдруг раздался легкий звон, и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.

4. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»

Задание 3

В каком предложении все знаки препинания при обращении расставлены правильно?

1) Ну, ты, шевелись, не то прикладом огрею.

2) Что, ты, клонишь над водами, ива, макушку свою?

3) О мое детство, чистота моя!

4) Эй, вы, там скоро?

Задание 4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город или на водопад.

2) А вокруг были дым и бой и смерть.

3) Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всякому благородному и прекрасному.

4) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

Задание 5

А. Суздаль был тихим, провинциальным и немноголюдным городком уже в начале XVI века, когда московские владыки завели традицию ссылать в здешний Покровский монастырь опостылевших жен, коим составляли компанию прочие не менее знатные узницы.

Б. Все те же городские валы с древним собором в центре, тот же огромный Ильинский луг в пойме речки Каменки, те же, что и полтысячи лет назад, имена улиц.

В. Двадцатый век оказался, правда, похуже вражеских орд: обратились в груды кирпичей многие шедевры зодчества.

Г. Как ни удивительно, «город серебряного сокола» не слишком изменился с тех пор.

1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) В,Б,А,Г

2) А, В, Б, Г

3) А, Г, Б, В

4) Г, Б, А, В

2. В каком предложении есть вводное слово?

1) в предложении А

2) в предложении Б

3) в предложении В

4) в предложении Г

3. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений текста?

1) Суздаль был

2) узницы составляли компанию

3) век оказался

4) город изменился

4. Укажите верную характеристику предложения Г текста.

1) простое

2) сложносочиненное

3) сложное бессоюзное

4) сложноподчиненное

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОХУЖЕ из предложения В текста.

1) наречие в сравнительной степени

2) прилагательное в сравнительной степени

3) краткое причастие

4) деепричастие

6. В каком предложении есть синоним слова АРХИТЕКТУРА?

1) в предложении А

2) в предложении Б

3) в предложении В

4) в предложении Г

Задание 6

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые (знаки препинания не расставлены).

1. Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

2. Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.

3. Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

4. У полузатопленного корабля были голые покрытые плесенью и почерневшей от времени смолой борта.

Работа с текстом.

(1) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (2) Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. (3) Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. (4) Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

(5) Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (б) Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное поэтическим содержанием.

(7) Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как зарница, объяснить гораздо труднее. (8) Само звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. (9) Конечно, это ощущение слов очень субъективно. (Ю) На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. (11) Так я воспринимаю и слышу это слово. (12) Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим. (13) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

(14) Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(15) Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(16) Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить меткий и емкий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка — язык самого народа — язык паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

(К. Г. Паустовский)

Задания типа А

1. В каком предложении наиболее точно отражается точка зрения автора?

1) 1

2) 6

3) 14

4) 15

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический; рассуждение

2) научно-популярный; описание

3) разговорный; повествование

4) художественный; рассуждение

3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5

2) 9

3) 14

4) 16

Задания типа В

1. Из предложений 1—3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

2. Из предложений 7—8 выпишите все наречия.

3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ, с местоимением в качестве главного слова.

4. Среди предложений 1—9 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

5. Среди предложений 7—16 найдите сложноподчиненное предложение, в котором главное предложение осложнено обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 3—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания типа А, В. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Чтобы убедить читателя в поэтичности и красоте русского языка, автор прибегает к_______________________________(предложение 1).

В предложениях 1, 4, 5, 14 автор использует____________ и________________ для создания яркого художественного образа.

____________, использованные автором в предложениях 15, 16, расширяют наше представление о поэтичности русского языка».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) эпитет

4) парцелляция

5) анафора

6) антитеза

7) ряды однородных членов

8) риторическое обращение

9) риторический вопрос

Задания типа С

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объем сочинения — не менее 150 слов.

Используемая литература

1. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 384с. – (Домашний репетитор)

2. Розенталь Д.Э. Русский язык для 9-11 классов вечерней (сменной) школы. – М.: Просвещение, 1983.

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ., М.: Айрис-пресс, 2006. – 288с.

4. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2007. Русский язык. Типовые тестовые задания, М.: «Экзамен», 2007 – 111с.

5. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2007. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007. – 140с.

6. Козулина М.В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки. – Саратов: Лицей, 2006. – 144с.

7. Кабанова Н.М. Тематические тесты по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. М.: Айрис-пресс, 2004

8. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Части I,II. М.: Айрис-пресс, 2004

Наши рекомендации