Виды односоставных предложений
Главный член - сказуемое | Главный член – подлежащее |
Определенно-личное Сказуемое – глагол в форме 1-ого или 2-ого лица единственного или множественного числа Жду от тебя известий. | Назывное Есть только подлежащее Тихий вечер. Зима. |
Неопределенно-личное Сказуемое – глагол в форме 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр. и в форме мн. ч. прош. вр. Стучат в дверь. | |
Безличное. При сказуемом нет и не может быть подлежащего. Смеркается. |
Задание 1
Спишите, укажите тип каждого простого предложения.
Ночь. Вахта. Над тобой необъятный купол вселенной. Тихонько журчит вода у штевня. Иногда плеснет стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее.
Стоишь на руле… легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса.
Луна. Живая серебряная дорожка бежит по черной густой воде. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, легкими. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. Только где-то постукивает плохо закрепленный шкот и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поет ветер между снастями.
Стоишь на руле и начинаешь фантазировать о «Летучем голландце», о пиратах. Вспоминаешь знаменитых русских флотоводцев-парусников, плававших в этих местах…
Хорошо в лунную ночь на борту парусника! Хорошо!
/По Ю. Клименченко/
Задание 2
Укажите номер двусоставных предложений. Выпишите их.
1. Мишку как ветром сдуло с лавки.
2. Дети не смогут здесь пройти.
3. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница.
4. Тявкает собака.
5. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.
6. После дождя туманно.
7. Великое достигнуто, но впереди ждет еще более великое.
8. Конец улицы на краю города.
Задание 3
Прочитайте предложения и выполните задания.
А. Это особенно заметно, когда рассматриваешь семейные альбомы, в которых попадаются давно сделанные снимки.
Б. Иногда качество фотографии становится настолько плохим, что никакое контрастное перефотографирование уже не помогает.
В. Вы хорошо знаете, что фотографический снимок со временем выцветает.
Г. И вот тогда на помощь приходит ядерная физика.
1) В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, В, Б 2) В, А, Б, Г 3) Б, А, В, Г 4) В, Б, А, Г
2) Какое из данных сочетаний слов представляет собой грамматическую основу в одном из предложений текста?
1. особенно заметно
2. рассматриваешь
3. качество становится
4. приходит физика
3) Какое предложение является односоставными или включает в себя односоставное предложение?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
4) Какие виды сложных предложений представлены в тексте?
1. только сложноподчиненное
2. только сложносочиненное
3. сложноподчиненное и сложное с различными видами связи
4. сложноподчиненное и сложное бессоюзное
5) Укажите, в каком предложении есть страдательное причастие
1) А 2) Б 3) В 4) Г
Задание 4
Спишите текст. Определите типы простых предложений (иногда в составе сложного). Подчеркните грамматические основы.
Оттепель, оттепель, тает, течет,
Снежные звездочки наперечет,
Стоило южному ветру подуть -
Градусник ожил и дрогнула ртуть.
Тонкий ее стебелек шевеля,
Оттепель шлет его выше нуля.
В речке пошли подо льдом пузыри.
Начали снега искать снегири.
Глянула верба из почки тугой:
"Что это? что это? Месяц какой?"
В эту минуту послышался гул.
Северный ветер нам щеки надул.
Ртуть побежала по лесенке вниз.
Снежные хлопья опять понеслись.
Встали сугробы такой белизны,
Что далеко нам теперь до весны.
(В. Инбер)
III. Лексика
Омонимы
СПРАВКА № 1
Омонимы –слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению: лад – согласие, лад – строй музыкального произведения
Лексические омонимы –слова, совпадающие во всех формах: коса – девичья, коса - инструмент
Омографы –слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению: мУка – мукА, зАмок - замОк
Омоформы –слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах: три – числительное, три - глагол
Омофоны –слова, одинаково звучащие, но разные по написанию: луг – лук, плод – плот
Задание 1
Найдите в предложениях омонимы, объясните их значение.
1. Муза мне чаек мешает, помогает и мешает.
2. Ем ли суп из манных круп или конский вижу круп – мне на ум приходит Крупп.
3. Я, отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи на том смеется берегу.
4. Защитник вольности и прав в сем случае не прав.
5. Сбежал с горы и замер в чаще… Как бьется сердце злей и чаще.
6. На деревянной лавке у сельской лавки сидели ребятишки.
7. И мир объял весь мир подлунный.
8. Область рифм – моя стихия, и легко пишу стихи я.
9. Ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, но Вы боитесь остроты.
Работа с текстом.
1. В организме человека насчитывается около двухсот типов различных клеток. 2. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки является микроскопия. 3. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. 4. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. 5. Клетки можно рассматривать и живыми. 6. Для этого на микроскоп монтируют специальное устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. 7. Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.
/из энциклопедии/
Задания типа А
1. Какое суждение противоречит содержанию текста?
1) Микроскоп – ведущий метод изучения клетки.
2) Большинство компонентов клетки непрозрачны.
3) Клетки можно рассматривать живыми.
4) Человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.
2. Определите тип речи.
1) художественный
2) публицистический
3) научно-популярный
4) разговорный
Задания типа В.
1. Из предложения 3-го выпишите краткое прилагательное.
2. С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
1) указательное местоимение
2) синоним, лексический повтор
3) антоним
3. Сколько словосочетаний со связью согласование используется в 1 предложении?
4. Сколько обособленных обстоятельств насчитывается в предложении 4?
5. Сколько безличных предложений насчитывается в тексте, номера предложений?
6. Каким способом образовано слово большинство?
Работа № 8
I. Орфография
Союзы
Простые –и, а, но, да, что, как, чтобы, тоже, также, если, едва, когда
Составные –потому что, так как, для того чтобы, лишь только, как будто, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, не только – но и
Правописание
СПРАВКА № 1
Необходимо отличать пишущиеся слитно союзы зато, тоже, чтобыот созвучных местоимений с предлогами и частицами, а союз также –от наречия с частицей.
1. Нужно отличать союз ЗАТО от местоимения ТО с предлогом ЗА. Для проверки местоимение ТО можно заменить прилагательным или существительным: Спрячься за то дерево. Спрячься за большое дерево.
Союз ЗАТО можно заменить союзом НО: приют наш мал, зато (=но) спокоен.
2. Нужно отличать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ от местоимения ТО с частицей ЖЕ. При проверке частицу ЖЕ от местоимения ТО и наречия ТАК можно отбросить: Клевета для слуха то же, что полынь для языка. – Клевета для слуха то, что полынь для языка.
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ по значению близки союзу И. При проверке их можно заменить друг другом.
3. Нужно отличать союз ЧТОБЫ от местоимения ЧТО с частицей БЫ. Частицу БЫ можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения: Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. – Нет ничего в мире, чтомогло бы прикрыть Днепр.
Задание 1
Спишите предложения, где выделенные слова являются союзами и пишутся слитно.
1. Я решил пойти один на болото караулить – пошел на то(же) место и все так(же) сделал, как тогда.
2. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.
3. Надо было дождаться мулов во что(бы) то ни стало.
4. Не было такой задачи, что(бы) мы поняли, была задача, что(бы) мы жили.
5. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе.
6. Они зашли, что(бы) попрощаться.
7. В лощине, на пустом месте, то(же) рвались снаряды, но реже, за(то) на высотке с тремя домиками стоял сплошной дым.
8. Павел исчез за дверью так(же) внезапно, как и появился.
9. Я учусь, что(бы) быть грамотным.
Задание 2
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Задание 3
Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.