По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

Задание 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 4

Задание 5

Найдите слово с ошибкой и исправьте ее.

А. 1) данный Б. 1) расположенный

2) временный 2) приданное (невесты)

3) гусинный 3) конституционный

4) встроенный 4) преобразованный

II. Пунктуация

Сравнительные обороты.

СПРАВКА № 1

Выделяются запятыми Не выделяются запятыми
1. С союзом как,если обозначают уподобление: Герасим, как лев, выступал бодро. 1. Если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение: как?:Войска рассеялись как дым (дымом)
2. Если союзу как предшествуют слова так, такой: Лицей дал таких людей России, как Пушкин, Пущин, Дельвиг. 2. Если основное значение оборота отождествляется: Смотрите на меня как на пациента (считайте меня пациентом)
3. Если сравнительный оборот начинается союзами словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели: Луна взошла багровая, точно больная. 3. Если оборот образует именную часть составного сказуемого: Одни как изумруды, другие как кораллы.
4. В оборотах не что иное, как; не кто иной, как:На небе было не что иное, как комета 4. Во фразеологических оборотах: льет как из ведра, побледнел как смерть
  5. Если сравнительному обороту предшествует частица НЕ: поступил не как друг

Задание 1

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Ветлуга.

Проснувшись я долго (не)мог сообразить где я. (Надо)мной как гигантский шатер ра….тилалось голубое небо по которому тихо плыло сверкающее облако. Закинув (не)сколько голову я мог видеть в вышине темную деревя…ую церковку наивно гл…девшую на меня с высокой как скала кручи.

(В)право от меня стоял какой(то) (не)знакомый шалаш а у самых моих ног прозрачная как стекло плескалась река Ветлуга. Берега ее (не)ясные и таинстве…ые стояли как(будто) прислушиваясь к (не)умолчному шороху реки.

Ветлуга очевидно вз..грала. Резвые струи бежали толкаясь кружась свертываясь воронками и разв..ваясь опять.

(Не)на шутку раз…гравшаяся река сильно обеспокоила всех ожидавших переправы. Но (не)смотря (ни)на что перевоз совершался как обычно и голоса людей гремели над рекой.

(В)скорее на плес выб…жал долгожда…ый пар…ход мигая бледнеющими на рассвете огнями. Я сидел теперь на верхней палубе и люб…вался все новыми уголками которые щедро открывала красавица река еще окута…ая кое(где) синеватой как дымок мглой.

/По В. Короленко/

СПРАВКА № 2

Уточняющие члены предложения.

Обособляются Примеры
1. Уточняющие обстоятельства места и времени. С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.
2. Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть) Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.
3. Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. (А.С. Пушкин)
4. Уточняющее дополнение с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверхи др. Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским.

Задание 1

Отметьте номера предложений, где подчеркнутые слова выделяются запятыми.

1. 1) Снизу из машинного отделения вместе с теплым запахом нефти доносилось непрерывное шипение.

2) На противоположном конце болота около деревьев выглядывали стены какой-то хаты.

3) В урожайные или грибные годы грибы часто попадаются кучками.

2. 1) Белые чистые пески с рядами разноцветной гальки то есть камешков широко расстилались перед нами.

2) У меня сегодня болит голова притом сильно.

3) Лес шумел то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

III. Синтаксис

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Справка № 1

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

Три типа связи слов в словосочетании:

Согласование –главное и зависимое слова стоят в одном роде, числе, падеже. Изменяется главное слово – изменяется зависимое: сильный ветер – сильного ветра

Управление -зависимое слово стоит в определенном падеже и не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет, видевший свет.

Примыкание –зависимое слово всегда неизменяемая часть речи – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола: живут дружно, говорит улыбаясь, хочет учиться.

Работа над текстом.

1. Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные. 2. Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. 3. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. 4. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. 5. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

6. Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. 7. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. 8. Наоборот, по ночам они разгораются. 9. И нет такого снотворного, чтобы их усыпить.

10. Наряду с самим сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. 11. Это сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем у каждого часа. 7. сожаления просыпаются утром, но не вс егдаразбросала вокруг. 6. Свои и торжественном разнообразии.

12. Да что там весь мир! 13. На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

14. Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. 15. Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по качеству. 16. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. 17. Все зависит от пытливости, от остроты глаза. 18. Ведь известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. 19. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладошки – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

/По К. Паустовскому/.

Задания типа А

Наши рекомендации