Групповая тьюторская консультация: цель, задачи, виды работ.
На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ детей с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (также как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий тьюторантов, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ.
Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие тьюторантов между собой.
Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – это мыслительный процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Как правило, рефлексия – это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Как раз на таких занятиях рефлексия носит групповой характер и проводится по ходу его проведения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии, и в нее уже на первых порах включались все члены группы.
В своей работе по сопровождению ИОП обучающихся мы выделяем несколько типов тьюторских консультаций [2]. По нашему мнению эти консультации могут быть скорректированы с учетом возрастной специфики с возможной типологией индивидуальных и групповых тьюторских консультаций, проводимых в коррекционной школе. В этой связи мы предлагаем следующую типология тьюторских консультаций:
1) стартовая – проводится в начале года (на ней обучающиеся совместно с тьютором намечают ближайшие цели и задачи, формулируют свои ожидания, планируют работу индивидуально или своей тьюторской группой);
2) аналитическая – анализируется определенный этап реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее;
3) рабочая – подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления;
4) итоговая – фиксируются продвижения каждого обучающегося относительно целей и задач, поставленных первоначально на определенном этапе реализации индивидуальной образовательной программы;
5) тематическая – обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей обучающихся.
Определение темы предстоящей индивидуальной или групповой тьюторской консультации является одним из наиболее важных моментов подготовки тьютора. Как отмечают разработчики «Тьюторского дневника» для тьюторов, воспитателей и классных руководителей (Л.Н. Антропянская, Н.В Муха, Ф.У. Мухамедова, М.А. Подоплекина, Д.В. Расколенко, О.Ю.Яновская) [3], тематические и целевые ориентации тьюторских консультаций могут быть разными в зависимости от возрастной ступени, в которой работает тьютор. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой стороны, побуждает тьюторов и тьюторантов к совместному творческому поиску и, тем самым, обеспечивает продуктивность консультации.
Еще одна форма сопровождения обучающихся, на которую нам хотелось бы обратить внимание, это индивидуальные и групповые тьюториалы.
Тьюториал представляет собой коллективную деятельность тьютора и обучающегося (тьюторанта) в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленную на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей, выработку или отработку умений и навыков в установлении деловых связей, на получение обратной связи, коррекцию мотивации, приобретение и обмен опытом.
Тьюториал имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность слушателей, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Основная задача тьютора – направлять и корректировать ход занятия.
Важно отметить, тьюториал имеет много общего с семинарским занятием, но принципиальным отличием между ними является наличие тьюторской позиции, которая позволяет работать с личными дефицитами, ресурсами, фиксировать индивидуальное движение участников. Среди основных форм и методов обучения, используемых в данной программе тьюториалов, можно выделить следующие: групповые дискуссии, работа в парах (в том числе, посредством программ общения по интернету), метод «мозгового штурма», case-study, деловые и ролевые игры, обсуждение видеоматериалов, рефлексивный круг, индивидуальная работа.
Тьюториалы проводятся приблизительно раз в месяц в удобное для обучающихся время и утверждаются администрацией образовательного учреждения. При проектировании и проведении тьюториала необходимо учитывать следующие особенности:
• цели занятия (поиск решения проблемной ситуации, отработка практических умений и навыков, выработка модели поведения при определенных условиях и т.д.) в зависимости от содержания и целей занятия;
• форма занятия (деловая или ролевая игра, тренинг, мозговой штурм, презентация, анализ учебной ситуации, круглый стол, конференция, защита проекта и т.д.);
• технические средства, которые могут быть использованы при проведении занятия с целью повышения его эффективности, обеспечения наглядности, сокращения времени и т.д. Можно использовать видео, слайды, компьютер в зависимости от цели занятия, технических возможностей учебного заведения, а также свободой владения преподавателем тем или иным техническим средством;
• методы и приемы создания благоприятного психологического климата на занятии;
• тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения школьников и студентов заранее, для того чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если тьюториал проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему не только наиболее интересна, но и соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.
Для повышения эффективности организации тьюториалов тьютору необходимо анализировать их проведение вместе с обучающимися. Продолжительность тьюториала зависит от вышеперечисленных особенностей и время его проведения может составлять от 1 до 3 часов.
Список основной литературы
1. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н.В. Пилипчевская, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 224 с.
2. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.
3. Тьюторский дневник: Методическое приложение к программе повышения квалификации «Обеспечение уровня общего образования средствами образовательных программ» / Антропянская Л. Н., Муха Н. В., Мухамедова Ф. У., Подоплекина М. А., Расколенко Д. В., Яновская О. Ю. Томск, 2004.
Список рекомендуемой литературы
1. Арт-терапия – новые горизонты / Под. ред. А. Копытина. –М.: Когнито- Центр, 2006.
2. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы всероссийского научно-методического семинара. – М: АПКиППРО, 2009.
3. Ильясова А.Б. Создание ресурсной карты учащегося // Материалы третьей международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности». – 2011г.
4. Коршунова Т. Образовательное путешествие как модель концентрированного обучения Управления школой. Первое сентября №10, 2009.
5. Попова (Смолик) С.Ю. Метод кейс-стади и его использование при подготовке тьюторов в сфере образования / Интерактивное образование: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 29 июня 2012. – М., 2012.
6. Применение групповых форм организации образовательного процесса в рамках тьюторского сопровождения старшеклассников // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2011. – 265с.
7. Технология тьюторского сопровождения образовательного туризма//Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник 1996-2005. Томск, 2005
8. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете / под ред. Сироткина С.Ф.- Ижевск, 2008.- 192с.
9. Фрамполь О.Д., Ильясова А.Б. Организация тьюторского сопровождения учащихся в отдельном классе // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2011. – 265с.
Документация тьютора
Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Мы предлагаем ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. Также в основе деятельности лежит нормативно-правовая документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной инструкции (Приложение 1.)
Документация | Примерные разделы, содержание | ||||
План работы на год (план тьюторской деятельности) |
| ||||
Рафик работы | Дни, время для групповых, индивидуальных тьюториалов, посещений занятий,работы с родителями | ||||
Дневник наблюдений за ребёнком | Фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Также возможно фиксирование результатов работы с родителями конкретного ребёнка. | ||||
Индивидуальные образовательные программы детей | Цель, задачи, содержание, сроки, планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие, формы участия в реализации программы педагогических работников, родителей (законных представителей), других специалистов. Формы, критерии мониторинга результативности. | ||||
Журнал групповых форм работы |
| ||||
Отчётная документация | Анализ сопровождения ИОП обучающихся |
И.В. Карпенкова отмечает, что тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную [2].
Список рекомендуемой литературы
1. Безуленко М.А. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушениями в развитии и поведении (ЗПР): ресурсы тьюторского сопровождения // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения. Материалы IV международной научно-практической конференции и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М. Ковалёва, Попова С.Ю. (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. – 248с.
2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. – 88 с.
3. Тельникова И.К. Тьюторское сопровождение детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения. Материалы IV международной научно-практической конференции и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М. Ковалёва, С.Ю. Попова (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. – 248с.
4. Шмаков А.Ю. Специфика тьюторского сопровождения индивидуальных программ развития студентов Материалы V Межрегиональной научно-практической тьюторской конференции 6-7 нобря 2012 года.