Обследование понимания предложений
1 Выполнение действий (2 – 3), предложенных в одной просьбе,
предъявленной на слух:
"Закрой, пожалуйста, дверь, достань книгу, а сам сядь на стул"
2 Понимание инверсионных конструкций:
а) Мальчик пошел в школу после того, как сделал уроки.
/Что было раньше?',
б) Я умылся после того, как сделал зарядку.
/Что сделано раньше/,
в) Папоротник ниже куста.
/Что выше?/.
г) Петю ударил Коля.
/Кто драчун?/.
д) Внука проводил дедушка.
/Кто уезжал?/.
е) Петю встретил Миша.
/Кто приехал?/.
3) Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу:
Утром к дому прилетела ... /стая, стайка, стадо/ воробьев. Они уселись на крыше и весело ... /запели, защебетали, зачирикали/.
Нина ... /вышла, сбежала/ на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... /бегали, ходили, скакали, прыгали/ и ... /ели, глотали, кушали, клевали/ крошки. Вдруг незаметно ... /пришла, прибежала, подкралась, приползла/ кошка, она ... /поймала, -взяла, схватила, цапнула/ одного воробья и убежала.
ИСПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С НАРУШЕННЫМИ СЕМАНТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ:
1. Коза принесла корм девочке.
2. Убежал мальчик и стеклом разбил мяч.
3. Солнце освещается землей.
4. Колхозники ссыпали мешки в картофель.
Какое из двух предложений правильное?:
Слон больше мухи.
Муха больше слона.
Выбрать правильное предложение:
1. Взошло солнце, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце.
2. Грачи прилетели, потому что пришла весна.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Закончи предложение:
Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что ...
Понимание текста:
"Лев и лиса".
Лев заболел и не смог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге... Лев спросил: "Почему ты не входишь?".
А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут к твоему дому, но совсем не вижу следов, которые бы шли от твоего дома обратно"...
Почему лиса не вошла в дом ко льву?
Что означали следы?
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
/при сохранном слухе/
1. Выделение гласного в потоке гласных:
ы, а, о, у, и, а, э, и, о, э, ы, и, э.
2. Повторение звукокомплексов:
А, И, У
А, У, И, О
А, О, У, И
3. Повторение слоговых рядов:
па - та - ка
ла - ба - да
та - тэ - ту
па - па - та
ко - го - хо
4. Повторение оппозиционных слогов:
па - ба та - да - та
ба - па да - та - да
па - па - ба ка - га - ка
за - са - са га - га - ка
5. Повторение слов, близких по звучанию:
кот-кит-ток
бак - бык - бук
ток - тук - так
пух - мех - мах
том - дом - ком мак - рак - пак мак - бак - бык бок - бак - бык
6. Выделение ударного гласного из начала слова:
Оля, утка, Ира, Аня, Эхо.
7. Придумывание слов на заданный звук.
8. Выделение последнего согласного звука из слов:
дом, мак, забор, душ, нос, пол.
9. Определить общий звук в словах:
коса, сом, нос, миска - с,
пила, ландыш, стол - л,
кран, рыба, сыр - р,
Шапка, уши, машина, душ - ш.
10. Определить место звука в слове:
сад, нос,оса.
11. Определить количество звуков в слове: кот, дом, сад. шум, рак рама, каша, лиса, рука кошка, белка, банка.
12. Определи первый звук в словах шар - жар точка - почка
лак - рак день - тень
зайка - сайка дочка - ночка.
13. Прочитай слова и определи буквы, которыми они отличаю:
зуб - суп уточка - удочка
город - голод точка – дочка
угол - уголь мял – мал
лук - люк был - бил
14. Узнать предмет:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.
Определить способность составлять слова из последовательно данных звуков.
Ребенку дают задание:
«Послушай звуки и скажи, какое слово получилось?».
С, о, к - сок р, у, к, а - рука
Р, а, к - рак д, о, м - дом
К, а, ш, а - каша ш, у, м - шум
У, т, к, а - утка и, г, л, а - игла
П, о, л, к, а - полка м, а, р, к, а - марка