В рамках проекта «Школа Росатома»
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна», порядок его организации и проведения, подведения итогов и награждения победителей.
1.2. Конкурс инженерного творчества «По следам Жюля Верна» (далее – Конкурс) ориентирован на развитие инициативы, интеллектуальной, творческой и учебно-познавательной активности учащихся 5-11 классов образовательных организаций городов-участников проекта «Школа Росатома», занимающихся техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью.
1.3. Организаторы Конкурса: проект «Школа Росатома»; Администрация ЗАТО г. Железногорск; учреждения ЗАТО Железногорск (МКУ «Управление образования», МБУ ДО «Станция юных техников», МАОУ «Лицей №102»).
1.4. Соорганизаторы Конкурса: Ресурсный центр 3D моделирования «Точка»; КРИТБИ.
1.5. Мероприятие проводится по двум отдельным направлениям:
- конструирование с помощью 3D-принтера, предполагающее использование 3D-принтера для изготовления всех деталей движущегося инженерного объекта и предшествующее этому изготовлению создание прототипов деталей;
- изготовление инженерных кинетических инсталляций, предполагающее создание цепочки движущихся объектов, запускающих движение друг друга по принципу домино.
Цель и задачи конкурса.
2.1. Цель конкурса:
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей, занимающихся техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью, обеспечение их самореализации и профессионального самоопределения.
2.2. Задачи конкурса:
- привлечение детей к занятию техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью, поддержка детей, успешно проявляющих себя в этих направлениях деятельности;
- формирование инженерного мышления подрастающего поколения и развитие проектной культуры детей в сфере технического творчества, изобретательской и рационализаторской деятельности;
- содействие популяризации и пропаганде естественнонаучных знаний;
- развитие коммуникативных компетенций подростков;
- укрепление творческих связей образовательных организаций (коллективов) городов расположения предприятий Госкорпорации «Росатом».
Участники конкурса.
3.1. Участники конкурса – учащиеся 5-11 классов городов-участников проекта «Школа Росатома» (см. Приложение 1).
3.2. Пол участников конкурса не имеет значения.
3.3. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся, представляющие государственные, муниципальные, негосударственные общеобразовательные организации или организации дополнительного образования детей, находящиеся на территории городов-участников проекта «Школа Росатома».
3.4. Участники конкурса разделяются на две возрастные группы:
- учащиеся 5-8 классов (направление «Изготовление инженерных кинетических инсталляций»);
- учащиеся 9-11 классов (направление «Конструирование с помощью 3D-принтера»).
3.5. К участию приглашаются команды, состоящие из 2-х человек, соответствующих требованиям п.3.1 – 3.4 настоящего положения.
Сроки проведения конкурса.
4.1. Сроки проведения конкурса: ноябрь 2017 года – февраль 2018 года.
Этапы конкурса:
- подача заявок на конкурс: 30 ноября – 14 декабря 2017 г.;
- заочный (дистанционный) этап: 18 декабря 2017 г. – 19 января 2018 г.;
- муниципальный этап: 20 – 28 января 2018 г.;
- финальный (очный) этап: 26 – 28 февраля 2018 года.
Описание идеи конкурса.
«Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию», - уверял Жюль Верн современников.
Жюль Верн слывёт не только одним из основателей фантастики, но и писателем, который, как никто другой, умел предугадывать будущее и направление развития технологий. Действительно, не много найдётся авторов, которые сделали бы столько для популяризации науки и прогресса, сколько сделал великий француз. Сегодня, в XXI веке, мы можем судить, насколько часто он оказывался прав. Жюля Верна по праву можно назвать истинным предсказателем развития науки и техники. Секрет прозорливости писателя заключался в его необыкновенной любознательности - его интересовало буквально все, все что касалось новейших машин, инженерных разработок и изобретений. Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».
Французский мастер не столько фантазировал, сколько звал за горизонт, показывал удивительное будущее, наполненное необыкновенными машинами, способными летать в космос, уходить глубоко под воду и в землю.
Организаторы конкурса предлагают участникам «заразиться» идеями великого фантаста и погрузиться в атмосферу модного направления творчества – стимпанка. Мир стимпанка содержит несколько характерных признаков, благодаря которым его достаточно легко опознать или же создать. Базовый элемент этой культуры – техника в самых разных своих проявлениях. Фантастические идеи и соответствующий стимпанку антураж будет будоражить сознание детей-участников конкурса, призывать их раскрывать в себе научные и технические способности, пробовать себя в роли проектировщика и создателя неведомых машин и инженерных объектов.