Педагогическая диагностика результативности
образования в области безопасности жизнедеятельности
В современной науке не существует единого четкого определения качества образования. Требования к качеству образования определяются, с одной стороны, учетом интересов развития личности человека, связанных со становлением и обогащением его творческого потенциала и духовного мира; с другой, интересами развития общества через подготовку квалифицированных компетентных работников, сознательных и активных граждан, принимающих общественные ценности. Следовательно, в понятие качества образования должна войти гармонизация интересов личности, общества и государства. А это означает, что под качеством образования следует понимать: а) социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям отдельной личности, общества в формировании и развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; б) определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, профессиональной компетентности, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствие с планируемыми целями.
Качество образования, таким образом, представляет собой совокупность свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворять потребности самих обучающихся, общества, заказчиков образования (А.М. Моисеев).
Современные требования образовательной политики, нацеленной на личностное развитие, акцентируют внимание не только на процессе, но и что самое главное, на результатах обучения, чего не наблюдалось в традиционной образовательной парадигме. Долгое время существовало представление о цели как общественно-государственном заказе на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, что являлось предельно нечетким, расплывчатым и, следовательно, сложно проверяемым результатом. Действительно, отсутствие четких критериев и методик контроля и оценивания затрудняет получения достоверной картины успеваемости.Широко применяемая пятибалльная система, основанная на количественных методах оценки, достаточно условна и субъективна. Назрела настоятельная необходимость фундаментальной реформы способов оценивания в системе образования безопасности жизнедеятельности.
Новые теоретические идеи в оценке качества образования нашли отражение в основных нормативных документах. В соответствие с ФГОС общего образования основные результаты обучения и воспитания определяются через систему универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим, учебно-воспитательный процесс понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс личностного развития духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Результативный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности связан с педагогической диагностикой, основы которой разработаны в исследованиях К.Ингенкампа. Педагогическая диагностика органично вписывается в образовательную систему как метод, сочетающий функции прогнозирования, экстраполяции и экспертизы потребного будущего (Н.А.Бернштейн), а также функции ретроспективного анализа («прошлое сворачивается по будущему») и контроля (осуществляемого по целям, средствам и результатам). Анализ перспективы, прогноз и диагностический анализ – необходимые условия для оптимального целеполагания, планирования, проектирования, управления образовательным процессом. Следовательно, основными функциями педагогической диагностики являются: ориентирующая, обучающая, диагностическая, воспитывающая, развивающая, управляющая, контролирующая, прогнозирующая. Функции педагогической диагностики реализуются в ее задачах.
Задачи педагогической диагностики:
1) установление готовности обучающихся на всех этапах обучения к дальнейшему обучению: «диагностика на старте»;
2) получение информации о характере самостоятельной деятельности в процессе изучения курса безопасности жизнедеятельности: промежуточная, текущая, тематическая,рубежная диагностика;
3) определение эффективности используемых технологий обучения,методов,форм и средств в учебном процессе;
4) выявление степени учебных достижений обучающихся:
- усвоения содержания в области БЖ (знаний, их полноты,глубины,обобщенности и др.); умений; опыта творческой деятельности;опыта эмоционально - ценностного отношения;
- сформированности универсальных учебных действий в общеобразовательной школе:личностных (жизненное,личностное и профессиональное самоопределение,смыслообразование,ценностно-смысловой ориентации и др.); регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование,контроль,коррекция,оценка); познавательных (знаково-символические,логические,постановка и решение проблем);коммуникативных (планирование учебного сотрудничества, определение способов взаимодействия,поиск информации,способов решения конфликтных ситуаций и др.).
- сформированности компетенций, определенных образовательным стандартом.
Мониторинг как диагностирующая и контролирующая система представляет актуальную проблему,поскольку обеспечивает достижение необходимого качества образования.
Мониторинг качества образования - это система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием обучения в области безопасности жизнедеятельности и предусматривающих усвоение учебного материала.
Следовательно, мониторинг связан с оценкой реализации целей образования и сравнивает фактическое состояние с намеченным, предусмотренным нормами и требованиями.
Стратегическое направление инноваций в оценке качества образования связано с обновлением программно-технологического обеспечения результативного компонента методической системы обучения безопасности жизнедеятельности и переосмысления всего арсенала применяемых ранее контролирующих средств (В.И.Звонников,М.Б.Челышкова, П.И.Пидкасистый, Н.В.Бордовская, А.П.Тряпицына, М.А.Картавых, Л.А.Михайлов).
В научно-педагогической литературе широко обсуждаются проблемы субъективизма существующей балльной системы оценивания в школе, формальный характер традиционной системы контроля, неоднозначность описания целей обучения и требований к уровню освоения знаний. К недостаткам относят и усиливающееся противоречие между использованием личностно-ориентированных технологий обучения с их вариативностью, ориентацией на творчество, обучение в сотрудничестве и консервативными контрольно-оценочными средствами.Необходимость фундаментальной реформы способов оценивания в системе образования безопасности жизнедеятельности позволит:
- минимизировать субъективизм и перейти к расширенному использованию новых технологий оценки учебных достижений обучающихся;
- снизить имеющуюся авторитарность в обучении и повысить роль самоконтроля и самооценки;
- осуществить переориентацию контроля с преимущественной оценки результатов заучивания содержания курса безопасности жизнедеятельности к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творческой и практической деятельности;
- ввести индивидуализированные методы диагностики вместо привычной ориентации на «среднего ученика»;
- снизить долю широко распространенных традиционных письменных проверок за счет использования значимых для учащихся оценочных средств инновационных технологий: рейтинг, тестирование, портфолио, презентации.
к инновационным технологиям оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности предъявляются следующие требования:
1.Концептуальность, определяющая необходимость опоры на научную культурологическую и связанную с ней компетентностную концепции личностно-деятельностного образования. Предполагает разработку трехкомпонентной модели целей: цель-идеал: формирование культурной личности безопасного типа поведения; цель-субъект: формирование компетентности в области безопасности жизнедеятельности; цель-средство – планируемые результаты обучения, соответствующие выделенным структурным компонентам. Уровневая диагностика включает оценку планируемых результатов обучения, а также уровень сформированности культурной личности безопасного типа поведения и компетентности обучающихся в области безопасности жизнедеятельности.
2. Системность, отражающая логику и целостность технологии контрольно-оценочной деятельности; взаимосвязь ее элементов, этапов, методик; согласованность с другими компонентами методической системы обучения безопасности жизнедеятельности.
3. Управляемость,возможность проектирования и необходимой корректировки при реализации.
4. Воспроизводимость, характеризующая возможность тиражирования для применения в однотипных условиях образовательной среды.
5. Действенность, включающая эффективность в достижении целевых ориентиров обучения безопасности жизнедеятельности.
Инновационные технологии ориентированы на использовании как количественных, так и качественных методов диагностики учебных достижений. Рассмотрим некоторые из них.
Технология рейтинга учебных достижений. Термин «рейтинг»(англ. rating) означает оценку, класс, разряд. Рейтинг учебных достижений рассматривается как технология оценивания результата образовательной деятельности. В самом общем виде рейтинг может быть определен как числовой показатель достижений обучающегося в классификационном списке. Представляя собой эффективное средство реализации принципа индивидуализации, рейтинг позволяет разработать для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, исходя из его подготовленности, психофизических особенностей.
Функции рейтинга в образовательном процессе в области безопасности жизнедеятельности и их содержание состоят в:
- оценке качества образования – системе процедур, направленных на контроль и оценку результата образовательной деятельности;
- индивидуализации образовательного процесса - системе заданий текущего, тематического, рубежного контроля, позволяющая переходить обучающемуся к более высокому уровню усвоения содержания образования по безопасности жизнедеятельности;
- организации самостоятельной деятельности - системе заданий для самостоятельной работы и критериев их оценивания.
Принципами рейтинговой технологии являются открытость, обратная связь, доступность.
Рейтинг достижений обучающихся применяется для повышения эффективности организации учебного процесса, самостоятельной деятельности, научно-исследовательской работы, социальной активности обучающихся; оценки качества образования;контроля за процессом и результатами освоения программного содержания по безопасности жизнедеятельности,определенного стандартами образования.
Технология педагогического тестирования.Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения (А.Н.Майоров).В тестологии различают два подхода:
1) нормативно-ориентированный, согласно которому проводится сопоставление баллов каждого обучающегося с результатами определенной группы- выборки обучающихся,выполнявших тестовое задание, для определения места каждого балла по отношению к среднему результату в группе;
2) критериально-ориентированный, при котором результаты интерпретируются по отношению к содержательной области безопасности жизнедеятельности,включенной в тестовое задание и сопровождающейся определенными критериями выполнения.
Основная цель первого подхода заключается в дифференциации испытуемых по результатам выполнения тестового задания. Для интерпретации результатов тестирования балл каждого испытуемого сравнивают с нормами выполнения тестового задания. Нормы-это совокупность показателей, отражающих результаты выполнения задания четко поставленной выборкой испытуемых – релевантной нормативной группой,репрезентативно представляющей генеральную совокупность тестируемых. Обычно к нормам относят среднее значение тестовых баллов и показатель вариативности вокруг среднего значения всех остальных баллов,полученных представительной выборкой тестируемых обучающихся. Процесс определения норм называется стандартизацией теста.
При втором подходе результаты интерпретируются по отношению к содержанию или требованиям,установленным к учебным достижениям. Это позволяет выявить освоенные и неосвоенные разделы, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, ранжировать тестируемых по проценту выполнения и построить рейтинговые шкалы.
Различают тестовые задания открытого(«закончите предложение») и закрытого типа («выберите из предложенных правильный ответ», «установите соответствие» и др.).Для того,чтобы все темы дисциплины нашли отражение в тестовых заданиях предлагается выстроить технологическую матрицу тестирования.
Этапы составления тестов учебных достижений учащихся:1) определение целей тестирования;2) отбор содержания учебного материала;3) конструирование технологической матрицы; 4) составление тестовых заданий; 5) построение выборки для апробации заданий; 6) компоновка и апробация заданий;7) корректировка; 8) составление окончательного варианта заданий.
Педагогическая технология «портфолио». Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся,которая может использоваться для демонстрации,анализа и оценки образовательных результатов,развития рефлексии. Как набор выполненных работ,портфолио фиксирует личные достижения обучающихся. Основными функциями «портфолио» являются мотивационная, целеполагание, содержательная, развивающая, диагностическая,рейтинговая (А.П.Чернявская).Классификация портфолио представлена на рисунке1.
Рис. 1. Классификация портфолио
Типовая структура портфолио включает: Раздел 1. Творческий портрет, характеризующий личность автора; Раздел 2. «Коллектор», включающий материалы,необходимые для работы (учебная информация, планы работы, алгоритмы выполнения заданий и пр.); Раздел 3. «Рабочие материалы» содержит работы автора; Раздел 4 «Достижения» отражает успешность деятельности автора, подтверждаемую отзывами, рецензиями,грамотами, дипломами, сопровождаемыми лучшие виды работ. Оценка портфолио проводится совместно с обучающимися.
Ваша компетентность:
Кейс - задача №1.Урок ОБЖ в 7 классе приходится на один из последних дней учебного года. Все вопросы, предусмотренные программой изучены, итоговые оценки уже выставлены, но учебный процесс продолжается. Председатель школьного методического объединения, предложил Вам провести урок обобщения с использованием игровой технологии. Разработайте игру–викторину по теме «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
Кейс - задача №2.В учебнике ОБЖ 6 класса (А.Т. Смирнов, Б.И. Хренников) в разделе аппарата организации усвоения содержания предусмотрены ситуационные задачи. Однако, по мнению многих учителей, их условия слишком схематичны и недостаточны. В связи с этим ученикам затруднительно в полной мере представить все многообразие условий сложившейся ситуации и высказать правильное решение, учитывая все нюансы. На примере одной задачи (по выбору студента) проведите уточнение условий ситуационной задачи для учащихся 6-го класса.
Кейс - задача № 3. В начале учебногогода учащимся 8-11 классов объявили о возобновлении работы «Научного общества учащихся». Многие ученики выбрали со своими руководителями темы исследовательских проектов и приступили к работе. Через неделю к Вам обратился ученик 7-го класса и сказал, что он тоже бы хотел выполнять научную работу по ОБЖ, и ему интересны вопросы здорового образа жизни. Какое решение Вы примите?
Кейс - задача № 4. В период сезонной эпидемии гриппа в образовательном учреждении болеют многие учащиеся и педагоги. Возникла необходимость заменить заболевшего учителя физики в 10 классе, в котором также преподает учитель ОБЖ.Однако в это время у учителя ОБЖ по расписанию урок в 6 классе и совместить учащихся двух разных классов не представляется возможным. Учитель ОБЖ принимает решение применить технологию модульного обучения в 10 классе. Объясните его выбор. Реализуйте его замысел на практике. Какое бы решение приняли Вы?
Кейс - задача № 5.Программой курса ОБЖ для средней школы предусмотрено изучение темы «Дни Воинской славы России». На заседании районного методического объединения учителей ОБЖ рекомендовано изучение этой темы с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Обоснуйте выбор данной технологии. Создайте методическую разработку. Предложите варианты других методик изучения обозначенной темы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учебном пособии «Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию» авторами рассмотрены научно-педагогические аспекты обозначенной образовательной области. Учебное пособие ориентировано на освоение будущими магистрами профессионально-педагогической компетентности.
Сферы приложений образования в области безопасности жизнедеятельности непрерывно расширяются. Образовательная практика требует от современного педагога серьезной непрерывной работы над собой, содержит элементы научно-исследовательской и творческой деятельности.
Проблематика, связанная с научным обоснованием образования в области безопасности жизнедеятельности поистине необъятна. Мы понимаем, что далеко не на все вопросы смогли дать ответы. Предстоит еще большая работа как в специально-научном, так и в методологическом плане. Необходимы дальнейшие исследования с целью конкретизации элементов и процедур образования в области безопасности жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" [электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
3. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2008. – 135 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.
5. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 208 с.
6. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1992. - № 1 – С. 10.
7. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент / Ю.К. Бабанский // Введение в научные исследования в педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., Педагогика 1988. – С. 91-106.
8. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
9. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл.- М.: Педагогика, 1990. – 154 с.
10. Безбородова Ю. Кейс – метод / Ю. Безбородова // Высшее образование в России. – 2008. - № 8. – С. 163-165.
11. Безрукова Е.С. Педагогика. Проективная педагогика / Е.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 247 с.
12. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии /М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
13. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике / В.П. Беспалько // Советская педагогика. – 1990. - № 7. – С. 59-60.
14. Беспалько В.П. Проектирование учебного предмета / В.П. Беспалько // Школьные технологии. – 2006. - № 6. – С. 76-88.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
16. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решений / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. – 36 с.
17. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Знание, 1969. – 48 с.
18. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 69 с.
19. Богоявленская Д.Б. Путь к творчеству / Д.Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
20. Бондаревская Е.В. Гуманитарная парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 11-17.
21. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Р-н/Д.: Феникс, 2000. – 352 с.
22. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с.
23. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука / А.В. Брушлинский // Вопросы философии. – 2001. - № 2. – С. 89-95.
24. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / Отв. ред. Н.М. Мамедов. – М.: Ступени, 2002. – 240 с.
25. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2010. – 336 с.
26. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 576 с.
27. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект / Н.Ф. Винокурова // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования. – Н. Новгород-СПб.: НГЦ, 2002. – С.93-114.
28. Высшее профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: компетентностный формат: коллективная монография / Камерилова Г.С., Картавых М.А., Петрова Е.Н., Краснов А.Н., Лапшин Р.Д., Кротова Е.А., Шмелев С.В., Шумилова С.В., Сергеева К.В. - Нижний Новгород, 2009.
29. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика: Учеб. пособие / Б.С. Гершунский. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2003. – 768 с.
30. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) / Л.В. Левчук // Народное образование. – 1997. - № 3. – С. 95.
31. Головачев М.В. Дидактические основы конструирования учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессиональной подготовки учителя: учеб. пособие / М.В. Головачев / Под ред. Г.С. Камериловой. – Н. Новгород: НГПУ, 2004.
32. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изоморфизма и гомоморфизма: автореф. дис…д-ра пед. наук. / Горина Л.Н. – Тольятти, 2002.
33. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 240 с.
34. Данилов – Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов – Данильян, К.С. Лосев. - М.,2000. – 415 с.
35. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.
36. Девисилов В.А. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности: структура, содержание, дидактика / В.А. Девисилов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. - № 5. – С.39-49.
37. Демидова Н.Н. Культурно-экологическая направленность дизайна урбанизированной среды / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, О.В. Кораблева // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. - Тамбов, 2014. - С. 61-63.
38. Дурнев Р.А. Культура безопасности – культура разума и просвещения / Р.А. Дурнев// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006. - № 5. – С. 41.
39. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации. Анализ и решения / Ю.Ю. Екатеринославский. – М.: Экономика, 1988. – 192 с.
40. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сб. научн. тр. – Тюмень, 1992. – С. 5-14.
41. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
42. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. вузов / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
43. Загрекова Л.В. Дидактика: учеб. пособ для студ. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. Шк., 2007. – С. 29.
44. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дисс...докт. пед. н. / Е.С. Заир-Бек. – СПб., 1995. – 35 с.
45. Зверев И.Д. Проблема образования в области окружающей среды. – М.: Б.И., 1979. – 138 с.
46. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы / Л.Я. Зорина // Советская педагогика. – 1983.- № 10. – С.31 – 35.
47. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
48. Ингекамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. - М.: Педагогика, 1991. - 239 с.
49. Камерилова Г.С. Интерактивный потенциал культурно-экологической образовательной среды / Г.С. Камерилова // Нижегородское образование. - 2013. - № 4. - С. 19-23.
50. Камерилова Г.С. Модель культурно-экологической образовательной среды вуза / Г.С. Камерилова, М.А. Картавых // Геоэкологические проблемы современности: сб. докладов IV Международной научной конференции / под ред. И.А. Карловича. – Владимир, 2012. - С. 345-347.
51. Камерилова Г.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, М.А. Веряскина, А.С. Варламов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. [Электронный ресурс].;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22153 (дата обращения: 14.01.2016).
52. Камерилова Г.С. Развитие творческой самостоятельности учащихся в системе дополнительного образования на базе нижегородского информационного центра по атомной энергии / Г.С. Камерилова, А.А. Лукина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16147 (дата обращения: 14.01.2016).
53. Камерилова Г.С. Развитие экологической культуры учащихся при изучении естественнонаучного цикла / Г.С. Камерилова, О.Н. Медникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 346. .; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19308 (дата обращения: 14.01.2016).
54. Камерилова Г.С. Растущая значимость и стратегические приоритеты современного экологического образования / Г.С. Камерилова // Экологическое образование: теория и педагогическая реальность: Материалы научно-практической конференции. - Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. - С. 5-9.
55. Камерилова Г.С. Система приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в предпрофильном элективном курсе / Г.С. Камерилова, О.Н. Медникова // Экологические проблемы и пути их решения: естественнонаучные и социокультурные аспекты материалы молодежной межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - Нижний Новгород. - 2014. - С. 84-86.
56. Камерилова Г.С. Теоретические аспекты экодизайна урбанизированной среды / Г.С. Камерилова, Н.Н. Демидова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13155 (дата обращения: 14.01.2016).
57. Камерилова Г.С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования: автореф. дисс. д.п.н./ Г.С. Камерилова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
58. Камерилова Г.С. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества / Г.С. Камерилова, О.А. Родыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. - С. 7-11.
59. Картавых М.А. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования / М.А. Картавых, И.В. Прохорова // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12-3. - С. 261-267.
60. Картавых М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, Е.Л. Агеева, М.А. Веряскина // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3. [Электронный ресурс].URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf
61. Картавых М.А. Концепция интегрированной клинической практики студентов в системе высшего педагогического образования / М.А. Картавых, И.В.Прохорова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 126.; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19859 (дата обращения: 14.01.2016).
62. Картавых М.А. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 17. ; [Электронный ресурс]. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-09%203/Kartavyx_M.A.__Filatova_O.pdf
63. Картавых М.А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита / М.А. Картавых // Фундаментальные исследования. – 2011. - № 8 (часть 3). – С. 515 – 518.
64. Картавых М.А. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза / М.А. Картавых, И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1 (9).;[Электронный ресурс]. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-04-16/kartavyx.pdf
65. Картавых М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности / М.А. Картавых, М.А. Веряскина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15636 (дата обращения: 14.01.2016).
66. Картавых М.А. Прикладные аспекты изучения студентами проблем экологической безопасности / М.А. Картавых, М.А. Веряскина // Актуальные вопросы современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск, 2015. - С. 53-55.
67. Картавых М.А. Профессиональная компетентность студентов в области экологического менеджмента и аудита: учеб. пособие / М.А. картавых. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. – 64 с.
68. Картавых М.А. Профессиональное образование учителя безопасности жизнедеятельности: исторические аспекты и современные тенденции развития / М.А. Картавых // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2014. - С. 83-86.
69. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация / М.А. Картавых // Человек и образование. - 2010. - № 2. - С. 32-35.
70. Картавых М.А. Профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: дидактические условия реализации программы / М.А. Картавых // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 12. - С. 27-31.
71. Картавых М.А. Реализация идей устойчивого развития в профессиональном образовании учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, Е.М. Рубан // Достижения и перспективы психологии и педагогики: сб. статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Научный центр "Аэтерна". - 2014. - С. 69-71.
72. Картавых М.А. Система профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита / М.А. Картавых // Современные проблемы науки и образования. – 2011. - № 2; [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/96-4634 (дата обращения: 01.08.2011).
73. Картавых М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии / М.А. Картавых, Е.М. Рубан, М.А. Веряскина // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 6-5 (50). - С. 53-57.
74. Картавых М.А. Стратегия высшего профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита: монография / М.А. Картавых; науч. ред. проф. Г.С. Камерилова. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 185.
75. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (учебный курс для будущих педагогов) / М.А. Картавых // ОБЖ: Основы безопасности жизни. - 2009. - № 1. - С. 26-34.
76. Картавых М.А. Технология задачного подхода – стратегический ресурс интеграции содержания профессионально-экологического образования / М.А. Картавых // Интеграция образования. – 2011. - № 1. – С 44-47.
77. Картавых М.А.Формирование экологической культуры учителя и безопасности жизнедеятельности на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо / М.А. Картавых, Е.М. Рубан // Актуальные вопросы современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск, 2015. - С. 68-71
78. Картавых М.А. Формирование эколого-картографических компетенций в профессиональной подготовке учителя: монография / М. А. Картавых. - Нижний Новгород: НГПУ, 2007.
79. Картавых М.А. Экологизация школьного образования в области безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых // Экологическое образование: теория и педагогическая реальность: материалы научно-практической конференции. - Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. - С. 221-223.
80. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учебное пособие / М.А. Картавых. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина., 2011. – 82 с.
81. Картавых М.А. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики / М.А. Картавых, И.В. Прохорова // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - С. 49. [Электронный ресурс]. ;URL: http://naukovedenie.ru/PDF/49PVN614.pdf
82. Кирсанов А.А. Индивидуализация педагогической деятельности как педагогическая проблема: монография / А.А. Кирсанов. – Казань: Издательство Казанского университета, 1982. – 224 с.
83. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М.: Педагогика, 1989.
84. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И.А. Колесникова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
85. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога – исследователя / В.В. Краевский. – Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994. – 165 с.
86. Краевский В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001. № 4. С. 209-216.
87. Краевский В.В. Содержание образования – вперед к прошлому. М., 2001. – 36 с.
88. Крючек Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в образовательном учреждении / Н.А. Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2003. – 80 с.
89. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях / Н.В. Кузьмина // Методология педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – С. 82-117.
90. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 5002. – 474 с.
91. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю.Н.Кулюткин. - М.: Педагогика, 1970. - 229 с.
92. Кучинов Й. Разработване и внедряване на някои дидактически технологии в обучении ето по ма-тематика на ЕСПУ / Й. Кучинов, Д. Шопова // Обучението по математика и информатика. – 1990. – Кн. 6. – С. 1-6.
93. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. – 96 с.
94. Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г. Левитес. – М.; Воронеж, 2003. – 183 с.
95. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.