Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
План-программа коррекционно-развивающей работы …………………….......5
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий …………....13
Ключевые слова ………………………………………………………………....24
Учебно-методический комплекс …………………………………………….....25
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы.
В рабочей программе коррекционно-логопедической работы представлено календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе с общим недоразвитием речи (ІІІ уровень) на 2012-2013 учебный год.
Содержательной и концептуальной основой планирования логопедической работы стала:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
2. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
4. Приказ Министерства образования и науки России № 655 от
23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Цель коррекционной работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение основных задач:
· развитие и совершенствование самостоятельной, связной реи;
· практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
· формирование правильного звукопроизношения (воспитание
артикуляционных навыков, овладение слоговой структуры, развитие фонематического слуха и восприятия);
· подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами.
Настоящее рабочая программа позволяет наиболее рационально организовать работу в подготовительной логопедической группе, сэкономить время учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Распределение занятий по коррекции и развитию речи проводятся в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определяется СанПиН № 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольниками во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 30-35 минут.
Занятия по формированию произношения и обучению детей элементам грамоты (2 раз в неделю) – 64 занятия;
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (1 раз в неделю) – 32 занятий.
Количество фронтальных логопедических занятий сокращено за счет увеличения количества и качества индивидуально-подгрупповых занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель- логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.
Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа: стартовый, промежуточный, итоговый.
План-программа коррекционно-развивающей работы
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе
систематизации и обобщений знаний об окружающем мире в рамках изучаемых тем.
2. Пополнение активного словаря существительными с
уменьшительными, увеличительными суффиксами.
3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами
(картофелекопалка),неизменяемыми словами (пальто),словами-антонимами, словами-синонимами.
4. Расширение представления о переносном значении слов (золотые
руки), активизация их в речи.
5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с
уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами (улететь, перелететь,
прилететь, вылететь).
7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными
предлогами из-за, из-под.
8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных,
местоименных форм, наречий, причастий.
Обучение грамоте
1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова,
предложения с пройденными буквами.
2. Ознакомление с буквами У, А, И, П, Т, К, О, Х, Ы, М.. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.
3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по
заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и
по картине по заданному плану.
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад,
круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренным»; словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).
3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей, прилагательными с противоположным значение. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).
4. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами (насыпать, посыпать, засыпать, посыпать).
5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Обучение грамоте
1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами С, Н, З, Б, В, Д, Г, Э, Л, Ш, Р, Ж.
2. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
3. Формирование умения решать кроссворды, ребусы, изографы.
4. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,
многозначными словами, словами в переносном значении, одно коренными словами, словами-синонимами и словами-антонимами, прилагательными.
3. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми (На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, подрастают, расцветают первые подснежники.).
4. Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать —
покупатель, продавать — продавец, учить — учитель, ученик).
5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Обучение грамоте
1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов,
предложений, небольших текстов.
2. Ознакомление с новыми буквами: Ц, Ч, Ф, Щ, Й, Е, Е, Я, Ю
3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы,
читать изографы
4. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.
Ключевые слова
· Речь
· Звук
· Гласный звук
· Согласный звук
· Согласный глухой
· Согласный звонкий
· Согласный твердый
· Согласный мягкий
· Ударный гласный
· Слог
· Слово
· Начало слова
· Середина слова
· Конец слова
· Предложение
· Схема слова
· Схема предложения
· Буква
· Слова-предметы
· Слова-действия
· Слова-признаки
· Родственные слова
· Пересказ
· Рассказ
· Чистоговорка
· Скороговорка
· Предлог
· Точка
· Восклицательный знак
· Вопросительный знак
· Текст
Учебно - методический комплекс:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение,
2009г.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2004.
5. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет. Учебно-методический комплект
"Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».- М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием
речи 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д,
2002.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д,
2001.
8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием
речи (с 4-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. ). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
11. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое
пособие - Спб.: Детство-Пресс, 1999.
12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
План-программа коррекционно-развивающей работы …………………….......5
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий …………....13
Ключевые слова ………………………………………………………………....24
Учебно-методический комплекс …………………………………………….....25
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы.
В рабочей программе коррекционно-логопедической работы представлено календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе с общим недоразвитием речи (ІІІ уровень) на 2012-2013 учебный год.
Содержательной и концептуальной основой планирования логопедической работы стала:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
2. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
4. Приказ Министерства образования и науки России № 655 от
23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Цель коррекционной работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение основных задач:
· развитие и совершенствование самостоятельной, связной реи;
· практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
· формирование правильного звукопроизношения (воспитание
артикуляционных навыков, овладение слоговой структуры, развитие фонематического слуха и восприятия);
· подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами.
Настоящее рабочая программа позволяет наиболее рационально организовать работу в подготовительной логопедической группе, сэкономить время учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Распределение занятий по коррекции и развитию речи проводятся в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определяется СанПиН № 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольниками во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 30-35 минут.
Занятия по формированию произношения и обучению детей элементам грамоты (2 раз в неделю) – 64 занятия;
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (1 раз в неделю) – 32 занятий.
Количество фронтальных логопедических занятий сокращено за счет увеличения количества и качества индивидуально-подгрупповых занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель- логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.
Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа: стартовый, промежуточный, итоговый.
План-программа коррекционно-развивающей работы
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе
систематизации и обобщений знаний об окружающем мире в рамках изучаемых тем.
2. Пополнение активного словаря существительными с
уменьшительными, увеличительными суффиксами.
3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами
(картофелекопалка),неизменяемыми словами (пальто),словами-антонимами, словами-синонимами.
4. Расширение представления о переносном значении слов (золотые
руки), активизация их в речи.
5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с
уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами (улететь, перелететь,
прилететь, вылететь).
7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными
предлогами из-за, из-под.
8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных,
местоименных форм, наречий, причастий.