Подход – совокупность взглядов и идей, реализуемых в теории и практике.
ЛЕКЦИЯ № 5. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА НЕРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
План:
1. Общественно-историческая обусловленность целей и задач образования. Соотношение педагогических и социальных целей в образовании.
2. Свойства современного образования.
3. Изменения в сфере образования.
4. Понятие и содержание непрерывного образования.
5. Компетентностный подход в образовании.
1. Общественно-историческая обусловленность целей и задач образования. Соотношение педагогических и социальных целей в образовании
Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания.
Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей особенно драматический характер), делает необходимым преодоление многих стереотипов мышления, закрепленных образованием и воспитанием, но по существу исчерпавших себя.
Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который, подводя итоги уходящей эпохи, в то же время очерчивал насущные проблемы и перспективы века грядущего.
В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития.
Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, являлось выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти. Недаром в Древнем Египте доступность образования жестко ограничивалась, а хранителями знаний были жрецы, приближенные фараона. Образование в силу своей базисной роли на всем протяжении истории общества привлекало пристальное внимание властей, религиозных и светских. Именно поэтому нынешнее отсутствие государственного внимания к образованию является симптомом крайне неблагополучного положения дел и, что еще серьезнее, весьма неблагоприятных перспектив.
Конечно, было бы упрощением связывать образование только с волей или расположением государственных структур. Так, религиозный характер образования в средневековой Европе был не просто результатом государственных и церковных предписаний. Как раз сами они прежде всего выражали запросы той эпохи, когда глубокая религиозность была доминантой всей культуры, и интерес людей был направлен не на внешний мир, а внутрь себя, на спасение души. Именно поэтому образование напрямую увязывалось со знанием Библии. Она же была главным авторитетом в решении не только религиозных, но также научных и правовых вопросов, что позволяет понять игнорирование в средневековом образовании богатейшего культурного наследия античности. Соответственно образование Просвещения было пропитано духом механико-математического естествознания, которое отождествлялось вообще с наукой, последняя же представлялась панацеей от всех проблем, гарантией переустройства природы и общества.
Точно так же выразителем культуры своей эпохи является фигура педагога – при всех индивидуальных особенностях, специфике методики и педагогических приемов личность учителя является лишь призмой, через которую преломляется культура данной эпохи. Соответственно, и роль самых выдающихся педагогов, их влияние на образовательные процессы опять-таки обусловлены рамками той культуры, которая их взрастила и в которой происходила их деятельность – даже в тех случаях, когда им удавалось эти рамки раздвинуть. Любой педагог, даже выдающийся новатор, является воспитанником и воспитателем традиций, которые и составляют жизнь культуры. Здесь дело обстоит так же, как с учеными, изобретателями, представителями искусства.
Роль образования в современной ситуации следует оценивать по тому, насколько оно формирует тип личности, адекватный объективным социокультурным запросам.
Скорее всего, современное образование должно ориентироваться на «формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием».
2. Свойства современного образования
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
1) гуманизация,
2) гуманитаризация,
3) дифференциация,
4) диверсификация,
5) стандартизация,
6) многовариантность,
7) многоуровневость,
8) фундаментализация,
9) компьютеризация,
10) информатизация,
11) индивидуализация,
12) непрерывность.
Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация- это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень - общее высшее образование (2 года), второй уровень - базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).
Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие - в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео - и аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывностьозначает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы.
В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
3. Изменения в сфере образования.
На сегодняшний день изменения в сфере образования касаются следующего:
1) трансграничный характер образования. Под транснациональным, или трансграничным, образованием подразумеваются все виды программ высшего образования, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования. Есть несколько преимуществ трансграничного образования.
а) Во-первых, транснациональное образование заметно расширяет возможности индивида по доступу к обучению и профессиональной подготовке в очень широком спектре.
б) Во-вторых, его появление на образовательном ландшафте любой страны приводитк повышению уровня конкуренции среди учебных заведений традиционного типа, что позитивно сказывается на образовательной сфере в целом. Кроме того, страна-экспортер обеспечивает образовательным услугам своих учебных заведений большую конкурентоспособность на мировом рынке, что создает возможности для получения доходов.
Таким образом, перспективы получения дополнительных доходов служат еще одним стимулом развития транснационального образования.
2) непрерывное образование, которое подразумевает следующие изменения: понимание университетского образования как ступени в системе непрерывного образования человека, диверсификация(от лат. diversificatio - изменение, разнообразие; от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента контингента обучающихся, в первую очередь, за счет появления обучающихся, использующих «второй шанс», тех, кто меняет сферу деятельности или нуждается в повышении квалификации; диверсификация форм обучения, включая различные модели очного, заочного и дистанционного обучения.
В настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе, иногда насчитывается более сотни квалификаций в одной стране.
Болонская декларация и ряд других документовориентированы не на унификацию систем высшего образования, а на договоренность по некоторым параметрам обеспечить общий доступ к европейскому образованию и на европейский рынок труда:
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХАРТИЯ.18 сентября 1988 года европейскими ректорами, прибывшими в Болонский университет по случаю 900-летия этого вуза, принята Хартия университетов (Magna Charta Universitatum), в которой сформулированы основные принципы высшей школы в современном мире:
а) Автономность университетов.
б) Независимость университетов от власти.
в) Тесная связь преподавания и научных исследований.
г) Соответствие потребностям экономики и общества.
д) Свобода научных исследований, преподавания и обучения.
е) Выполнение своей миссии при обоюдном соблюдении свободы со стороны власти и университетов.
ж) Отторжение нетерпимости и поддержание диалога.
з) Охрана ценностей европейского гуманизма.
и) Достижение универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.
Среди важнейших инструментов осуществления указанных принципов названы:
1) Формирование открытого европейского пространства в сфере высшего образования. Развитие мобильности преподавателей и студентов.
2) Достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов при безусловном соблюдении уважения и беспристрастности к национальным особенностям.
3) Международное признание и международный потенциал систем образования непосредственно связаны с их внешней и внутренней понятностью.
4) Необходимость в двухступенчатой структуре, предполагающей наличие двух основных циклов для международного сравнения: достепенного [до получения первой академической степени] и послестепенной [после получения первой академической степени].
5) Акцент на исследовательскую и самостоятельную работу.
6) Использование системы кредитов (как это сделано в схеме ECTS).
7) Студенты первой ступени (достепенного цикла) должны иметь доступ к диверсифицированным программам, предполагающим возможность междисциплинарных занятий, развития знания иностранных языков и использования новых информационных технологий.
8) Международное признание первой ступени (степени) как соответствующей определенному уровню квалификации (бакалавр).
9) Прогрессивная гармонизация существующих степеней и ступеней (циклов) обучения через упрочение уже существующего опыта, совместные дипломы, экспериментальные инициативы и диалог со всеми заинтересованными лицами.
10) Создание общей системы, нацеленной на улучшение внешнего признания и облегчение мобильности учащихся, на расширение возможностей их трудоустройства.
19 июня 1999 года в Болонье принято Совместное заявление европейских министров образования. Под БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ поставили свои подписи представители 29 стран. В их числе: Австрия, Бельгия (Фламандская община и Французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
Основные положения подписанных документов сводились к следующему:
а) Разработать и принять систему легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, чтобы создать условия для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
б) Принять систему, основанную на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Переход ко второму циклу потребует успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла обучения, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл обучения должен обеспечить получение степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
в) Внедрить систему кредитов по типу ECTS.
г) Содействовать мобильности участников образовательного процессапутем устранения препятствий для эффективного осуществления свободного передвижения: обеспечение учащимся возможности получения образования и практической подготовки; преподавателям, исследователям и административному персоналу - возможности признания результатов и зачет времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском.
д) Содействовать европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
е)Содействовать необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
29-30 марта 2001 года в Саламанке собрались представители более 300 европейских высших учебных заведений. СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (Саламанка, Испания)
Европейские высшие учебные заведения подчеркнули следующие приоритеты:
а) Качествокак фундаментальный камень формирования единого пространства европейского высшего образования. Качество - основное условие доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в едином пространстве европейского высшего образования.
б) Формирование доверия. В Европе обеспечение качества не может основываться на использовании общего набора стандартов. Путь в будущее состоит в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных форм.
в) Совместимость с европейским рынком труда должна отражаться в программах. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни.
г) Мобильность учащихся, персонала и выпускников является необходимым условием существования единого пространства европейского высшего образования. Инструменты признания и мобильности:ECTS, приложение к диплому и др.
д) Совместимые квалификации на достепенном и послестепенном уровнях. Существует мнение, что для получения первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в пределах от 180 до 240 кредитов ECTS. Первые степени должны обеспечивать возможность занятости на рынке труда или готовить учащихся для дальнейшего обучения. Университеты убеждены в пользе накопительно-перезачетной кредитной системы, основанной на ECTS, и на правепринимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом месте.
е) Привлекательность. Европейские высшие учебные заведения хотят стать привлекательными для талантливых людей всех континентов, что требует определенных действий на институциональном, национальном и европейском уровнях.
4. Понятие и содержание непрерывного образования
Понятие «непрерывное образование» впервые появилось в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО.
В настоящее время в отечественной литературе используется несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования:
1. Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, далее LLL).
2. Непрерывное образование как образование взрослых.
3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование.
1. Понимание непрерывного образования как образования на протяжения всей жизни (LLL)предельно раздвигает границы этого понятия, поскольку к нему в такой постановке можно отнести и процесс обучения маленького ребенка родному языку (ребенок учится говорить), и различные формы обучения пенсионеров, например садоводству (курсы садоводов-любителей, кружки по обмену опытом, различные ассоциации садоводов, включающие формальный и неформальный обмен информацией, а также самообразование с помощью книг по садоводству, журналов, Интернета и т.п.).
В этой связи можно выделить институционализированные и неинституционализированные формы непрерывного образования, точнее - процесса получения образования.
а) Институционализированныеформы непрерывного образования - это те формы, которые осуществляются в рамках действующих в обществе институтов: образовательных учреждений, различных зарегистрированных курсов и кружков, ассоциаций и союзов, публично объявленных образовательных программ и т.п.
б) Выделить и определить (описать) неинституционализированные формы образованиясложно, поскольку они очень изменчивы, слабо проявляются в публичном пространстве и связаны с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации. Примером неинституционализированной формы образования может служить, прежде всего, самообразование, протекающее в самых различных формах (с одной стороны, чтение художественной литературы - повышение общего культурного уровня, а с другой стороны,
2. Понимание непрерывного образования как уже предыдущего образования взрослых и делает акцент на специфике контингента - взрослых, - особенностях его запросов и технологий обучения (получения знаний). Образование взрослых протекает в тех же формах - институционализированных и неинституционализированных, оно может быть и формальным и неформальным, стандартизованным и нестандартизованным.
В образование взрослых также входит и сегмент социального образования, охватывая определенные группы взрослого населения с их специфическими нуждами. Например, мигрантов надо обучить русскому языку, а также дать или расширить профессиональные знания и навыки, чтобы обеспечить им легальный выход на рынок труда.
Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей взрослого населения, несомненно, имеет свою специфику по сравнению с запросами детей или их родителей. В то же время и в первом, и во втором случаях система образования сталкивается с многообразием требований потребителей образовательных услуг. Можно только предположить, что поскольку часть индивидуальных потребностей взрослых связана с их профессиональной деятельностью, то, в принципе, указанные запросы будут охватывать более широкий спектр навыков и знаний.
Главное отличие непрерывного образования взрослых лежит в области образовательных технологий и связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы. Их запросы более конкретны и прагматичны, когда речь идет о программах профессионального образования. Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Как правило, оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от трудовой деятельности должен быть предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.
Однако при анализе собственно образования взрослых возникает проблема, которая не артикулируется при рассмотрении непрерывного образования как образования на протяжении всей жизни. Это проблема вычленения взрослого контингента.В нормативах ЕС взрослый - это человек в возрасте от 25 до 60 лет. В России до сих пор нет четкого определения, кто относится к числу взрослых. Например, в СССР в творческих сообществах, организациях понятие «молодой композитор (художник)» определяло верхнюю границу в 35 лет. Этот момент характерен и для системы образования. Кто должен рассматриваться как взрослый в системе образования, если установленные возрастные рамки молодежи простираются от 15 до 30 лет? В промежуток от 15 до 30 лет попадает и получение общего образования и различных уровней профессионального образования, включая послевузовское (аспирантура), причем это образование не рассматривается как специфически взрослое.
3. Понимание непрерывного образования как непрерывного профессионального образования также уже его предельно широкой трактовки как образования на протяжении всей жизни.Однако в отличие от подчеркивания специфики контингента в данном случае подчеркивается функциональная специфика получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.
Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие состоит в том, что дополнительное профессиональное образование, по идее, должно соотноситься с основным, в то время как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования.
Это отличие существенно, поскольку внутри себя содержит разные представления о профессиональной карьере:
а) в логике дополнительного образования она линейна и связана с линейным развитием технологий;
б) в логике непрерывного профессионального образования она не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника постоянно (регулярно) менять сферы деятельности, профессии или специальности неоднократно на протяжении профессиональной жизни.
Таким образом, в логике непрерывного профессионального образования лежит получение и второго, и третьего, и т.д. высших образований, а также прохождение одновременно с этим различных курсов повышения квалификации и переподготовки. В принципе, здесь возникает возможность многоразовых смен профессиональных и образовательных траекторий. Например, получив техническое образование, индивид далее получает дополнительные профессиональные квалификации, затем происходит смена траектории: он получает второе высшее гуманитарное образование, занимается управленческой деятельностью, повышая там свою управленческую квалификацию, потом возвращается, например, к инженерной деятельности и добирает технические знания и т.п.
В международной практике понятие «непрерывное образование» известно довольно хорошо.
Так, понятие непрерывного образования как принципа упоминается в следующих документах:
1. Конвенция Организации объединенных наций (ООН) «О техническом и профессиональном образовании»;
2. Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы»;
3. Международная Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря»;
4. Резолюция ХХХ Международной организации труда «О занятости молодежи»;
Проект концепции модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ.
Во всех этих документах непрерывное образование выступает как принцип, который необходимо учитывать при построении системы образования.
Существующие в настоящее время концептуальные подходы к определению содержания LLL базируются, главным образом, на двух основных принципах.
Непрерывное образование представляется как обучение:
а) длиною в жизнь (life-long);
б) шириною в жизнь (life-wide);
Рассмотрим эти принципы непрерывного образования более подробно.
Обучение длиною в жизнь может рассматриваться как обучение, продолжительность которого, равна продолжительности жизни человека. Обучение в течение жизни предполагает, что людям необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни и не только посредством неформальных (informal) методов, что делает каждый гражданин в любом случае (ежедневное обучение), но и путем неоднократного получения формального образования, обновления знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования. Наряду с этим, люди также должны принимать участие в неформализованном (non-formal) образовании, проходя обучение вне пределов формального сектора образования: на рабочих местах, в музеях, общественных центрах, профсоюзах, спортивных клубах и др.
Обучение шириною в жизнь предполагает расширение охвата обучением различных сторон жизнедеятельности человека, обучение его не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, необходимым, нужным и просто интересным для него компетенциям. Причем это обучение не должно ограничиваться только предоставлением возможности получения новых знаний, умений и компетенций. В рамках обучения шириною в жизнь должна быть создана система признания полученного образования независимо от форм и объемов его получения. Как известно, организованное обучение имеет место не только в школах, колледжах, университетах и других учебных заведениях, но и проявляется в иных формах, многие из которых находятся за пределами формальной системы образования. В системе обучения шириною в жизнь оценка и признание знаний, полученных за пределами формальной системы образования, становятся необходимостью. Если обучение позиционировано шириною в жизнь, организация, регулирование, финансирование и т.д. попадают не только под юрисдикцию органов управления образованием, но и входят в зону ответственности других правительственных и неправительственных структур, отвечающих за такие направления, как экономическая, молодежная и социокультурная политика, здоровье, занятость. Такая система обучения требует высокой степени согласованности относительно регламентов, нормативов, процедур, стандартов и др., а также эффективных механизмов по координации их действий.
На сегодняшний день обучение в течение всей жизни является существенным элементом единого пространства европейского высшего образования и характеризуется следующими критериями:
1. Необходимость вовлечения университетов, других высших учебных заведений и учащихся как компетентных, активных и конструктивных партнеров в учреждение и формирование единого пространства европейского высшего образования.
2. Качество - основное условие доверия, мобильности, совместимости и привлекательности единого пространства европейского высшего образования.
3. Студенты должны влиять на организацию и содержание образования в университетах и других высших учебных заведениях.
4. Содействие обеспечению привлекательности европейского высшего образования для учащихся из Европы и других частей мира.
5. Сотрудничество, касающееся аккредитации и обеспечения качества; признание результатов обучения и использование кредитов в Болонском процессе; развитие совместных степеней; социальные вопросы со специальным вниманием к препятствиям мобильности, а также расширение Болонского процесса, обучение в течение всей жизни и вовлечение в обсуждение учащихся.
6. В условиях выскотехнологичного образования уделять больше внимания развитию социальных и эмоциональных способностей, этическим и моральным ценностям.
7. Учителям потребуется непрерывное образование и развитие, усилится их роль как консультантов, советчиков
8. Ученики будут играть все большую роль в процессе создания и передачи знаний
В связи с этим, можно выделить основные принципы концепции многоуровневого образования:
1. Фундаментальность.
2. Обеспечение диверсификации, вариативности, выбор маршрутов.
3. Мобильность.
4. Интегративность.
5. Комплексный подход.
6. Активность и самостоятельность студентов.
Структура многоуровневого образования (Россия) Бакалавриат+Магистратура.
Вместо специальностей – укрупненные направления.
В рамках направления – специальности с возможностью достраивания. Например: «Бакалавр ественнонаучного образования», специальность – биология. Или: Бакалавр педагогики. Магистратура – «Дополнительное образование», «Сравнительное образование».
5. Компетентностный подход в образовании
Компетентностный и др.
Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
ЛЕКЦИЯ № 5. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА НЕРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
План:
1. Общественно-историческая обусловленность целей и задач образования. Соотношение педагогических и социальных целей в образовании.
2. Свойства современного образования.
3. Изменения в сфере образования.
4. Понятие и содержание непрерывного образования.
5. Компетентностный подход в образовании.
1. Общественно-историческая обусловленность целей и задач образования. Соотношение педагогических и социальных целей в образовании
Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания.
Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей особенно драматический характер), делает необходимым преодоление многих стереотипов мышления, закрепленных образованием и воспитанием, но по существу исчерпавших себя.
Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который, подводя итоги уходящей эпохи, в то же время очерчивал насущные проблемы и перспективы века грядущего.
В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития.
Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, являлось выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти. Недаром в Древнем Египте доступность образования жестко ограничивалась, а хранителями знаний были жрецы, приближ<