Тема 9. Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.
2. Подготовить конспекты материалов из журнала «Дефектология».
3. Записать основные термины в педагогический словарь (воспитание, образование, развитие, социализация, формирование личности, факторы формирования личности и др.).
4. Составить опорные схемы «Факторы формирования личности ребенка с ОВЗ», «Методы воспитания ребенка с ОВЗ», «Формы воспитательной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья».
Тема 10. Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.
2. Изучить материалы, опубликованные в журнале «Дефектология».
3. Записать основные термины по теме в педагогический словарь (нарушение развития, нарушения интеллекта, умственная отсталость, задержка психического развития, сенсорные нарушения, анализаторные системы, нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, дифференциальная диагностика, коррекционно-развивающая работа, педагогическая система, специальная образовательная технология, др.).
4. Изучите и проанализируйте материал Международного проекта «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха», представленного на сайте http://inclusive-edu.ru/multimedia/2/354/
5. Подготовить обобщенные ответы по основным вопросам темы и одно из предложенных сообщений.
6. С опорой на схемы 14–16, представленные в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), творчески осмыслить возможности структурирования учебного материала по теме занятия и составить опорные схемы «Классификации форм умственной отсталости», «Классификации задержанного психического развития», «Классификации нарушений зрения», «Классификации нарушений слуха», «Классификации нарушений речи» и др.
7. Подготовить мультимедийную презентацию «Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями» или отдельные слайды, отражающие сущность изучаемых вопросов.
Тема 11. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами
1. Проработать теоретический материал по литературным источникам.
2. Подготовить конспекты основных материалов из журнала «Дефектология».
3. Записать основные термины по теме в педагогический словарь (нарушения эмоциональной сферы, аутизм, синдром раннего детского аутизма, нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, сложные нарушения, др.).
4. Изучить и проанализировать материал, представленный в рубрике «Электронные ресурсы» по данной теме.
5. Провести итоговую самодиагностику сформированности понятийного аппарата по дефектологии с опорой на материалы сайта http://www.defectology.ru/ по следующей схеме:
Термин знаю, определение понятия воспроизвожу по памяти | Термин знаком, определение понятия самостоятельно не воспроизвожу | Термин незнаком, определение понятия не знаю |
Итого: | Итого: | Итого: |
Сделать сравнительный анализ результатов вводной и итоговой самодиагностики уровней сформированности понятийного аппарата по дефектологии, определить показатели динамики.
6. Подготовить ответы по основным вопросам темы, а также сообщение по одной из предложенных или самостоятельно выбранных проблем.
7. С опорой на схемы 14–16, представленные в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), творчески осмыслить возможности структурирования учебного материала по теме занятия и составить опорные схемы «Классификации эмоциональных нарушений», «Классификации нарушений опорно-двигательного аппарата», «Классификации сложных нарушений».
8. Подготовить мультимедийные презентации или тематические опорные схемы «Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма», «Современные подходы к образованию лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Современные подходы к образованию лиц со сложными дефектами».
9. Подготовиться к итоговому тестированию.
Тема 12. Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ
1. Актуализировать теоретический материал по основным вопросам курса «Дефектология».
2. Обобщить материалы по актуальным проблемам специальной психологии и педагогики, опубликованные в журнале «Дефектология» и специальной литературе.
3. Составить опорные схемы «Актуальные проблемы дефектологии», «Актуальные проблемы образования лиц с ОВЗ», «Правовые основы образования лиц с ОВЗ», «Развитие службы раннего выявления и ранней помощи детям с ОВЗ», «Внедрение инклюзивного образования в российскую действительность».
4. Подготовить аналитический обзор актуальных проблем специального образования и направлений научного поиска специальной педагогики.
5. Подготовить мультимедийную презентацию «Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ».
6. Подготовиться к участию в работе круглого стола «Дефектология: приоритеты, достижения, актуальные проблемы и перспективы развития».
Вопросы к зачету
1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития.
2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики.
3. Научные достижения специальной педагогики.
4. Вклад выдающихся ученых-дефектологов в развитие специальной педагогики.
5. Научные идеи и вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной дефектологии.
6. Современные подходы к развитию, воспитанию и социализации личности с ОВЗ.
7. Клинический аспект изучения лиц с ОВЗ.
8. Психологический аспект изучения лиц с ОВЗ.
9. Педагогический аспект изучения лиц с ОВЗ.
10. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования.
11. Характеристика этапов становления национальных систем специального образования.
12. История развития системы специального образования в России.
13. Государственная политика в области социальной защиты детей с ОВЗ и правовые основы специального образования в России.
14. Современная система специального образования в России.
15. Реформирование и развитие системы специального образования: основные идеи, задачи, направления и опыт реализации.
16. Проблема интеграции и интегрированного обучения лиц с ОВЗ на современном этапе.
17. Развитие интеграционных процессов в образовательной сфере высокоразвитых стран мира.
18. Состояние и перспективы развития системы специального образования в Республике Мордовия.
19. Проблема совершенствования коррекционно-педагогического процесса.
20. Особенности процесса обучения лиц с ОВЗ.
21. Совершенствование содержания специального образования.
22. Проблема стандартизации содержания специального образования на современном этапе развития педагогической науки и практики.
23. Современные технологии и методы специального образования.
24. Современные активные формы организации специального обучения.
25. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
26. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ.
27. Современные подходы к образованию лиц с умственной отсталостью.
28. Современные подходы к образованию лиц с ЗПР.
29. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями слуха.
30. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями зрения.
31. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями речи.
32. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма.
33. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями ОДА.
34. Современные подходы к образованию лиц со сложными (комбинированными) дефектами.
35. Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования.
36. Проблема совершенствования нормативно-правовой основы специального образования.
37. Проблема профилактики, раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.
38. Проблема создания единого специального образовательного пространства в России.
39. Проблема реализации идей интегрированного обучения и инклюзивного образования в системе общего и специального образования.
40. Проблема медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ на современном этапе.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М. : Юрайт, 2015. ‒ 448 с.
2. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика [Электронный ресурс] : учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова. – М. : Юрайт, 2012. ‒ 1 электрон. опт. диск.
3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология/ Т. Г. Неретина. – М. : Флинта, 2014. – 377 с.
4. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
Дополнительная литература
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М. : Изд-во «АСТ, Астрель», 2008. – 222 с.
3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – СПб : Лань, 2003. – 650 с.
4. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2008. – 271 с.
6. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М. : Высшая школа, 2008. – 129 с.
7. Дошкольная дефектология : ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) : учебное пособие / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М. : Парадигма, 2012. – 311 с.
8. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – 285 с.
9. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
10. Жигарева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигарева. – М. : Академия, 2008. – 238 с.
11. Информационные и коммуникационные технологии в социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Атухова, А. Е. Будо, Н. Н. Быстрова [и др.]. – Хабаровск : ДВАГС, 2008. – 227 с.
12. Калашникова, М. Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / М. Б. Калашникова. – Великий Новгород : НовГУ, 2007. – 67 с.
13. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 353 с.
14. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru.
15. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. – М. : Академия, 2008. – 300 с.
16. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2010. – 250 с.
17. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь : учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – СПб : КАРО, 2006. – 144 с.
18. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2004. – 144 с.
19. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – СПб : КАРО, 2006. – 336 с.
20. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.
21. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
22. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Академия, 2008. – 220 с.
23. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачева, Т. В. Фуряева. – М. : Академия, 2012. – 336 с.
24. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 564 с.
25. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – М. : Флинта, 2010. – 376 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
26. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. – М. : Флинта : МПСИ, 2008. – 374 с.
27. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009. – 397 с.
28. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2008. – 479 с.
29. Панасенко, К. Е. Основы специальной педагогики и психологии / К. Е. Панасенко, О. Д. Коптева. – Белгород : БелГУ, 2006. – 220 с.
30. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полон-ский. – М. : Высшая школа, 2004. – 512 с.
31. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / авт.-сост. Е. М. Беленькая. – Омск : ИРООО, 2007. – 97 с.
32. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / сост. Ю. А. Герасименко. – Шадринск : Шадрин. Дом печати, 2008. – 178 с.
33. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального профессионального образования / сост. Т. Н. Филютина, Ю. А. Герасименко. – Шадринск : Шадрин. Дом печати, 2008. – 154 с.
34. Система образования для детей с проблемами в здоровье / авт.-сост. Г. В. Головченко [и др.]. – Вып. 10. – М. : Школьная книга, 2008. – 247 с.
35. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева [и др.]. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 191 с.
36. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева [и др.]. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 191 с.
37. Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации / отв. ред. Н. Н. Иванова. – Тамбов : ТГУ, 2007. – 272 с.
38. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 1. История специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2007. – 352 с.
39. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
40. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
41. Специальная педагогика : настоящее и будущее / научн. ред. Н. Н. Быстрова. – Хабаровск : ДВГГУ, 2007. – 168 с.
42. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 360 с.
43. Специальная школа. Шаги в будущее / авт.-сост. Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторолина. – Великий Новгород : Нов ГУ, 2008. – 39 с.
44. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль : ЯГПУ, 2008. – 263 с.
45. Сурдопедагогика / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
46. Сурдопедагогика / сост. Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Академия, 2005. – 571 с.
47. Титов, В. А. Дефектология: конспект лекций / В. А. Титов. – Ростов-н/Д : Феникс, 2014. – 380 с.
48. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. – М. : Книголюб, 2008. – 139 с.
49. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
50. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения / Л. В. Фомичева. – СПб : КАРО, 2007. – 256 с.
51. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Гревцов. – 2009. – 280 с.
52. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / П. А. Янн; пер. с нем. Л. Н. Родиченко, Н. М. Назаровой; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М. : Академия, 2003. – 248 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Альманах ИКП РАО – http://almanah.ikprao.ru/
2. Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского Российской академии образования – http://www.gnpbu.ru
3. Дайджест по инклюзивному образованию № 1 – http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru/?1073
4. Дайджест по инклюзивному образованию № 13 – http://centertversk.ru/files/ inklyuziya/ daydzhesti/dajwest_yanv_2012.pdf
5. Дефектологический словарь – http://www.defectology.ru/
6. ИКПедия – http://childrens-needs.com/stati
7. Институт коррекционной педагогики РАО – http://институт-коррекционной-педагогики.рф/
8. Институт проблем инклюзивного образования – http://www.inclusive-edu.ru/
9. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы «Образование без границ» – http://edu-open.ru/
10. Информационно-правовая система «Гарант» – http://www.garant-park.ru/ present
11. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» – http://www.consul tant.ru/
12. Министерство образования и науки РФ – http://минобрнауки.рф/
13. Министерство образования РМ – http://minobr.e-mordovia.ru/
14. Музей ИКП РАО – http://музей.институт-коррекционной-педагогики.рф/
15. Мультимедиа-Коллекция Института проблем инклюзивного образования – http://inclusive-edu.ru/multimedia/1/?PHPSESSID=dd446ac3848e7ca15e0b28b533dfa9d0
16. Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – http://www.inclusive-edu.ru/docum/
17. ООН: документы, декларации – http://www.un.org/ru/
18. Педагогическая библиотека – http://www.pedlib.ru/Books
19. Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru/
20. Российский образовательный портал– http://www.school.edu.ru/
21. Российский портал открытого образования – http://www.openet. edu.ru
22. Федеральный портал «Российское образование» – http://www. edu.ru
8. Методические указания обучающимся
В ОПОП по ФГОС ВО направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля Психология и педагогика инклюзивного образования в вариативной части предусмотрен курс по выбору «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Это обусловлено логикой изучения общих и специальных психолого-педагогических дисциплин, необходимостью обеспечения преемственности между ними. Специальная педагогика как наука направлена на изучение теории и практики специального образования лиц с ОВЗ и является, с одной стороны, составной частью педагогики; с другой стороны – дефектологии, включающей в себя специальную психологию и специальную педагогику. В свою очередь специальная педагогика выступает интегративным курсом, имеет разветвленную структуру и дифференцируется на ряд отраслей: олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику и логопедию.
Курсу по выбору «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» отводится важная роль – вооружить будущих бакалавров-дефектологов знаниями теоретических основ современной специальной педагогики, научных основ обучения и воспитания лиц с ОВЗ, формировать профессиональное мышление, готовность к систематическому профессиональному самообразованию, подготовить будущих дефектологов к профессиональной деятельности в системе общего и специального образования. С учетом этой миссии курс по выбору призван:
– осветить фундаментальные подходы к осуществлению специального образования, закономерные связи процессов развития, воспитания, образования и социализации детей с сохранными и ограниченными возможностями здоровья;
– определить методологическую базу изучения упомянутых процессов и поиска путей решения проблем повышения жизненной компетенции, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ;
– выделить общее и особенное в образовании и формировании личности лиц с ОВЗ.
Овладеть данным багажом знаний и умений студентам позволит систематизированный курс по «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» и основные учебные пособия по данной дисциплине, которые в этот период должны стать настольными:
1. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М. : Юрайт, 2015. ‒ 448 с.
2. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика [Электронный ресурс] : учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова. – М. : Юрайт, 2012. ‒ 1 электрон. опт. диск.
3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология/ Т. Г. Неретина. – М. : Флинта, 2014. – 377 с.
4. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
При изучении курса по выбору, организации самостоятельной работы студентов, систематизации и усвоения учебного материала необходимо ориентироваться на следующие теоретические, научно-организационные, научно-методические, научно-практические вопросы и проблемы.
При освоении материала дисциплины «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» необходимо:
– спланировать и распределить время, необходимое для изучения дисциплины;
– конкретизировать для себя план изучения материала;
– ознакомиться с объемом и характером внеаудиторной самостоятельной работы для полноценного освоения каждой из тем дисциплины.
Сценарий изучения дисциплины «Современные проблемы образования лиц с ОВЗ»:
– проработайте каждую тему по предлагаемому ниже алгоритму действий;
– изучив весь материал, поработайте с тест-тренажером, затем выполните итоговый тест, который продемонстрирует готовность к сдаче темы или экзамена.
Алгоритм работы над каждой темой:
– изучите содержание темы вначале по лекционному материалу, а затем по другим источникам;
– прочитайте дополнительную литературу из списка, предложенного преподавателем;
– выпишите в тетрадь основные категории и персоналии по теме, используя лекционный материал или словари, что поможет быстро повторить материал при подготовке к сдаче темы или экзамена;
– составьте краткий план ответа по каждому вопросу, выносимому на обсуждение на семинарском занятии;
– выучите определения терминов, относящихся к теме;
– продумайте примеры и иллюстрации к ответу по изучаемой теме;
– продумывайте высказывания по темам, предложенным к семинарскому занятию.
Рекомендации по работе с литературой:
– ознакомьтесь с аннотациями к рекомендованной литературе и определите основной метод изложения материала того или иного источника;
– составьте собственные аннотации к другим источникам на карточках, что поможет при подготовке рефератов, текстов речей, при подготовке к экзамену;
– выберите те источники, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы.
9. Информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы
При изучении дисциплины используется интерактивный комплекс Flipbox для проведения презентаций и видеоконференций, система iSpring в процессе проверки знаний по электронным тест-тренажерам.
Индивидуальные результаты освоения дисциплины студентами фиксируются в информационной системе 1 С:Университет.
Реализация учебной программы обеспечивается доступом каждого студента к информационным ресурсам – электронной библиотеке и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций на лекциях. Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет и корпоративную информационную систему ИНФО-ВУЗ.
Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду, сетевым ресурсам Интернет, корпоративной информационной системе ИНФО-ВУЗ. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.