Тема 7. Современные исследования в области дидактики специальной педагогики

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.

2. Подготовить конспекты материалов из журнала «Дефектология».

3. Записать основные термины в педагогический словарь (дидактика специальной педагогики, специальное образование, принцип специального образования, особые образовательные потребности, государственный образовательный стандарт, коррекционно-педагогический процесс, коррекционно-педагогическая работа, специальная образовательная технология, метод обучения, форма обучения, средство обучения и реализации коррекционно-педагогического процесса и др.).

4. На основе изученного материала составить опорную схему «Особые образовательные потребности и содержание образования лиц с ОВЗ» и ответить на вопросы:

ü Что понимают под особыми образовательными потребностями?

ü В чем заключаются характерные для всех лиц с особыми образовательными потребностями нарушения в развитии?

ü Какими средствами образования достигается удовлетворение особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ?

5. Составить опорные схемы «Принципы специального образования», «Цели и задачи образования лиц с ОВЗ».

6. Изучить проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта образования лиц с ОВЗ, представленный на сайте http://nsportal.ru/osobye-deti-s-osobymi-potrebnostyami/fgost, сделать сравнительный анализ государственных образовательных стандартов общего образования нормально развивающихся лиц и лиц с ОВЗ (одной из категорий).

7. Подготовить обобщенные ответы по основным вопросам темы и одно из предложенных или самостоятельно выбранных дополнительных сообщений либо мультимедийную презентацию «Дидактика специальной педагогики».

Тема 8. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.

2. Подготовить конспекты материалов из журнала «Дефектология».

3. Записать основные термины в педагогический словарь (коррекционно-педагогический процесс, коррекционно-педагогическая работа, специальная образовательная технология, метод обучения, форма обучения, средство обучения и реализации коррекционно-педагогического процесса и др.).

4. Проанализировать схемы 31, 35, представленные в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), выявить дидактические основы построения педагогического процесса, характерные особенности построения коррекционно-педагогического процесса образования лиц с ОВЗ.

5. Используя материал статьи Б. К. Тупоногова «Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития» и опорную схему 36, представленную в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), определить:

ü роль, значение, место коррекционно-педагогической работы в системе образования лиц с ОВЗ;

ü составные части и компоненты образования лиц с ОВЗ, их коррекционную направленность;

ü специфику коррекционно-педагогической работы и др.,

а также творчески переработать и дополнить опорную схему «Коррекционно-педагогический процесс», содержательно наполнив ее современными материалами.

6. С опорой на схему 38 «Специфика учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов», представленную в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), сделать сравнительный анализ учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов в системе образования лиц с ОВЗ. Чем можно дополнить данную схему?

7. Составить опорные схемы по вопросам «Средства реализации коррекционно-педагогической работы», «Специальные условия организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ».

8. На основе обобщения изученного материала ответить на следующие вопросы:

- В чем заключается сущность коррекционной направленности специального обучения?

- В чем выражается практическая направленность специального обучения?

- Каким образом достигается индивидуализация обучения школьников?

- Как строится дифференцированное обучение учащихся с ОВЗ?

9. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам темы, а также сообщение по одному из предложенных вопросов.

Наши рекомендации