Тема 2. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.
2. Ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими вопросы статуса инвалида: Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ; Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г. № 535.
3. Начать целенаправленную работу по формированию собственного понятийного аппарата по дефектологии с опорой на материалы сайта http://www.defectology.ru/
4. Сделать запись в педагогический словарь основных терминов по теме (индивид, человек, личность; развитие, нормальное (типичное, стандартное) развитие, патологическое (нетипичное, аномальное) развитие, дизонтогенез; дефект (недостаток, нарушение), недостаток (физический, психический, сложный, тяжелый); инвалид, лицо с ограниченной трудоспособностью, лицо с ограниченными возможностями здоровья, лицо с особыми образовательными потребностями; образование, специальное образование, инклюзивное образование, интегрированное обучение; социализация, интеграция в общество; адаптация, дезадаптация, абилитация, реабилитация и др.).
5. С опорой на схемы 12-13, представленные в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), дать развернутую характеристику современной систематике форм психического дизонтогенеза у детей и их дифференциации по группам аномалий развития.
6. Составить опорные схемы «Факторы развития личности с ОВЗ», «Возрастная периодизация развития личности с ОВЗ», «Варианты развития личности», «Этиология психического дизонтогенеза», «Классификация психического дизонтогенеза у детей», «Систематики нарушений психофизического развития», «Статус инвалида» и др.
7. Подготовить ответы по основным вопросам темы, а также сообщение или опорную схему по одной из предложенных или самостоятельно выбранных проблем.
8. Подготовить мультимедийную презентацию «Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ» или одного из аспектов изучения и коррекции нарушений в развитии.
9. Выполнить творческое задание (по желанию) – составить опорные схемы «Клинический аспект изучения и коррекции нарушений в развитии», «Психологический аспект изучения и коррекции нарушений в развитии», «Педагогический аспект изучения и коррекции нарушений в развитии» или тематическую опорную схему по собственному выбору.
Тема 3. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.
2. Продолжить целенаправленную работу по формированию собственного понятийного аппарата по дефектологии с опорой на материалы сайта http://www.defectology.ru/
3. Подготовить конспекты статей, опубликованных в журнале «Дефектология».
4. Познакомиться с историческим прошлым в виртуальном Музее Института коррекционной педагогики Российской академии образования – http://музей.институт-коррекционной-педагогики.рф/
5. Составить опорные схемы «История становления и развития системы специального образования».
6. Подготовить ответы по основным вопросам темы, а также по выбору – сообщение по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем или составить тематическую опорную схему в электронном виде.
7. Подготовить мультимедийную презентацию «История становления и перспективы развития национальных систем специального образования».
Тема 4. Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным источникам.
2. Познакомиться с материалами нормативных документов.
3. Записать в педагогический словарь основные термины (система образования, специальное образование, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, образовательная организация и др.).
4. Проанализируйте материал по проблеме реформирования специального образования: Малофеев, Н. Н. Система специального образования нового типа [Электронный ресурс] / Н. Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2007. - № 11 – Режим доступа : http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11#ccat
5. С опорой на схемы 23, 27, 28, представленные в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), охарактеризовать современную систему получения образования лицами с ОВЗ, основные идеи и направления ее реформирования и модернизации.
6. Составить опорные схемы по вопросам «Государственная политика в области социальной защиты детей с ОВЗ», «Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с ОВЗ», «Организационно-правовая форма специальных (коррекционных) учреждений», «Система специального образования в России», «Основные направления реформирования системы специального образования в России», «Система специального образования в Республике Мордовия», «Тенденции развития системы специального образования».
7. Рассмотреть и проанализировать различные формы образования и оказания специализированной помощи лицам с ОВЗ.
8. Подготовить ответы по основным вопросам темы, а также сообщение по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем.
9. Подготовить мультимедийную презентацию по одной из тем «Современная нормативно-правовая база специального образования», «Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ».
11. Подготовиться к прохождению контрольной точки по темам «Дефектология как интегрированная отрасль знания о лицах с ОВЗ», «Особенности развития, образования и социализации лиц с ОВЗ», «История становления и развития национальных систем специального образования», «Система специального образования в России».
Тема 5. Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.
2. Составить перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы получения образования лицами с ОВЗ.
3. Сформировать базу данных электронных документов, регламентирующих вопросы получения образования лицами с ОВЗ.
4. Составить аналитическую справку «Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и гарантии прав ребенка с ОВЗ на образование».
5. Познакомиться с нормативно-правовыми документами и информационными данными, размещенными на следующих сайтах:
- Институт проблем инклюзивного образования (ИПИО МГППУ) – http://www.i№clusive-edu.ru/
- Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию – http://edu-ope№.ru/
- РООИ «Перспектива» – http://perspektiva-i№va.ru/
- Центр «Взаимодействие» – http://i№clusio№.vzaimodeystvie.ru/i№clusio№/
- Центр лечебной педагогики – http://www.ccp.org.ru/
- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Благо» – http://sluh.№et/
Тема 6. Современные исследования в области интегрированного инклюзивного образования лиц с ОВЗ
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.
2. Охарактеризовать базовые модели интегрированного обучения.
При характеристике моделей руководствуйтесь следующими параметрами:
ü каким детям может быть полезна данная форма интеграции;
ü в каких видах образовательных учреждений она может быть организована;
ü каковы правила комплектования групп и классов;
ü как дозируется время интеграции;
ü каковы содержание и характер совместной деятельности детей;
ü какие специалисты участвуют в процессе обучения и воспитания;
ü где и кем оказывается специальная педагогическая помощь;
ü каков механизм взаимодействия массовых и специальных педагогов.
3. Составить опорные схемы по вопросам «Реализация идеи интегрированного обучения лиц с ОВЗ», «Современные модели интегрированного обучения», «Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ», «Внедрение инклюзивного образования в России», «Факторы и условия эффективной реализации подхода инклюзивного образования».
4. Подготовить ответы по основным вопросам темы, а также сообщение или опорную схему по одной из предложенных или самостоятельно выбранных проблем.
5. Подготовить мультимедийную презентацию «Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ».
Модуль 2. Современные проблемы образования лиц с ОВЗ
Факторы качества | Максимальный балл |
Посещаемость | |
Активная работа на занятии | |
Выполнение заданий для самостоятельной работы | |
Отработка пропущенных занятий | |
Контрольная аттестация |