Тема 1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития (1 ч)
Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
Наименование дисциплины: «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Уровень ОПОП: бакалавриат
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и педагогика инклюзивного образования
Форма обучения: очная
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ № 1457 от 14.12.2015 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (от _________, протокол №_____).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии О. И. Карпунина.
Программа одобрена на заседании кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии от «03» июня 2015 года, протокол № 10.
Саранск 2016
1. Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины– углубление, расширение и обобщение теоретических основ и научных достижений современной специальной педагогики, изучение нормативно-правовых основ и современных подходов к обучению и воспитанию лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование профессионального мышления, готовности к систематическому профессиональному самообразованию, подготовка будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности в системе общего и специального образования.
Задачи дисциплины:
– формировать профессиональное мировоззрение будущих дефектологов;
– способствовать освоению сферы будущей профессиональной деятельности;
– формировать терминологический аппарат данной отрасли знания;
– осваивать научно-организационные основы воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
– формировать гуманистическую направленность будущих дефектологов, готовность осуществлять профессиональную деятельность в сфере общего и специального образования на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения;
– углублять профессиональный интерес к междисциплинарным проблемам и вопросам, возникающим на стыке медицинских наук, общей и специальной психологии и педагогики, частных методик.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Учебная дисциплина Б1.В.ДВ.13 «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» является дисциплиной вариативной части учебного плана ОПОП ВО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование профилю Психология и педагогика инклюзивного образования.
Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина по выбору «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», являются сферы образования, культуры, здравоохранения, а также социальная сфера.
Освоение дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Профильными для данной дисциплины являются следующие виды профессиональной деятельности:
-социально-педагогическая;
-психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;
-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
во всех видах профессиональной деятельности:
- формирование способности учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- формирование готовности использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
- формирование способности понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
формирование способности осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития.
Для освоения дисциплины «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин 1) базовой части ОПОП ВО: Теория обучения и воспитания. История педагогики и образования; Дефектология; 2) вариативной части ОПОП ВО: Теория и практика образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития, Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями, Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Обучение и воспитание детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения:
–знаниетеории и истории общей педагогики;
– знание сущности, содержания, структуры образовательных процессов и систем, педагогических технологий и инновационных процессов в сфере общего образования;
– знание методов проведения специальных психолого-педагогических исследований;
– знание закономерностей психического развития;
– знание здоровьесберегающих технологий и способов их реализации;
– знание медико-биологических и лингвистических основ специальной педагогики и специальной психологии;
– знание актуальных технологий обучения, в том числе информационных и коммуникационных технологий и средств для лиц с ОВЗ;
– знание содержания основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида;
– знание морфофункциональных особенностей организма в норме и у лиц с ОВЗ;
– использование в своей профессиональной деятельности информационных и коммуникационных технологий для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;
– определение диагностических и прогностических показателей психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;
– проведение анализа собственной профессиональной деятельности;
– умение работать со специальной медицинской литературой;
– осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере общего образования;
– владение системой знаний о человеке как субъекте навыками поиска, отбора, анализа, переработки, хранения и использования профессионально значимой информации;
– владение приемами и методами психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;
– владение основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.
Изучение данного учебного курса является необходимой основой для подготовки студентов к государственной итоговой аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
- способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
- способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов, федеральные законы, решения Правительства Российской Федерации, органов власти по вопросам образования лиц с ОВЗ;
- правовые основы системы образования и будущей профессиональной деятельности;
- теоретико-методологические основы дефектологии и специальной педагогики, категориальный аппарат, основные направления исследований;
- основные направления и перспективы развития дефектологии, специального и инклюзивного образования, системы социальных институтов раннего выявления и оказания квалифицированной помощи лицам с ОВЗ в России и Республике Мордовия;
- концепции психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и системы коррекционно-педагогического воздействия;
- сущность, закономерности, принципы, содержание, структуру коррекционно-педагогических процессов и систем, инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования;
- современные педагогические технологии и педагогические системы воспитания, развития, образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
- классификации и статистические данные о лицах с ОВЗ, особенности их развития, образования, социализации и интеграции в общество;
- общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
- специфику совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- особенности взаимодействия с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности;
уметь:
- применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
- организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития;
- организовывать коррекционно-педагогический процесс с использованием современных технологий;
- эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности;
владеть:
- готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
- способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- организацией коррекционно-педагогического процесса в образовательных организациях различного типа и вида;
- способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Тестирование (подготовка и прохождение) | ||
Вид промежуточной аттестации: зачет | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание модулей дисциплины
№ п/п | Наименование модуля дисциплины | Содержание модуля |
Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ | Специальная педагогика: достижения и перспективы развития. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования. Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ. Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ. Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ | |
Современные проблемы образования лиц с ОВЗ | Современные исследования в области дидактики специальной педагогики. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ. Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ. Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами. Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ |
5.2. Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |
1. | Дисциплина изучается в последнем семестре |
5.3. Модули дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование модуля дисциплины | Лекции (ч) | Семинар-ские занятия (ч) | СРС (ч) | Всего (ч) |
1. | Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ | ||||
Специальная педагогика: достижения и перспективы развития | |||||
Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ | |||||
История становления и перспективы развития национальных систем специального образования | |||||
Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ | |||||
Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ | |||||
Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ | |||||
2. | Современные проблемы образования лиц с ОВЗ | ||||
Современные исследования в области дидактики специальной педагогики | |||||
Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ | |||||
Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ | |||||
Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями | |||||
Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами | |||||
Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ | |||||
Всего |
5.4. Интерактивные формы занятий
№ модуля дисциплины | Тема занятия | Вид занятия | Интерактивная форма |
Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ | ЛК | мультимедийная презентация | |
Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ | ЛК | мультимедийная презентация | |
Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ | СЗ | тестирование | |
Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ | ЛК | мультимедийная презентация | |
Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ | ЛК | электронные ресурсы | |
Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования | СЗ | круглый стол, дискуссия | |
6 занятий в интерактивной форме составляют 25,0 % аудиторных занятий |
5.5. Формы оценки сформированности компетенций
Код компетенции | Семестр | Форма оценки |
ОПК-1 | восьмой | практическая работа, тестирование |
ОПК-6 | восьмой | решение практикоориентированных задач |
ОПК-7 | восьмой | тестирование |
ОПК-8 | восьмой | практическая работа, тестирование |
ПК-36 | восьмой | решение практикоориентированных задач |
ОПК-1, 6, 7, 8; ПК-36 | восьмой | зачет |
5.6. Содержание лекций
Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ
Современные идеи и подходы к решению задач социализации, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОВЗ. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе, основные модели их восприятия в общественном сознании. Нормативно-правовые основы интегрированного обучения в России. Модели интегрированного обучения (вынужденная, интернальная, экстернальная). Основные формы интегрированного обучения (комбинированное, частичное, временное, полное интегрированное обучение).
Предпосылки и условия образовательной интеграции в России. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрасте. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Структура модели социально-образовательной интеграции. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения.
Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования. Деятельность специалистов службы сопровождения. Психолого-медико-педагогическое (коррекционное) сопровождение: цель, задачи, основные направления реализации. Работа с семьей ребенка с ОВЗ в ситуации интегрированного обучения.
Инклюзивное образование в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Внедрение инклюзивного образования в России: понятие, идеи, подходы к реализации. Разработка моделей инклюзивного образования в исследованиях дефектологов. Международный и отечественный опыт реализации подхода инклюзивного образования: достижения, проблемы и перспективы развития.
Модуль 2. Современные проблемы образования лиц с ОВЗ
Педагогический процесс: понятие, сущность, функции, источники и движущие силы. Структура педагогического процесса, его основные компоненты, их характеристика, целостность и взаимосвязь. Закономерности, принципы, правила построения и факторы успешности педагогического процесса.
Сущность коррекционно-педагогического процесса: понятие, функции, задачи, компоненты, специфические свойства. Значение и место коррекционно-педагогического процесса в системе образования детей с нарушенным психофизическим развитием. Специфические задачи и направленность коррекционно-педагогического процесса, его методологические, научно-организационные и методические основы.
Воплощение идей Л. С. Выготского и его последователей в построении и научном обосновании коррекционно-педагогического процесса. Средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования. Условия и факторы его успешности. Проблема поиска путей и средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса специальной школы.
История развития различных подходов к осуществлению коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Проблема поиска путей и средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса в современной специальной школе. Современные исследования в области совершенствования коррекционно-педагогического процесса, коррекционно-педагогических технологий и систем.
Понятие и сущность процесса обучения в системе коррекционно-педагогического процесса. Коррекционная направленность процесса обучения в специальной школе, условия и факторы ее реализации. Проблемы совершенствования процесса обучения в системе коррекционно-педагогической работы специальной школы. Характеристика исследований, направленных на выявление особенностей процесса обучения в специальной школе. Современные принципы обучения детей с ОВЗ. Совершенствование содержания специального образования детей с ОВЗ. Поиск эффективных методов обучения в специальной школе. Специфика использования средств обучения и обеспечения коррекционно-педагогического процесса в специальной школе. Совершенствование организационных форм обучения в специальной школе.
Вопросы к зачету
1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития.
2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики.
3. Научные достижения специальной педагогики.
4. Вклад выдающихся ученых-дефектологов в развитие специальной педагогики.
5. Научные идеи и вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной дефектологии.
6. Современные подходы к развитию, воспитанию и социализации личности с ОВЗ.
7. Клинический аспект изучения лиц с ОВЗ.
8. Психологический аспект изучения лиц с ОВЗ.
9. Педагогический аспект изучения лиц с ОВЗ.
10. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования.
11. Характеристика этапов становления национальных систем специального образования.
12. История развития системы специального образования в России.
13. Государственная политика в области социальной защиты детей с ОВЗ и правовые основы специального образования в России.
14. Современная система специального образования в России.
15. Реформирование и развитие системы специального образования: основные идеи, задачи, направления и опыт реализации.
16. Проблема интеграции и интегрированного обучения лиц с ОВЗ на современном этапе.
17. Развитие интеграционных процессов в образовательной сфере высокоразвитых стран мира.
18. Состояние и перспективы развития системы специального образования в Республике Мордовия.
19. Проблема совершенствования коррекционно-педагогического процесса.
20. Особенности процесса обучения лиц с ОВЗ.
21. Совершенствование содержания специального образования.
22. Проблема стандартизации содержания специального образования на современном этапе развития педагогической науки и практики.
23. Современные технологии и методы специального образования.
24. Современные активные формы организации специального обучения.
25. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
26. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ.
27. Современные подходы к образованию лиц с умственной отсталостью.
28. Современные подходы к образованию лиц с ЗПР.
29. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями слуха.
30. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями зрения.
31. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями речи.
32. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма.
33. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями ОДА.
34. Современные подходы к образованию лиц со сложными (комбинированными) дефектами.
35. Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования.
36. Проблема совершенствования нормативно-правовой основы специального образования.
37. Проблема профилактики, раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.
38. Проблема создания единого специального образовательного пространства в России.
39. Проблема реализации идей интегрированного обучения и инклюзивного образования в системе общего и специального образования.
40. Проблема медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ на современном этапе.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М. : Юрайт, 2015. ‒ 448 с.
2. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика [Электронный ресурс] : учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова. – М. : Юрайт, 2012. ‒ 1 электрон. опт. диск.
3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология/ Т. Г. Неретина. – М. : Флинта, 2014. – 377 с.
4. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
Дополнительная литература
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М. : Изд-во «АСТ, Астрель», 2008. – 222 с.
3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – СПб : Лань, 2003. – 650 с.
4. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2008. – 271 с.
6. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М. : Высшая школа, 2008. – 129 с.
7. Дошкольная дефектология : ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) : учебное пособие / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М. : Парадигма, 2012. – 311 с.
8. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – 285 с.
9. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
10. Жигарева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигарева. – М. : Академия, 2008. – 238 с.
11. Информационные и коммуникационные технологии в социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Атухова, А. Е. Будо, Н. Н. Быстрова [и др.]. – Хабаровск : ДВАГС, 2008. – 227 с.
12. Калашникова, М. Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / М. Б. Калашникова. – Великий Новгород : НовГУ, 2007. – 67 с.
13. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 353 с.
14. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа : http://home.mordgpi.ru.
15. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. – М. : Академия, 2008. – 300 с.
16. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2010. – 250 с.
17. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь : учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – СПб : КАРО, 2006. – 144 с.
18. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2004. – 144 с.
19. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – СПб : КАРО, 2006. – 336 с.
20. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.
21. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
22. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Академия, 2008. – 220 с.
23. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачева, Т. В. Фуряева. – М. : Академия, 2012. – 336 с.
24. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 564 с.
25. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – М. : Флинта, 2010. – 376 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
26. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. – М. : Флинта : МПСИ, 2008. – 374 с.
27. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009. – 397 с.
28. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2008. – 479 с.
29. Панасенко, К. Е. Основы специальной педагогики и психологии / К. Е. Панасенко, О. Д. Коптева. – Белгород : БелГУ, 2006. – 220 с.
30. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полон-ский. – М. : Высшая школа, 2004. – 512 с.
31. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / авт.-сост. Е. М. Беленькая. – Омск : ИРООО, 2007. – 97 с.
32. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / сост. Ю. А. Герасименко. – Шадринск : Шадрин. Дом печати, 2008. – 178 с.
33. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального профессионального образования / сост. Т. Н. Филютина, Ю. А. Герасименко. – Шадринск : Шадрин. Дом печати, 2008. – 154 с.
34. Система образования для детей с проблемами в здоровье / авт.-сост. Г. В. Головченко [и др.]. – Вып. 10. – М. : Школьная книга, 2008. – 247 с.
35. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева [и др.]. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 191 с.
36. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева [и др.]. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 191 с.
37. Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации / отв. ред. Н. Н. Иванова. – Тамбов : ТГУ, 2007. – 272 с.
38. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 1. История специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2007. – 352 с.
39. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
40. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
41. Специальная педагогика : настоящее и будущее / научн. ред. Н. Н. Быстрова. – Хабаровск : ДВГГУ, 2007. – 168 с.
42. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 360 с.
43. Специальная школа. Шаги в будущее / авт.-сост. Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторолина. – Великий Новгород : Нов ГУ, 2008. – 39 с.
44. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль : ЯГПУ, 2008. – 263 с.
45. Сурдопедагогика / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
46. Сурдопедагогика / сост. Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Академия, 2005. – 571 с.
47. Титов, В. А. Дефектология: конспект лекций / В. А. Титов. – Ростов-н/Д : Феникс, 2014. – 380 с.
48. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. – М. : Книголюб, 2008. – 139 с.
49. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
50. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения / Л. В. Фомичева. – СПб : КАРО, 2007. – 256 с.
51. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Гревцов. – 2009. – 280 с.
52. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / П. А. Янн; пер. с нем. Л. Н. Родиченко, Н. М. Назаровой; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М. : Академия, 2003. – 248 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Альманах ИКП РАО – http://almanah.ikprao.ru/
2. Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского Российской академии образования – http://www.gnpbu.ru
3. Дайджест по инклюзивному образованию № 1 – http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru/?1073
4. Дайджест по инклюзивному образованию № 13 – http://centertversk.ru/files/ inklyuziya/ daydzhesti/dajwest_yanv_2012.pdf
5. Дефектологический словарь – http://www.defectology.ru/
6. ИКПедия – http://childrens-needs.com/stati
7. Институт коррекционной педагогики РАО – http://институт-коррекционной-педагогики.рф/
8. Институт проблем инклюзивного образования – http://www.inclusive-edu.ru/
9. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы «Образование без границ» – http://edu-open.ru/
10. Информационно-правовая система «Гарант» – http://www.garant-park.ru/ present
11. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» – http://www.consul tant.ru/
12. Министерство образования и науки РФ – http://минобрнауки.рф/
13. Министерство образования РМ – http://minobr.e-mordovia.ru/
14. Музей ИКП РАО – http://музей.институт-коррекционной-педагогики.рф/
15. Мультимедиа-Коллекция Института проблем инклюзивного образования – http://inclusive-edu.ru/mu