Режимы вентилирования грузовых помещений

Практически единственным средством, с помощью которого администрация судна может если не предотвратить полностью, то в значительной степени уменьшить интенсивность образования конденсата, является вентиляция. Особенно повышается ее роль при пересечении судном районов с различным климатом, большой амплитудой колебаний параметров наружного воздуха.

На практике различают следующие режимы вентилирования грузовых помещений.

1. Освежение - режим вентиляции, при котором в грузовые помещения подается наружный (свежий, атмосферный) воздух. В зависимости от конструктивных особенностей системы вентиляции конкретного судна вентилирование трюмов в режиме "освежение" может осуществляться путем:

- принудительного (механического, с помощью вентилятора) нагнетания наружного воздуха и принудительной вытяжки трюмного воздуха (это наиболее эффективная система вентиляции);

- принудительного нагнетания наружного воздуха в грузовые помещения и естественного удаления трюмного воздуха из грузовых помещений (без помощи вентиляторов, не предусмотренных конструкцией), которое происходит в результате "подпора" воздуха в трюме;

- принудительной вытяжки трюмного воздуха из грузового помещения и естественной подачи (всасывания) в трюмы наружного воздуха.

2. Рециркуляция - режим вентиляции, при котором наружный воздух в грузовые помещения не подается, а лишь происходит перемешивание трюмного воздуха с помощью вентиляторов; воздухозаборники наружного воздуха при этом режиме должны быть закрыты (грузовые помещения герметизированы).

Кроме этих основных режимов вентиляции на практике применяется еще один режим:

3. Вытяжка - вентиляторы работают на удаление трюмного воздуха из грузовых помещений; воздухозаборники, через которые наружный воздух поступает в трюм, должны быть закрыты. Этот режим применяется в течение короткого времени (10 - 15 минут) для удаления из трюмов избыточной влаги при стабильном понижении температуры наружного воздуха, если при этом атмосферный воздух содержит много влаги (туман, дождь, морось) и критериальные условия не выполняются, то есть когда вентилировать грузовые помещения в режиме "освежение" нельзя.

Следует иметь в виду, что при резком снижении температуры наружного воздуха вентилирование даже в режиме "рециркуляция" будет способствовать снижению температуры трюмного воздуха и груза благодаря контакту трюмного воздуха с быстро охлаждающимися поверхностями судового набора корпуса, хотя и в меньшей степени, чем при режиме "освежение". Однако при режиме "рециркуляция" невозможно удаление излишней влаги из воздуха грузовых помещений, поэтому при длительных неблагоприятных условиях целесообразно на короткое время включать вентиляторы в режим "вытяжка".

Эффективность вентилирования, конечно, во многом зависит от конструктивных особенностей имеющейся на судне системы вентиляции, но немалую роль в этом играет правильное и рациональное использование ее, что целиком зависит от экипажа судна, его практического опыта, понимания процессов, происходящих в грузовых помещениях во время морского перехода, микроклимата трюмов. А это, в свою очередь, возможно лишь в случае, если известны параметры груза, наружного и трюмного воздуха.

ПАРАМЕТРЫ ГРУЗА, НАРУЖНОГО И ТРЮМНОГО ВОЗДУХА

Таблица 1

+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Термин ¦Обозначе-¦Способ, место, время определения ¦
¦ ¦ние ¦ параметров ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Показания психрометра ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура сухого ¦tс ¦Снимается показание сухого термо-¦
¦термометра, °C ¦ ¦метра аспирационного психрометра ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура смочен- ¦tм ¦Снимается показание смоченного ¦
¦ного (влажного) ¦ ¦термометра аспирационного психро-¦
¦термометра, °C ¦ ¦метра ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Параметры груза ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура, °C ¦tгр ¦Определяется в порту погрузки во ¦
¦ ¦ ¦время грузовых работ несколькими ¦
¦ ¦ ¦непосредственными измерениями с ¦
¦ ¦ ¦помощью термометра либо берется ¦
¦ ¦ ¦как средняя температура воздуха в¦
¦ ¦ ¦порту погрузки в течение 2 - 3 ¦
¦ ¦ ¦суток (если груз поступает с ¦
¦ ¦ ¦нерефрижераторных складов) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Равновесная относи- ¦φр (фи) ¦Определяется по номограмме после ¦
¦тельная влажность ¦ ¦окончания погрузки и закрытия ¦
¦груза, % ¦или ¦ ¦
¦ ¦φгр (фи) ¦трюмов по показаниям tст и tмт и ¦
¦ ¦ ¦принимается равной φгр ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура точки ¦τгр(тау) ¦Определяется по номограмме после ¦
¦росы груза, °C ¦ ¦окончания погрузки и закрытия ¦
¦ ¦ ¦трюмов по показаниям tст и tмт ¦
¦ ¦ ¦и принимается равной τгр ¦
¦Температурный запас ¦θгр(ТЭТА)¦Определяется по формуле: ¦
¦груза, °C ¦ гр ¦ θгр = tгргр ¦
¦Влагосодержание ¦Wгр ¦ ¦
¦груза, % ¦ ¦ ¦
¦- нормированное ¦ Wгрн ¦Берется из нормативных документов¦
¦ ¦ ¦(правила) ¦
¦- сертификатное ¦ Wгрс ¦Берется из сертификата качества ¦
¦ ¦ ¦груза, предъявленного грузоот- ¦
¦ ¦ ¦правителем ¦
¦- расчетное ¦ Wгррас ¦Определяется по диаграмме (прило-¦
¦ ¦ ¦жение 2) исходя из температурного¦
¦ ¦ ¦запаса груза θгр и равновесной¦
¦ ¦ ¦относительной влажности ¦
¦Расчетный темпера- ¦ θгррасТЭТА¦Определяется по диаграмме (прило-¦
¦турный запас груза, ¦ ¦жение 2) исходя из сертификатного¦
¦°C ¦ ¦влагосодержания груза ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Параметры наружного воздуха ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура, °C ¦t ¦Определяется в течение рейса ¦
¦ ¦ н ¦непосредственным измерением по ¦
¦ ¦ ¦показаниям сухого термометра ¦
¦ ¦ ¦ с ¦
¦ ¦ ¦(t = t ) ¦
¦ ¦ ¦ н н ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Относительная ¦фи ¦Определяется в течение рейса по ¦
¦влажность наружного ¦ н ¦номограмме (приложение 1) по ¦
¦воздуха, % ¦ ¦показаниям сухого и смоченного ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦термометров (t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ н н ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура точки ¦тау ¦Определяется в течение рейса по ¦
¦росы наружного воз- ¦ н ¦номограмме (приложение 1) по по- ¦
¦духа, °C ¦ ¦казаниям сухого и смоченного ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦термометров (t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ н н ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температурный запас ¦ТЭТА ¦Определяется в течение рейса по ¦
¦наружного воздуха ¦ в ¦формуле ТЭТА = t - тау ¦
¦(или дефицит точки ¦ ¦ в н н ¦
¦росы), °C ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ min ¦ min ¦
¦Минимальный темпера-¦ТЭТА ¦ТЭТА = 3 °C ¦
¦турный запас ¦ в ¦ в ¦
¦воздуха, °C ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Содержание влаги ¦d ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦(водяного пара) в ¦ н ¦ложение 1) ¦
¦наружном воздухе, ¦ ¦ ¦
¦г/кг ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Параметры трюмного воздуха ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура, °C ¦t ¦Определяется после окончания по- ¦
¦ ¦ тр ¦грузки и закрытия трюмов (в нача-¦
¦ ¦ ¦ле рейса) в средней части грузо- ¦
¦ ¦ ¦вого помещения у поверхности гру-¦
¦ ¦ ¦за по показаниям сухого термомет-¦
¦ ¦ ¦ с ¦
¦ ¦ ¦ра (t = t ) либо с помощью ¦
¦ ¦ ¦ тр т ¦
¦ ¦ ¦обычного термометра ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Относительная ¦фи ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦влажность, % ¦ тр ¦ложение 1) по показаниям сухого ¦
¦ ¦ ¦и смоченного термометров ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦(t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ т т ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура точки ¦тау ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦росы, °C ¦ тр ¦ложение 1) по показаниям сухого ¦
¦ ¦ ¦и смоченного термометров ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦(t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ т т ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Содержание влаги ¦d ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦(водяного пара) в ¦ тр ¦ложение 1) ¦
¦трюмном воздухе, ¦ ¦ ¦
¦г/кг ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура заборт- ¦t ¦Принимается по данным вахтенной ¦
¦ной воды, °C ¦ з.в. ¦службы в машинном отделении ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура корпуса ¦t ¦Принимается равной температуре ¦
¦судна (ограждений), ¦ огр ¦наружного воздуха t = t ¦
¦°C ¦ ¦ гр н ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

Примечания. 1. Замеры параметров воздуха с помощью аспирационного психрометра следует выполнять в строгом соответствии с "Инструкцией по эксплуатации" этого прибора и требованиями "Инструкции по вентилированию грузовых помещений судов". Отсчет следует производить только по остановившимся ртутным столбикам. Необходимо помнить, что неточность в замерах даже на 0,5 °C может дать ошибку в расчете относительной влажности до 10%, что обусловит неправильный выбор режима вентилирования.

2. Непосредственно в грузовом помещении (трюме) замеры

параметров трюмного воздуха следует производить по окончании

погрузки не менее чем через 5 часов после закрытия трюмов, не

включая систему вентиляции, около 8 - 10 часов (через 1,5 - 2 часа

после восхода солнца) или в 19 - 21 час, т.е. в то время, когда

можно с наименьшей ошибкой допустить, что температура наружного

воздуха tн максимально близка к температуре трюмного воздуха tтр,

а также, что груз и трюмный воздух пришли в равновесное состояние.

Только в этом случае будут справедливы равенства

фитр ~= фир = фигр и таугр ~= таун, на которых основана методика

определения требуемого режима вентилирования. (Вполне понятно, что

в дневные часы, особенно в солнечные дни, tн > tтр, а в ночные

часы tн < tтр.)

3. Во время морского перехода, учитывая, что в загруженный

трюм попасть затруднительно, замеры параметров трюмного воздуха

допускается выполнять у вытяжных вентиляционных головок (решеток)

в максимальной близости от них, включив на это время вентиляцию в

режим "освежение". Результаты замеров в этом случае обозначаются

tсвыт и tмвыт, а параметры трюмного воздуха, определенные по

результатам замеров, обозначаются соответственно: tвыт, фивыт,

таувыт можно с некоторой погрешностью считать, что tвыт ~= tтр,

фивыт ~= фитр , таувыт ~= таутр).

4. Замеры параметров наружного воздуха с помощью аспирационного психрометра следует выполнять с наветренного крыла мостика, при этом психрометр должен быть подвешен в тени <*> на расстоянии не менее 1 м от конструкций судового набора (палуба, переборки).

--------------------------------

<*> Особенно, если прибор, которым выполняются замеры, старый и металлическая поверхность его, защищающая термометры от лучей солнца, имеет следы коррозии.

5. По результатам замеров в поле номограммы (приложение 1) определяются (строятся) точки, характеризующие:

"Г" - состояние груза;

"ТР" или "ВЫТ" - состояние трюмного воздуха;

"Н" - состояние наружного воздуха.

ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАМЕРОВ. ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО РЕЖИМА ВЕНТИЛИРОВАНИЯ

Наши рекомендации