По вентилированию грузовых помещений сухогрузных судов и предотвращению подмочки груза конденсатом

Рекомендации по вентилированию грузовых помещений сухогрузных судов и предотвращению подмочки груза конденсатом

Утверждены

Приказом Федеральной службы морского флота России от 29 ноября 1996 г. N 43

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕНТИЛИРОВАНИЮ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОДМОЧКИ ГРУЗА КОНДЕНСАТОМ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЕНТИЛИРОВАНИЯ

Настоящие Рекомендации определяют условия вентилирования грузовых помещений универсальных и специализированных судов, оборудованных системой принудительной вентиляции и перевозящих режимные (в том числе продовольственные) грузы из тропических районов в порты России, кроме экстремальных случаев, когда вентилирование трюмов необходимо вне зависимости от погодных условий, например:

- во время проведения грузовых работ для удаления выхлопных газов от работающих в трюмах автопогрузчиков;

- перед началом грузовых работ и пуском докеров в грузовые помещения для подачи в трюмы наружного воздуха с нормальным содержанием в нем кислорода;

- при самосогревании груза, когда требуется во что бы то ни стало его охладить;

- при перевозке плодоовощных грузов, когда необходимы постоянная подача в трюмы наружного воздуха с нормальным содержанием кислорода и удаление продуктов дыхания плодов.

Эти и другие подобные случаи оговариваются в специальных правилах.

Основные положения настоящих Рекомендаций излагаются применительно к осенне - зимнему периоду плавания, когда подмочка грузов конденсатом или увлажнение поверхности его наиболее вероятны.

Основная цель вентилирования грузовых помещений при движении судна с юга на север (северном полушарии) - исключить или по возможности уменьшить интенсивность образования конденсата на металлических поверхностях набора корпуса судна и таким образом предотвратить подмочку (или увлажнение) груза.

Вентилирование грузовых помещений должно способствовать решению следующих задач:

- выравнивание температуры груза с температурой наружного воздуха, т.е. охлаждение груза;

- удаление избыточной влаги, содержащейся в трюмном воздухе.

Учитывая, что подавляющее большинство судов (кроме рефрижераторных) не оборудовано дистанционными датчиками замеров параметров наружного и трюмного воздуха, работа предусматривает выбор правильного режима вентилирования с помощью механического аспирационного психрометра МВ-4М <*> и психрометрической номограммы (приложение 1) <**>, позволяющей по показаниям сухого и смоченного термометра определить остальные требуемые параметры воздуха и груза.

--------------------------------

<*> Возможно также применение электрического аспирационного психрометра. В этом случае все положения и требования настоящих Рекомендаций остаются верными.

<**> Приложения 1, 2 не приводятся.

Краткая метеохарактеристика линии порты Центральной и Южной Америки - порты Балтийского моря

Зоны 1 и 2 идентичны описанным в предыдущем разделе.

Зона 3 - Английские проливы. Продолжительность перехода - ок. 1 сут. В связи с близостью берегов возможны резкие колебания температуры наружного воздуха. Район характеризуется повышенной относительной влажностью и постепенным понижением температуры. Вентиляция эффективна при соблюдении критериальных условий.

Зона 4 - Северное и Балтийское моря. Продолжительность перехода - 4 - 7 суток. Характеризуется дальнейшим снижением температуры наружного воздуха (особенно в Балтийском море) при низкой относительной влажности. Вентиляция эффективна и целесообразна при соблюдении критериальных условий. При плавании вблизи берегов и подходе к порту назначения (особенно С.-Петербургу) возможно резкое снижение температуры наружного воздуха до отрицательных температур.

ПАРАМЕТРЫ ГРУЗА, НАРУЖНОГО И ТРЮМНОГО ВОЗДУХА

Таблица 1

+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Термин ¦Обозначе-¦Способ, место, время определения ¦
¦ ¦ние ¦ параметров ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Показания психрометра ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура сухого ¦tс ¦Снимается показание сухого термо-¦
¦термометра, °C ¦ ¦метра аспирационного психрометра ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура смочен- ¦tм ¦Снимается показание смоченного ¦
¦ного (влажного) ¦ ¦термометра аспирационного психро-¦
¦термометра, °C ¦ ¦метра ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Параметры груза ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура, °C ¦tгр ¦Определяется в порту погрузки во ¦
¦ ¦ ¦время грузовых работ несколькими ¦
¦ ¦ ¦непосредственными измерениями с ¦
¦ ¦ ¦помощью термометра либо берется ¦
¦ ¦ ¦как средняя температура воздуха в¦
¦ ¦ ¦порту погрузки в течение 2 - 3 ¦
¦ ¦ ¦суток (если груз поступает с ¦
¦ ¦ ¦нерефрижераторных складов) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Равновесная относи- ¦φр (фи) ¦Определяется по номограмме после ¦
¦тельная влажность ¦ ¦окончания погрузки и закрытия ¦
¦груза, % ¦или ¦ ¦
¦ ¦φгр (фи) ¦трюмов по показаниям tст и tмт и ¦
¦ ¦ ¦принимается равной φгр ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура точки ¦τгр(тау) ¦Определяется по номограмме после ¦
¦росы груза, °C ¦ ¦окончания погрузки и закрытия ¦
¦ ¦ ¦трюмов по показаниям tст и tмт ¦
¦ ¦ ¦и принимается равной τгр ¦
¦Температурный запас ¦θгр(ТЭТА)¦Определяется по формуле: ¦
¦груза, °C ¦ гр ¦ θгр = tгргр ¦
¦Влагосодержание ¦Wгр ¦ ¦
¦груза, % ¦ ¦ ¦
¦- нормированное ¦ Wгрн ¦Берется из нормативных документов¦
¦ ¦ ¦(правила) ¦
¦- сертификатное ¦ Wгрс ¦Берется из сертификата качества ¦
¦ ¦ ¦груза, предъявленного грузоот- ¦
¦ ¦ ¦правителем ¦
¦- расчетное ¦ Wгррас ¦Определяется по диаграмме (прило-¦
¦ ¦ ¦жение 2) исходя из температурного¦
¦ ¦ ¦запаса груза θгр и равновесной¦
¦ ¦ ¦относительной влажности ¦
¦Расчетный темпера- ¦ θгррасТЭТА¦Определяется по диаграмме (прило-¦
¦турный запас груза, ¦ ¦жение 2) исходя из сертификатного¦
¦°C ¦ ¦влагосодержания груза ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Параметры наружного воздуха ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура, °C ¦t ¦Определяется в течение рейса ¦
¦ ¦ н ¦непосредственным измерением по ¦
¦ ¦ ¦показаниям сухого термометра ¦
¦ ¦ ¦ с ¦
¦ ¦ ¦(t = t ) ¦
¦ ¦ ¦ н н ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Относительная ¦фи ¦Определяется в течение рейса по ¦
¦влажность наружного ¦ н ¦номограмме (приложение 1) по ¦
¦воздуха, % ¦ ¦показаниям сухого и смоченного ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦термометров (t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ н н ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура точки ¦тау ¦Определяется в течение рейса по ¦
¦росы наружного воз- ¦ н ¦номограмме (приложение 1) по по- ¦
¦духа, °C ¦ ¦казаниям сухого и смоченного ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦термометров (t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ н н ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температурный запас ¦ТЭТА ¦Определяется в течение рейса по ¦
¦наружного воздуха ¦ в ¦формуле ТЭТА = t - тау ¦
¦(или дефицит точки ¦ ¦ в н н ¦
¦росы), °C ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ min ¦ min ¦
¦Минимальный темпера-¦ТЭТА ¦ТЭТА = 3 °C ¦
¦турный запас ¦ в ¦ в ¦
¦воздуха, °C ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Содержание влаги ¦d ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦(водяного пара) в ¦ н ¦ложение 1) ¦
¦наружном воздухе, ¦ ¦ ¦
¦г/кг ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦ Параметры трюмного воздуха ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

¦Температура, °C ¦t ¦Определяется после окончания по- ¦
¦ ¦ тр ¦грузки и закрытия трюмов (в нача-¦
¦ ¦ ¦ле рейса) в средней части грузо- ¦
¦ ¦ ¦вого помещения у поверхности гру-¦
¦ ¦ ¦за по показаниям сухого термомет-¦
¦ ¦ ¦ с ¦
¦ ¦ ¦ра (t = t ) либо с помощью ¦
¦ ¦ ¦ тр т ¦
¦ ¦ ¦обычного термометра ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Относительная ¦фи ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦влажность, % ¦ тр ¦ложение 1) по показаниям сухого ¦
¦ ¦ ¦и смоченного термометров ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦(t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ т т ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура точки ¦тау ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦росы, °C ¦ тр ¦ложение 1) по показаниям сухого ¦
¦ ¦ ¦и смоченного термометров ¦
¦ ¦ ¦ с м ¦
¦ ¦ ¦(t и t ) ¦
¦ ¦ ¦ т т ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Содержание влаги ¦d ¦Определяется по номограмме (при- ¦
¦(водяного пара) в ¦ тр ¦ложение 1) ¦
¦трюмном воздухе, ¦ ¦ ¦
¦г/кг ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура заборт- ¦t ¦Принимается по данным вахтенной ¦
¦ной воды, °C ¦ з.в. ¦службы в машинном отделении ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Температура корпуса ¦t ¦Принимается равной температуре ¦
¦судна (ограждений), ¦ огр ¦наружного воздуха t = t ¦
¦°C ¦ ¦ гр н ¦
+--------------------+---------+---------------------------------+

Примечания. 1. Замеры параметров воздуха с помощью аспирационного психрометра следует выполнять в строгом соответствии с "Инструкцией по эксплуатации" этого прибора и требованиями "Инструкции по вентилированию грузовых помещений судов". Отсчет следует производить только по остановившимся ртутным столбикам. Необходимо помнить, что неточность в замерах даже на 0,5 °C может дать ошибку в расчете относительной влажности до 10%, что обусловит неправильный выбор режима вентилирования.

2. Непосредственно в грузовом помещении (трюме) замеры

параметров трюмного воздуха следует производить по окончании

погрузки не менее чем через 5 часов после закрытия трюмов, не

включая систему вентиляции, около 8 - 10 часов (через 1,5 - 2 часа

после восхода солнца) или в 19 - 21 час, т.е. в то время, когда

можно с наименьшей ошибкой допустить, что температура наружного

воздуха tн максимально близка к температуре трюмного воздуха tтр,

а также, что груз и трюмный воздух пришли в равновесное состояние.

Только в этом случае будут справедливы равенства

фитр ~= фир = фигр и таугр ~= таун, на которых основана методика

определения требуемого режима вентилирования. (Вполне понятно, что

в дневные часы, особенно в солнечные дни, tн > tтр, а в ночные

часы tн < tтр.)

3. Во время морского перехода, учитывая, что в загруженный

трюм попасть затруднительно, замеры параметров трюмного воздуха

допускается выполнять у вытяжных вентиляционных головок (решеток)

в максимальной близости от них, включив на это время вентиляцию в

режим "освежение". Результаты замеров в этом случае обозначаются

tсвыт и tмвыт, а параметры трюмного воздуха, определенные по

результатам замеров, обозначаются соответственно: tвыт, фивыт,

таувыт можно с некоторой погрешностью считать, что tвыт ~= tтр,

фивыт ~= фитр , таувыт ~= таутр).

4. Замеры параметров наружного воздуха с помощью аспирационного психрометра следует выполнять с наветренного крыла мостика, при этом психрометр должен быть подвешен в тени <*> на расстоянии не менее 1 м от конструкций судового набора (палуба, переборки).

--------------------------------

<*> Особенно, если прибор, которым выполняются замеры, старый и металлическая поверхность его, защищающая термометры от лучей солнца, имеет следы коррозии.

5. По результатам замеров в поле номограммы (приложение 1) определяются (строятся) точки, характеризующие:

"Г" - состояние груза;

"ТР" или "ВЫТ" - состояние трюмного воздуха;

"Н" - состояние наружного воздуха.

ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАМЕРОВ. ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО РЕЖИМА ВЕНТИЛИРОВАНИЯ

При вентилировании

Определим и обозначим зоны номограммы от 1 до 10 (рис. 1) вокруг точки "Г", характеризующей состояние груза и на момент отхода из порта погрузки состояние трюмного воздуха. В одну из этих зон попадает точка "Н", определяемая при замерах параметров наружного воздуха во время рейса и характеризующая его состояние.

Выполнив указанные в п. 5.1 построения, нетрудно определить и наглядно представить температурно - влажностные процессы, которые будут происходить в грузовых помещениях при вентилировании их в режиме "освежение", в зависимости от взаимного расположения в поле номограммы точки "Г" после окончания погрузки (а во время рейса - точки "ТР" или "ВЫТ" и точки "Н" (рис. 3).

Рассмотрим каждую зону в отдельности, акцентируя внимание на процессах, происходящих в грузовых помещениях при условии нахождения точки "Н" в данной зоне; степени опасности конденсации влаги на внутренних поверхностях корпуса судна при его движении с юга на север и мерах по предотвращению (или уменьшению интенсивности) образования конденсата (рис. 1).

Зона 1. Ограничена кривыми фи = 100% и фи и вертикальной

р

с

прямой t = t (1) (пунктир).

гр т

При вентиляции в режиме "освежение" наружный вентиляционный

воздух в грузовом помещении остывает и осушается (t > t и

н тр

d > d ), следовательно, вентиляция приведет к нагреву и

н тр

увлажнению груза. Более того, в верхней части этой зоны (выше

с

пунктирной прямой (5) t = t на рис. 1) создаются условия

гр т

конденсации влаги на грузе: t < тау . Поэтому вентиляция должна

гр н

быть выключена, трюмы герметизированы. Точка "Н" при движении

судна с юга на север попадает в эту зону довольно редко, лишь

иногда в дневные часы при плавании в тропиках в пасмурную жаркую

погоду. С точки зрения образования конденсата на внутренних

поверхностях ограждения грузовых помещений эта зона опасности не

представляет.

Зона 2. Ограничена кривой фи и горизонтальной прямой (3)

р

тау = тау .

тр гр

При вентилировании в режиме "освежение" вентиляционный воздух

все равно остывает и осушается (хотя фи < фи = фи , но d >

н р тр н

d ), что приведет к нагреву и увлажнению груза. Процессы

тр

идентичны происходящим в зоне 1: в верхней части этой зоны (выше

с

пунктирной прямой (5) t = t ) создаются условия конденсации

гр т

влаги на грузе. Вентиляция должна быть выключена, трюмы

герметизированы. Точка "Н" при движении судна с юга на север

попадает в эту зону тоже довольно редко: при плавании в тропиках,

в дневные часы в ясную жаркую погоду, как правило, вблизи берегов.

Зона не представляет опасности с точки зрения образования

конденсата на поверхностях судового набора корпуса.

с

Зоны 3 и 4. Ограничены прямыми (3) тау = тау и (1) t и

тр гр т

м

разделены прямой (2) t (наклонный пунктир).

т

При вентиляции трюмов в режиме "освежение" вентиляционный

воздух охлаждается и увлажняется (t > t и d < d ), что

н тр н тр

приводит к нагреву и подсушке груза. Вентиляцию можно не включать,

трюмы должны быть герметизированы. Точка "Н" в эти зоны может

попасть при выходе из тропиков вблизи берегов в дневные часы в

сухую ясную погоду. Зоны не представляют опасности с точки зрения

образования конденсата на металлических поверхностях.

Внимание! В ночные часы при плавании в этих условиях точка "Н"

может смещаться из зоны 4 в зону 5.

Вблизи зоны 5 и при явной тенденции смещения точки "Н" влево

(падает температура наружного воздуха) возможно и целесообразно

включение вентиляции в режим "освежение" с целью удаления

излишней влаги из грузовых помещений. Вентилирование будет тем

эффективнее, чем дальше располагается точка "Н" от точки "Г" (во

время рейса - от точки "ТР").

с

Зона 5. Ограничена вертикальными прямыми (1) t и (4) тау =

т гр

тау , а также кривой фи = фи .

тр р тр

При вентиляции в режиме "освежение" вентиляционный воздух в

грузовых помещениях нагревается и увлажняется (t < t и d <

н тр н

d ), что приведет к охлаждению и подсушке груза, т.е. вентиляция

тр

будет выполнять свои основные задачи (см. раздел 1), при этом из

трюмного воздуха будет удаляться излишняя влага. В этих условиях

вентиляция трюмов в режиме "освежение" возможна и целесообразна:

основные критериальные условия "Инструкции..." соблюдаются. На

практике точка "Н" попадает в эту зону после выхода судна из

тропиков при плавании в сухую ясную погоду. Однако при различном

положении точки "Н" в пределах зоны 5 эффективность и

необходимость вентилирования трюмов свежим воздухом будет

неодинакова:

с

- если точка "Н" находится вблизи вертикальной прямой (1) t

т

и/или имеет тенденцию смещения к ней (вправо), вентиляция будет

малоэффективной: излишки влаги будут удалены из трюмов за 10 - 15

минут (за такое время при 5 - 6-кратной производительности системы

вентиляции произойдет практически полный обмен трюмного воздуха),

а охлаждать груз вентиляционный воздух почти не будет, т.к.

разность температур трюмного и наружного воздуха невелика и

продолжает уменьшаться. На практике такое положение бывает в

первой половине дня. Следует подготовиться к выключению

вентиляции;

- если точка "Н" располагается вблизи вертикальной прямой (4)

тау = тау и/или имеет тенденцию к перемещению влево,

гр тр

вентиляция эффективна и необходима, т.к. грозит опасность

образования конденсата на металлических поверхностях набора

корпуса судна, а более холодный вентиляционный (наружный) воздух,

охлаждая трюмный воздух и груз, будет препятствовать образованию

конденсата; на практике такое положение часто встречается по

вечерам;

- если точка "Н" находится вблизи кривой фи и имеет

р

устойчивую тенденцию к смещению влево и вниз, условия

вентилирования в режиме "освежение" наиболее благоприятные:

удаляется лишняя влага из грузовых помещений, охлаждается груз,

при этом его поверхность ни увлажняется, ни подсыхает; чем дальше

находится точка "Н" от точки "Г", тем эффективнее будет

вентилирование;

- если точка "Н" имеет устойчивую тенденцию к смещению вниз и

вправо, то вопрос о целесообразности вентилирования следует

решать, исходя из свойств перевозимого груза: если груз не может

быть испорчен подсушкой, то следует продолжить вентилирование;

если качество груза из-за подсушки может снизиться (например, при

перевозке сахара - сырца насыпью - при подсушке на поверхности

груза образуется корка), то надо остановить вентиляцию.

Точка "Н" на практике попадает в зону 5 при стабильном

понижении температуры наружного воздуха после выхода из тропиков в

средних широтах, при приближении к берегу.

Зона 6. Ограничена вертикальной прямой (4) тау и кривой фи .

тр р

Опасная зона. Создались условия для образования конденсата на

металлических поверхностях набора корпуса судна в грузовых

помещениях (t = t < тау ). Постоянное вентилирование с

н огр тр

максимальной интенсивностью в режиме "освежение" будет

способствовать удалению излишней влаги и охлаждению груза и

трюмного воздуха (аналогично процессу в зоне 5). Вентиляция

эффективна, целесообразна и необходима: все критериальные условия

"Инструкции..." при нахождении точки "Н" в этой зоне будут

соблюдены. Наиболее благоприятные условия вентилирования в том

случае, если точка "Н" находится вблизи кривой фи и имеет

р

тенденцию к смещению вдоль нее (вниз влево). Точка "Н" может

попасть в зону 6 при резком понижении температуры наружного

воздуха (подход к берегу, приближение холодного фронта).

Зона 7. Ограничена вертикальной прямой (4) тау = тау и

тр гр

кривыми фи = 100% и фи = фи .

р тр

Зона крайне опасная. Соблюдаются условия образования

с

конденсата на металлических поверхностях t = t < тау =

н огр тр

тау . Положение тем опаснее, т.е. образование конденсата будет

гр

тем интенсивнее, чем дальше (по горизонтали) отстоит точка "Н" от

вертикальной прямой тау = тау . Однако вентилирование трюмов в

тр гр

режиме "освежение" может привести к увлажнению поверхности груза:

не соблюдается критериальное условие 3 (ТЭТА = t - тау >= 3

в н н

°C). В этом случае приходится решать альтернативные задачи:

- либо вентилировать трюмы и при этом несколько увлажнить поверхность груза, но предотвратить образование конденсата;

- либо не вентилировать трюмы, надеясь на то, что образование конденсата будет непродолжительным по времени и не особенно интенсивным (ожидается восход солнца, которое прогреет палубу и конденсат испарится).

Многое здесь решают свойства перевозимого груза (степень опасности порчи груза при подмочке его поверхности), интуиция и опыт наблюдателя и направление смещения точки "Н" в зоне:

- если точка "Н" расположена вблизи кривой фи (или между

р

min

кривыми фи и фи ) и/или имеет тенденцию к смещению вправо

р

и/или вниз, следует включить вентиляцию в режим "освежение",

внимательно наблюдая за изменениями параметров наружного воздуха;

вентиляционный воздух будет способствовать уменьшению влаги в

трюмном воздухе, охлаждать воздух в трюме и груз, хотя поверхность

груза может и увлажняться, особенно если равновесная влажность

трюмного воздуха довольно значительно отличается от относительной

влажности, соответствующей минимальному температурному запасу

min

наружного воздуха (фи );

- если точка "Н" располагается вблизи кривой фи = 100% (между

min

фи = 100% и фи ) и/или имеет тенденцию к смещению влево

(туман, морось), то вентилировать грузовые помещения в режиме

"освежение" нельзя, следует включить вентиляцию в режим

"рециркуляция" с целью равномерного охлаждения трюмного воздуха и

груза и периодически, через 3 - 4 часа, включать вентиляцию в

режим "вытяжка" для удаления из трюмов избыточной влаги;

- если точка "Н" находится вблизи вертикальной прямой тау =

тр

тау и/или имеет тенденцию к смещению вправо или вправо вверх, то

гр

вентилировать грузовые помещения целесообразно только в режиме

"рециркуляция" с целью охлаждения трюмного воздуха и груза.

Правильно выбранный режим вентилирования будет способствовать

уменьшению интенсивности образования конденсата.

Точка "Н" может попасть в зону 7 при резком снижении

температуры наружного воздуха в условиях высокой относительной

влажности (осадки).

Зона 8. Ограничена вертикальной (4) и горизонтальной (3)

прямыми тау = тау и кривой фи = фи .

тр гр р тр

Вентиляция трюмов в режиме "освежение" будет способствовать в какой-то мере удалению избыточной влаги из трюмного воздуха и охлаждению груза (хотя и в меньшей степени, чем в предыдущих случаях - зоны 6 и 7), но может также привести к увлажнению поверхности груза (не соблюдаются критериальные условия 2 и 3 "Инструкции..."). Зона 8 не является опасной с точки зрения образования конденсата, хотя в некоторых случаях (при резком понижении температуры наружного воздуха) появляются условия перемещения точки "Н" в зону 7. Трюмы должны быть герметизированы, вентиляция выключена. Требуется систематическое постоянное наблюдение за тенденцией изменения параметров наружного воздуха:

- опасность выпадения конденсата возникает при смещении точки "Н" влево вниз и приближении к зонам 6 и 7; в этом случае следует принимать меры, описанные выше для этих зон;

- при смещении точки "Н" вверх и вправо вверх следует держать трюмы герметизированными;

- при смещении точки "Н" вправо, вниз и приближении ее к

кривой фи можно начинать вентилирование в режиме "освежение"

р

(при этом пользоваться рекомендациями, изложенными для зоны 5).

На практике точка "Н" попадает в зону 8 обычно при выходе из

тропиков (и при плавании в тропиках) в ночные часы или в утренние

часы в сырую погоду.

Зоны 9 и 10. Ограничены горизонтальной прямой (3) тау =

тр

тау , вертикальной прямой (4) t и кривой фи = 100%, разделены

гр тр

м

наклонной прямой (2) t .

т

Вентиляция трюмов в режиме "освежение" в этом случае приведет к незначительному охлаждению трюмного воздуха и груза и увлажнению груза, к подаче в трюм дополнительной влаги. Поэтому трюмы должны быть герметизированы, вентиляция выключена.

Точка "Н" попадает в эти зоны при плавании в тропиках в ночное время.

Для облегчения восприятия выбор требуемого режима вентилирования в зависимости от расположения точки "Н" в каждой зоне графически представлен на рис. 4. Стрелки показывают направление (тенденцию) смещения точки "Н" в поле номограммы.

Краткая характеристика каждой зоны номограммы представлена в табл. 2.

Суммируя вышеизложенное, определим и обозначим области номограммы, при попадании в которые точки "Н" (рис. 5):

- вентиляция не нужна - зона 1 (незаштрихованная область);

- вентиляция возможна и целесообразна в режиме "освежение" - зона 2;

- вентиляция необходима и целесообразна в режиме "рециркуляция" с кратковременной "вытяжкой" - зона 3.

Более мелкая штриховка зон 2 и 3 свидетельствует о возрастании необходимости вентилирования грузовых помещений в требуемом режиме с целью предотвращения (или уменьшения интенсивности) образования конденсата на судовом наборе корпуса.

Волнистые линии, ограничивающие зоны, показывают ориентировочное (примерное) расположение границ той или иной зоны, которые зависят не только от соотношения параметров наружного и трюмного воздуха, но и от тенденции изменения параметров наружного воздуха во время выполнения замеров.

Таблица 2

Выбор режима вентилирования

Рекомендации по вентилированию грузовых помещений сухогрузных судов и предотвращению подмочки груза конденсатом

Утверждены

Приказом Федеральной службы морского флота России от 29 ноября 1996 г. N 43

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕНТИЛИРОВАНИЮ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОДМОЧКИ ГРУЗА КОНДЕНСАТОМ

Наши рекомендации