Повсеместное введение всеобуча.
1935 г. Распространение циркуляров об изъятии из всех библиотек сочинений неблагонадёжных авторов, в том числе А. В. Луначарского (март).
Уголовная ответственность распространяется на детей старше 12 лет, они могут быть приговорены к смертной казни (апрель).
Приказы Наркомпроса РСФСР «О включении проектов строительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства» (август), «Об охвате всеобучем дефективных детей в 1936 году».
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» (сентябрь). Новый закон о школе, усиливающий власть учителя и ужесточающий дисциплину.
1936 г. Запрещение абортов (разрешённых декретом 1920 г.). Политика усиления охраны материнства и препятствия при разводе: всё большее значение придаётся роли семьи в советском обществе (июнь).
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль).
На VIII чрезвычайном съезде Советов принята новая Конституция (основной закон) СССР. Упразднены ограничения всеобщего избирательного права, гарантируется свобода личности. В статье 126 ВКП(б) провозглашается «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. ВКП(б) не упоминалась). Конституция подтверждает плановый характер экономики и коллективизацию сельского хозяйства (5 декабря).
Резюме
Рубежом между вторым и третьим периодом эволюции отношения государства и общества к людям с умственными и физическими недостатками мы условились считать время появления первых специальных учебных заведений для детей с нарушением слуха и для детей с нарушением зрения. Франция, Великобритания, Германия пересекли эту условную границу в конце XVIII столетия. Точкой отсчёта третьего периода в Российской империи служат прецеденты открытия в столице училищ для глухих (1806) и для слепых (1807). На Западе период завершается в 1914 г. залпами Первой мировой войны. Условной нижней границей третьего периода эволюции отношения Советского государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками можно считать время реализации второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933—1937).
В СССР завершение периода приходится на середину 1930-х гг., именно тогда происходит законодательное оформление отечественной системы специального образования, включающей несколько типов специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта и трудновоспитуемых. По своей протяжённости третий период в нашей стране оказался короче, чем в Европе, он длился менее полутора веков. Главное его отличие и уникальность в том, что эволюционный процесс развития был прерван двумя революциями и Гражданской войной.
К концу первой четверти XX в. Российская империя имела шансы эволюционно завершить первый этап строительства системы специального образования, естественным образом вставая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось. Социалистическая революция 1917 г. коренным образом изменила ценностные ориентации государства, его политическое устройство, общественный уклад, что не могло не отразиться на судьбах «ненормальных» детей. Фундамент действовавшей в стране системы государственного и общественного призрения, специального образования новая власть целенаправленно разрушает.
Российская система специального образования начала оформляться в логике абсолюта христианских ценностей, обязанности государства и общества заботиться об убогих, в условиях взаимодействия царского правительства, различных слоёв населения и церкви, частных и общественных инициатив. Завершается первый этап строительства отечественной системы в логике государства диктатуры пролетариата. Специальная школа подчиняется идее полезности граждан государству, при полном устранении общества от заботы о детях-инвалидах, запрете филантропии и церковной благотворительности, вне диалога с родителями, неправительственными организациями. Единственным заказчиком и источником финансирования специальной школы становится государство.
Уникальность третьего периода в России состоит в том, что складывавшаяся до 1917 г. традиция оказалась пресечённой. Люди, которые закладывали фундамент российской специальной школы, и те, кто пришёл им на смену, образно говоря, продолжать строительство, действовали в кардинально различных системах культурно-нравственных координат. Полномочия правительства непомерно выросли, тогда как инициативы специалистов, общественных движений и родителей сведены на нет. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в государстве одного типа (монархическом христианском), тогда как её окончательное оформление происходит в государстве другого типа (атеистическом государстве диктатуры пролетариата).
Советская власть взяла на себя ответственность за дефективных детей, исключив из процесса заботы о них все негосударственные институты, и начала формировать особое образовательное пространство, которое условно можно назвать «дефектологическим квадратом». Институализация «ненормальных» детей, характерная для всех стран, приступающих к созданию системы специального образования, в СССР приобрела гиперболизированный масштаб. Стены специальной
школы — «дефектологического квадрата» — отделили особого ребёнка не только от нормально развивающихся сверстников, что происходило повсеместно, но и от заботы общества, филантропов, церкви. Даже роль родителей в судьбе собственного ребёнка-инвалида минимизируется, решение всех вопросов берёт на себя государство. Ничего похожего в истории западноевропейских стран не происходило. Советская специальная школа не могла формироваться в европейском русле и также не могла стать преемницей школы дореволюционной, а потому путь её дальнейшего развития оказался уникальным.
Если оценивать новую школу по критериям, предложенным её заказчиком — государством, следует признать, что к середине 1930-х гг. Наркомпросу РСФСР удалось в трёх крупнейших городах страны — Москве, Ленинграде и Киеве — создать успешно работающие модельные учреждения для детей и подростков с нарушением слуха и зрения, классы и школы для умственно отсталых детей.
Главными показателями формирования национальной системы специального образования СССР являлись повсеместная организация практики обучения аномальных детей, охват большинства детей из числа выявленных, централизованная подготовка педагогических кадров для работы в специальных учреждениях, законодательная регуляция их деятельности (правила комплектования, цели и содержание обучения, наличие специальных программ и особых учебников), юридически закреплённые механизмы финансирования. К середине 1930-х гг. система специального образования СССР обладала всеми перечисленными показателями.
Опыт Европы убеждает, что механизмы финансирования системы специального образования могут быть разными и даже противоположными: от государственного финансирования с незначительными благотворительными субсидиями граждан (опыт Германии) до финансирования системы на средства благотворителей с незначительными государственными дотациями (опыт Англии). СССР пошёл по пути государственного финансирования. Удалось организовать массовую подготовку педагогов-дефектологов, динамично решались вопросы учебно-методического и технического оснащения специальных школ.
Организуя всеобуч телесно и умственно дефективных детей, государство стремилось добиться их последующего включения в трудовую и социальную жизнь, регламентируемую законами и правилами того времени. Задачу, поставленную правительством, наркомпросы РСФСР, Украины, Белоруссии, учёные и дефектологи-практики решили достаточно успешно. Максимально возможное число детей, официально признанных нуждающимися (согласно действовавшему на тот момент законодательству) в специальном обучении, удалось выявить
и охватить всеобучем. Выпускники специальных школ получали тот уровень грамотности, общения, развития речи, трудовой подготовки, который позволял подавляющему большинству из них впоследствии найти работу, стать «полезными членами общества».
СССР подошёл к масштабному строительству дифференцированной системы специального образования. История учит, что национальные системы специального образования закладываются в определённом, как правило, благоприятном, экономическом, политическом и культурном контексте жизни страны. Судить о том, насколько устойчивыми они оказываются, можно при изменении этого контекста.
Глава 5 ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬШИНСТВУ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (1936 – 1991 гг.).
Введение
Прежде чем мы предпримем экскурс в историю четвёртого периода эволюции отношения Советского государства и общества к телесно и умственно дефективным детям, вспомним, как протекал этот период в Западной Европе. Там условным рубежом между третьим и четвёртым периодом стала Первая мировая война, завершение же периода обретения права на образование большинством детей с недостатками физического и умственного развития в европейских странах строго датируется временем ратификации ими деклараций ООН «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).
По своей продолжительности, а она составила примерно 60 лет, чётвертый период оказался самым коротким, но при этом и наиболее динамичным, события развивались стремительно, подчас крайне драматично.
Правительства европейских стран, накануне Первой мировой войны законодательно закрепивших право детей с недостатками физического и умственного развития на получение школьного образования, в 1920—1930-е гг. сталкиваются с рядом проблем, требующих незамедлительного разрешения. Обеспечение специального обучения, изначально обходившееся государственной или городской казне накладнее обычного, требовало всё больших средств. Взяв на себя бремя расходов, правительство вскоре присваивает право решать, каким категориям детей специальная школа может открывать двери, а каким нет, насколько дифференцированной должна быть система специального образования, как готовить учительский корпус, из каких источников и в каких размерах школа должна финансироваться, и, наконец, главное — чему она должна учить своих подопечных.
Рассматривая развитие практики специального образования как производную от эволюции отношения государства и общества к инвалидам, мы на примере Западной Европы убедились в том, что цели, содержание и организационные формы специального обучения, предлагаемого в конкретной стране, могут иметь отличия, и подчас весьма значительные. Беглое знакомство с историей становления учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей в границах одной страны способно натолкнуть неискушённого читателя на мысль о том, что с течением времени выкристаллизуются некие единые модели, равно подходящие и Европе, и миру. Проследив, как выстраивалась практика специального образования в ряде европейских стран, мы смогли убедиться, что это не так. Накануне Первой мировой войны все страны Западной Европы обладали сетью специальных школ, но их системы в целом, как и школы каждого вида, наряду с общими чертами имели явные национальные отличия.
Планы по распространению закона о всеобуче на глухих, слепых и умственно отсталых детей, принимавшиеся в начале XX в. в экономически безоблачные годы и в незыблемом, как казалось тогда, мире, реализовывать предстояло на континенте, чей политический облик изменился до неузнаваемости. Некогда мощные империи распались, давая жизнь новым независимым государствам, которые, выстраивая собственные образовательные системы, принципиально откажутся от моделей, ранее навязываемых метрополией. В результате революционных преобразований прекратят своё существование многие монархии, смена государственного строя неминуемо приведёт к реформе школы в ряде стран школа станет светской. Резко сократятся финансовые возможности филантропов, ибо даже страны-победители вступят в затяжную полосу политических и экономических кризисов, что уж говорить о проигравших. Немецкая специальная школа некогда многими, в том числе и россиянами, бравшаяся за образец, едва не исчезнет в этот период совсем — фашистское правительство, пришедшее в Германии к власти в начале 1930-х гг., решит упразднить её как институт государства: отклонение в умственном или физическом развитии нацисты признают основанием для эвтаназии. Попытка фашистских режимов реализовать на практике теорию «высших» и «низших» рас, о праве господства «высших» над остальным миром приведёт к массовому истреблению отдельных групп населения по расовым, национальным, политическим, религиозным и иным мотивам. Дети, признанные властью «ненормальными», также попадут в мартиролог жертв фашистского геноцида.
После разгрома стран гитлеровской коалиции Нюрнбергский трибунал осудит нацистский режим как преступный и античеловечный. Желая защитить мир от угрозы появления подобных режимов в будущем, страны-победительницы создают Организацию Объединённых Наций, делегируя ей разработку теперь уже международного законодательства в сфере прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека — документ, положивший начало кардинальным изменениям официального отношения к инвалидам, к детям с особыми образовательными потребностями.
Появление Всеобщей декларации прав человека свидетельствует о глобальных переменах, произошедших в XX в. в сознании глав правительств и части гражданского общества ряда стран планеты. Ратификация декларации национальным правительством фиксирует смену курса социальной политики государства. Его следствием становится признание гражданских прав инвалидов, права детей с недостатками физического и умственного развития на образование.
В контексте нового понимания прав человека значительная часть населения планеты постепенно придёт к осознанию необходимости школьного обучения уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и иных категорий детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. С начала 1950-х гг. положение этих детей благодаря обретению ими гражданских прав коренным образом меняется во всех без исключения странах Европы. Прямо или косвенно тому способствовали идеологические установки приходящих к власти либерально-демократических партий, законодательные инициативы правительства, борьба рабочих движений, профсоюзов за гражданские права и свободы, возрастающая активность неправительственных организаций и общественных движений, а также реформы образования, неминуемо заставляющие государство совершенствовать сеть специальных учебных заведений, дифференцировать прежде построенную систему специального образования.
Содержанием четвёртого периода эволюции отношения государства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития является обретение большей частью из них права на школьное обучение, а потому этот период всегда соотносится с этапом интенсивного строительства и дифференциации национальных систем специального образования. На излёте четвёртого периода законодательное оформление прав детей-инвалидов подкрепляется благоприятной экономической ситуацией и либерально-демократическими реформами, вследствие чего в странах благоденствия уделяется всё большее внимание обучению детей «с особыми потребностями», система их образования становится всё более дифференцированной. Если накануне Первой мировой войны существовало три типа специальных школ, то к середине 1970-х гг. число типов специальных учреждений увеличивается, достигая в некоторых странах десяти и более. Одновременно с горизонтальной дифференциацией происходит усложнение системы по вертикали, она прирастает дошкольной и постшкольной ступенями. Повсеместно увеличивается процент детей, охваченных специальным обучением. На нике этапа развития и дифференциации национальных систем специального образования в странах благоденствия этот показатель составляет 3% и более от общей численности популяции детского населения. Формируются институты социальных работников, школьных психологов, множатся центры и службы помощи и консультирования родителей, стремительно растёт число разнообразных неправительственных организаций, обществ, движений, союзов и ассоциаций, решающих проблемы социальной опеки детей «с особыми потребностями».
Завершение четвёртого периода ознаменует принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975). Соответственно дату ратификации упомянутых деклараций правительством конкретной страны можно считать временем завершения ею четвёртого периода и вхождения в пятый период эволюции отношения к детям, которых теперь официально станут именовать детьми с особыми образовательными потребностями.
В нашей стране условной нижней границей четвёртого периода можно признать середину 1930-х гг. Именно к этому времени в РСФСР, БССР и УССР благодаря курсу на всеобуч немалая часть телесно и умственно дефективных детей (глухих, слепых, умственно отсталых) получает возможность реализовать своё право на образование. В контексте решения задач второй пятилетки планировалось развернуть масштабное строительство дифференцированной сети специальных школ во всех автономных и союзных республиках. Коррективы в радужные планы внесло принятое в июле 1936 г. постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нар- компросов». Партийное решение едва не привело к ликвидации с таким трудом выстраиваемой практики специального обучения и к разгрому отечественной дефектологической науки.
В июне 1941 г. на Советский Союз нападает фашистская Германия, в ходе Великой Отечественной войны (1941 — 1945) специальные учреждения, оказавшиеся в зоне оккупации, перестанут функционировать, многие из их воспитанников и педагогов погибнут, школьные здания превратятся в груды развалин. Только благодаря личному мужеству и состраданию сотрудников специальных школ часть воспитанников избежит драматической судьбы. Ценою огромных усилий советских и партийных органов на местах часть специальных школ удастся эвакуировать в глубокий тыл, где ученикам и их учителям придётся выдержать суровые испытания.
Вынужденное масштабное перемещение детей и педагогов на восток и юг страны существенно преобразит ранее сложившуюся «географическую карту» сети специальных учреждений. Регионы, прежде не имевшие опыта обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей и не предполагавшие в соответствии со строгими партийными указаниями 1936 г. приобретать его, столкнутся с необходимостью принимать эвакуированных. Драматические события войны приведут к неожиданным последствиям, специальные школы появятся там, где государство открывать их не планировало. После победы одни учителя из числа вынужденно переселённых вернутся на прежние места, другие же останутся в тех краях, куда занесла их война, помогая укоренению специальных учебных заведений.
Несмотря на идеологическое давление 1930-х гг. и трагедии войны, советская специальная школа выстоит и начнёт крепнуть, чему будут способствовать сначала послевоенные правительственные решения об обучении сирот войны и введении обязательного семилетнего образования, а затем политическая «оттепель» 1960-х гг. Именно в этом относительно благоприятном внутриполитическом контексте система специального образования в СССР станет стремительно расширяться и дифференцироваться, охватывая всё больший процент и число категорий детей с недостатками физического и умственного развития.
Отечественной дефектологической науке придётся решать задачи, которые политическая власть не ставила перед исследователями ни в одной другой стране мира: требовалось обеспечить достижение аномальными детьми столь же высокого уровня образования, что и в норме. Исполняя требования партии и правительства по освоению дефективными детьми цензового школьного образования, советская дефектологическая наука достигает высокого уровня развития, что за рубежом признают и друзья, и недруги СССР.
Иностранные делегации, посещавшие в 1960—1970-е гг. занятия в экспериментальных группах и классах школы для глухих детей НИИ дефектологии АПН РСФСР, будут восхищаться академическими знаниями учеников, признавая, что уровень их образования выше того, что даёт западная специальная школа. Что же касается повсеместной практики, то обеспечить специальное школьное обучение всем детям с недостатками физического и умственного развития не удавалось. По официальным данным, в 1980-е гг. специальные образовательные учреждения СССР принимали лишь треть от общего числа в том нуждающихся. Часть тех, кому не находилось места за партой в специальных заведениях, учились в обычных школах, не получая там всей полноты необходимой дефектологической помощи. (Включение ребёнка с особыми образовательными потребностями в обычную среду без оказания ему квалифицированной психолого-педагогической поддержки — формальная инклюзия — для нашей страны не более чем хорошо забытый плохой опыт.) Были и те, кто в силу тяжести нарушения (например, дети со сложной структурой дефекта, ранним детским аутизмом, глубоко умственно отсталые) не мог освоить предлагаемый объём знаний, вследствие чего признавался «необучаемым».
Безусловным достижением советской системы специального образования была трудовая подготовка. Многие молодые люди получали в стенах специальной школы профессию. Благодаря целенаправленному профессиональному обучению, существованию специальных учебно-производственных предприятий для инвалидов, производственных структур ВОГ, ВОС и ВОИ, а также в силу специфики рынка труда в СССР проблем с трудоустройством у подавляющего большинства выпускников специальных школ не возникало. Сотни инвалидов по слуху и зрению получали среднее специальное и высшее профессиональное образование. Правительство, заинтересованные ведомства, да, пожалуй, и знакомая с проблемой часть общества систему специального образования, построенную усилиями нескольких поколений советских дефектологов, искренне считали оптимальной. Она действительно соответствовала запросам того государства, которым создавалась. Не сомневаемся, советская система специального образования продолжала бы совершенствоваться, согласуясь с буквой и духом Программы КПСС и партийных решений, но политические вихри 1985—1991 гг. вновь прервут эволюционный ход событий. Смена советским партийным руководством прежнего курса (перестройка) приведёт к глобальным политическим и экономическим реформам, а затем к распаду СССР (1991).
Как мы уже знаем, смена социокультурных координат всегда влечёт за собой изменение отношения к интересующим нас детям, следствием чего становится обязательное реформирование ранее созданной практики специального образования.
Одним из последствий отказа от коммунистической идеологии, провозглашения курса на построение в стране открытого гражданского общества станет ратификация Российской Федерацией международных конвенций о правах человека, в том числе деклараций ООН «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов», что случится в 1991 г. Тогда же начинается если не полный демонтаж советской системы специального образования, то решительная её реконструкция с оглядкой на западные образцы. Продолжительность периода обретения права на образование большинством детей с недостатками физического и умственного развития не превысила в СССР 60 лет, что вполне сопоставимо с протяжённостью аналогичного периода на Западе. Отличия — в характере перемен. Если в странах Западной Европы изменение отношения к инвалидам и переход в пятый период шли эволюционным путём, то в СССР они развивались по революционному сценарию, смена системы ценностей общества и тотальное изменение государственной политики произошли в «историческое одночасье».
Прежде чем перейти к содержательному анализу периода обретения большинством детей с недостатками физического и умственного развития права на образование, приведём хронологию исторических событий, под влиянием которых в Советском Союзе формировалась дифференцированная система специального образования.