Г.Именной, объявленный из Сената, в дополнение указа 1722 г. указ «О свидетельствование дураков в Сенате».
1724 г.Учреждена Академия наук (Петербург).
Управление богоугодными заведениями передано Камер-коллегии (финансовому управлению).
1726 г.Из ранее открытых 42 «цифирных» (арифметических) начальных школ продолжили работу 25.
Всего в «цифирные» школы с 1716 по 1726 г. записан 2051 ученик, успешно окончили школу 302 ученика.
Резюме
До Петровских реформ отношение власти и населения страны к калекам и немощным совпадало, в годы лихолетья они претерпевали те же невзгоды, что и все, но почти не подвергались сознательным гонениям. Верхи и низы испытывали равное нищелюбие и сочувствие к убогим, нередко проявляя к ним личную милость и сострадание.
Петровские реформы раскололи общество на «цивилизацию» и «почву». С этого времени отношение власти и населения Российской империи к убогим перестает совпадать. По воле самодержца страна вынужденно принимается взращивать по протестантским образцам деятельную благотворительность, создавать систему государственного призрения. Из-за стремительности и чужеродности предпринятые преобразования не нашли поддержки у подавляющей части населения.
«Почва» (народ), не обладающая властными полномочиями, финансовыми средствами, по преимуществу бесправная, чья традиция все более противоречила писаному закону и не поддерживалась официальной церковью, участвовать в навязанной самодержцем деятельной благотворительности не стремилась. Простой человек не понял и не принял Петровские реформы, предпочитая организованному призрению милостыню. Выдвигая из своих рядов отдельных подвижников, «почва» тем не менее, оказывалась в стороне от создаваемой государством системы призрения западноевропейского толка.
Сторонники западных моделей образования и организованной светской благотворительности исчислялись единицами. Большинство представителей привилегированных сословий и духовенства идею государственного призрения не восприняли. Оказалось невозможным принять по царскому указу, и тем более создать в одночасье, как мечтал Петр I, те общественные институты призрения, на взращивание которых западный христианский мир затратил несколько столетий первого периода эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками.
Ростки государственной социальной политики, вызванные к жизни Петровскими реформами, зачахли в пору правления Анны Иоанновны. Верховная власть, ранее запретившая подаяние нищим и калекам и заявившая об учреждении соответствующих официальных служб и заведений, перестала эти службы развивать и поддерживать. Государство, взяв курс на возврат к старине, ограничилось прекращением исполнения ранее принятых на себя обязательств по организации светского призрения. Обнищавшее и постоянно обираемое императрицей и ее фаворитами население оказалось не в состоянии помогать страждущим.
Прошедшее после смерти царя-реформатора сорокалетие можно оценить как печальное для дела развития светской благотворительности в России. Все задуманные преобразования остались на бумаге, правительство о них забыло, а россиянам — как «почве», так и «цивилизации» — петровские эксперименты по искоренению традиционных форм милосердия и насаждению регламентированного попечения убогих и калек изначально представлялись непонятными и ненужными. Первая попытка переноса западных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась полным крахом.
Венценосные потомки Петра I не включались в деятельную благотворительность, перестав при этом следовать правилам милостыни в духе идеалов православного благочестия. Исконная традиция ослабевала, а новые правила не приживались.
В эпоху Елизаветы, стремившейся вернуться к принципам правления Петра Великого, власть декларирует необходимость организации светского призрения, пытается вновь навязать обществу западную модель благотворительности, но при этом не прилагает даже минимальных усилий к ее финансовому, организационному и кадровому обеспечению. Государыня ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами, не переходя к реальному строительству богоугодных заведений, которые без ее вмешательства появиться в России не могли. Трагическое рассогласование властных решений и общественных устремлений, указующих директив и исполнительской дисциплины, благих порывов и их финансового обеспечения становится характерной чертой развития светской благотворительности в России времен Елизаветы.
Усиливается наступление на юродивых, за некоторыми из них раскольническая комиссия устанавливает полицейский надзор, на других заводит уголовные дела. Юродивый-обличитель и юродивый-сумасшедший одинаково отторгаются властью, вызывают у нее подозрение и неприязнь. Для людей, испытывающих к одержимым и бесноватым чувство сострадания, демонстрировать его публично становится небезопасно. Человек, проявляющий демонстративное сердоболие к юродивому, в глазах государства выглядит неблагонадежным. Простонародье, люди «подлого сословия», продолжают прислушиваться к бессвязной речи бесноватых, но делающие служебную карьеру представители «цивилизации» уже вынуждены сторониться их.
Корона шаг за шагом ограничивает сферу влияния церкви и последовательно ущемляет ее имущественные права. Испытывающее финансовые притеснения, изнуренное в борьбе с расколом и теряющее доверие паствы, православное духовенство, в отличие от западного, не только перестало играть сколько-нибудь значимую роль в деле негосударственного призрения, но и надолго отошло от этой деятельности, как таковой. Церковно-христианская благотворительность в России переживала глубокий кризис на протяжении всего XVIII столетия.
В отличие от своих западных современников российские аристократы середины XVIII в. единодушно считают слепоту, физическое увечье достаточными причинами для поражения человека в правах.
Фундамент будущих перемен в деле организации светского призрения в России заложен Екатериной II. Сторонница просвещенного абсолютизма, лютеранка, перешедшая в православие, прагматичная и не нищелюбивая императрица, пекшаяся о благе подданных, не оглядывалась на русские обычаи и не считалась с ними. Екатерина Великая перешла от слов к делу и попыталась создать в стране европейскую систему закрытого государственного призрения. В 1775 г. императрица провела губернскую административную реформу и учредила Приказ общественного призрения, в чье ведение вошли народное просвещение, медицинская помощь, а также богадельни, сумасшедшие дома, приюты. Организацию призрения убогих императрица вменила в обязанность чиновничеству. В сложной государственной структуре определилось конкретное должностное лицо, несущее ответственность за нищих, душевнобольных и инвалидов, им стал частный пристав.
Усилиями Екатерины II в обеих столицах удалось создать показательные структуры государственной благотворительности, по губерниям учредить Приказы общественного призрения. Был создан прецедент организации светского филантропического учебно-воспитательного заведения для детей бедноты, включая малоуспешных учеников. Московский и петербургский Воспитательные дома становятся моделью государственного приюта для детей-си- рот, предусматривающую их обязательное образование.
Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Россия обрела во времена Екатерины II все типы известных протестантским странам благотворительных заведений и вышла на передовые позиции за четверть века, правда, в пределах двух столичных городов. Обеспечить призрение всех нуждающихся на громадной территории Российской империи оказалось весьма затруднительным, необходимые предпосылки к тому в стране не успели сложиться.
Подлинное развитие светской благотворительности в обществе, терпевшем крепостничество, оказалось невозможным. От человека, пекущегося о разведении крепостных как о размножении домашней скотины, нельзя ждать европейского понимания естественного права, желания поддерживать государственную филантропию, заниматься деятельной благотворительностью или задумываться о необходимости обучения глухих и слепых детей.
«Просвещенная деспотия» видит необходимость в филантропии, но милосердию этому предписаны жесткие государственные рамки, творится оно исключительно в установленных формах, а главное — в известных правительству целях. Государственная благотворительность не имеет ничего общего с традицией милости и милостыни, не случайно филантропические акции сочетались с продолжением наступления на нищенство. Список ранее изданных карательных указов Екатерина II пополнила еще дюжиной собственных. Выходившие почти ежегодно постановления во многом повторяли друг друга, но по-прежнему оказывали малое влияние на происходящее. Почвенная Русь держалась за свои привычки.
Возводя систему призрения, государство вольно или невольно пыталось сломать традицию, искоренить милостыню во спасение, нищелюбие — те духовные опоры, которые помогали русскому человеку выстаивать и перед лицом рока, и перед еще более грозным для соотечественника лицом безжалостной власти, помогали переносить тяжелые жизненные испытания. Средневековое незамутненное нищелюбие простонародья деформировалось и иссякало, но оно не исчезло окончательно, скорее сжалось и окуклилось, продолжая таиться в душах людей. Вековые ценности нищелюбия и милостыни во спасение оставались в фонде абсолютов и святынь национальной культуры. Они служили русскому человеку опорой в его молчаливом сопротивлении навязываемым ценностям организованной социальной опеки, лишенной, по его мнению, и чувства, и смысла.
В екатерининскую эпоху «просвещенного деспотизма» доступ к образованию получают ранее ущемленные в этом праве сословия и социальные группы. Открываются гарнизонные школы для обучения солдатских детей; быстро растет число духовных школ, семинарий для обучения детей духовенства; организуется женское образование; создаются воспитательные дома для обучения сирот и детей из бедных семей; открываются школы для иноверцев. Прекращается преследование раскольников, веротерпимость провозглашается как государственная политика. Либеральные инициативы по обеспечению доступа к образованию лиц из низших сословий, представителей других, ранее угнетаемых социальных групп не затрагивают детей инвалидов. В национальном сознании убогие не воспринимались людьми второсортными, не вызывали страха как опасные «чужие» и не осмысливались как особо угнетенная социальная группа.
Динамично меняющееся правовое положение инвалидов, все учащающиеся попытки индивидуального обучения глухих — эти и другие феномены западной жизни, характерные для завершающей фазы второго периода, в России конца XVIII столетия отсутствуют.
Предложенное «цивилизацией» закрытое призрение, организованная благотворительность, неприятие нищенства должны были воплотиться не просто в нормы закона, но в жизненный уклад, культурную норму, однако за столь короткий исторический срок общество не могло воспринять их, тем более что внутриполитические курсы монархов, сменявших друг друга на российском престоле, часто не совпадали.
Придя к власти, Павел I немедленно и почти повсеместно упразднил екатерининские Приказы общественного призрения, закрыл городские сословные думы, перепоручив управление городами военно-полицейским органам. Государственное призрение монарх понимал по-своему, по его воле был создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений, впоследствии получивший название «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ), открывались внесословные больницы, возникали медицинские коллегии и врачебные управы.
Во главе ведомства Павел I поставил свою супругу Марию Федоровну, доверяя ей попечение общества благородных девиц, воспитательных домов, лечебниц, сумасшедших домов, приютов и богаделен — всех существовавших на тот момент благотворительных учреждений. Императрица Мария Федоровна становится подлинным подвижником деятельной благотворительности в России. Ее подвиг на посту главы ведомства служил примером филантропии, исходящей из внутренней потребности творить добро для тех, кто нуждается в помощи и милосердии. Огромную власть и возможность распоряжаться большими средствами императрица Мария Федоровна всецело использовала для развития светской благотворительности в России в полном согласии с протестантскими ценностями, но одновременно она обладала столь близкой русской душе способностью угадывать сердцем положение человека, хоть чем-нибудь несчастливого и неудовлетворенного. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна доказывала подданным, что деятельная благотворительность есть благо для общества, если движется искренним чувством милосердия, сострадания и любви к людям.
Александр I, заняв российский трон, провозглашает курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные и в их числе люди, ранее заточенные в монастыри и сумасшедшие дома. Самодержец возвращает гражданские права тем, кто прежде по суду был поражен в них, восстанавливает «жалованные грамоты» дворянству и городам. Даровав большой части подданных право собственности на землю (1801), император тем самым увеличил круг россиян, обладающих гражданским статусом.
Александр I создает Министерство народного просвещения (1802), разрешает открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно (1803), Харькове и Казани (1805), педагогического института в Петербурге (1804). Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и народного образования.
Благодаря либерализации общественной жизни, ориентации на европейские ценности и новинки возникает идея перенять иноземный опыт создания институтов для слепых и глухонемых. Волей просвещенного монарха модель специальной школы попала в Россию до того, как получила распространение даже в тех европейских странах, где политические, экономические и социально-культурные предпосылки к ее возникновению складывались столетиями.
Открытие королевских училищ для глухих и слепых в Европе явилось результатом политических и экономических реформ, секуляризации общественной жизни, законотворчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), университетской традиции, неуклонного роста числа светских школ, книгопечатания, переосмысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления успешного опыта их индивидуального обучения. И за рубежом опытные специальные институты возникали по воле первого лица государства, но в Европе то был ответ просвещенного монарха на инициативы снизу. Общество (образованная его часть) поднялось до понимания необходимости распространить законодательство об образовании на детей-инвалидов. В отличие от европейских венценосных особ Александр I, учреждая первые специальные школы, не мог опереться ни на одну из групп или слоев населения, исключая, возможно, некоторых обрусевших иноземцев да выученных на Западе дворян. На момент монаршего решения в России не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для развития практики специального обучения, вследствие чего и трудности, сопровождавшие создание образцовых школ для глухих и слепых детей, были из ряда вон выходящими.
Условной границей второго и третьего периода эволюции служат прецеденты открытия специальных школ для глухих и слепых детей. Эти события пришлись как в Европе, так и в России на конец XVIII — начало XIX в. Начавшийся на пять веков позже, чем в Европе, второй период завершился в те же хронологические сроки, однако отечественная практика специального образования начала складываться под влиянием западного опыта при отсутствии необходимых социально-культурных предпосылок.Резюме
Точкой отсчета третьего периода эволюции служат прецеденты открытия в столице училищ для глухих (1806) и для слепых (1807). Завершение периода приходится на 30-е гг. XX столетия и связано с законодательным оформлением отечественной системы специального образования, включающей несколько типов специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта и трудновоспитуемых. По своей протяженности третий период в нашей стране оказался короче, чем в Европе, — он длился чуть больше столетия (1806—1930). Его уникальность состоит в том, что эволюционный процесс развития был прерван революциями и гражданской войной.
Переход Российской империи в третий период обеспечили либеральные реформы Александра I. Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., массовое знакомство участников военных походов с европейским укладом жизни повлекли за собой всплеск благотворительности. Волна филантропии, питаемая исконным состраданием к страждущим и убогим, обретала формы деятельной светской благотворительности, ширились ряды жертвователей из аристократического круга.
Смена государственного политического курса в годы правления Николая I отрицательно сказалась на благотворительной активности «верхов». Ограничение свобод и борьба с инакомыслием неминуемо привели к усилению государственного контроля над деятельностью частных учебных и благотворительных заведений, затормозили рост их сети.
Либеральные реформы Александра II — отмена крепостного права (1861), учреждение земства и органов городского самоуправления (городских дум), судебная реформа (1864) — позитивно изменили жизнь в Российской империи и вполне закономерно повлекли за собой развитие организованной благотворительности.
К концу XIX столетия государственное и общественное призрение наорало силу и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Благотворительность перестает быть прерогативой аристократии, в круг деятельных попечителей детских приютов и специальных школ наряду с ней входят купечество, мелкопоместное дворянство, духовенство, разночинцы, зажиточные горожане и крестьяне. Отношение материально обеспеченной и образованной части общества к инвалидам кардинально меняется, вследствие чего множится число сторонников обучения детей с нарушением зрения и слуха, убежденных в необходимости организации специальных школ. Просвещенная часть общества с пониманием начинает относиться к инициативам энтузиастов (медиков и педагогов), стараясь по мере сил поддерживать их. Опытные императорские училища перестают вызывать у соотечественников удивление, более того, на исходе XIX столетия немалая часть просвещенных россиян признает за глухим или слепым ребенком право на получение школьного обучения.
Накануне мировой войны ряд стран Западной Европы завершил первый этап строительства национальных систем специального образования. Российская империя находилась в стадии активного созидания такой системы, но страна вошла в общеевропейский поток и не была в нем аутсайдером. Более того, в России проявляется не поощряемый на Западе демократизм организации обучения детей-инвалидов: пол, сословная, религиозная или национальная принадлежность ребенка не имели решающего значения при приеме в учебное заведение. Изначально вынужденный опыт комплектования первого училища глухонемых (1807) обрел спустя столетие черты демократической традиции, возможно, потому, что уходила она своими корнями в исконные русские и православные идеалы благочестия, жалости и сострадательного отношения к детям, обиженным судьбой. То, что не допускалось при организации обучения здоровых детей, становится позволительным и одобряемым в организации обучения детей-инвалидов.
На рубеже XIX—XX вв. в империи начинают складываться профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухих и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Их участники признают необходимость расширения сети специальных учебных заведений, открытия для малышей из «бедного класса населения» специальных детских садов, создания для «малоуспешных» учащихся вспомогательных классов и школ.
Накануне Первой мировой войны Россия имела сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, педагоги ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой, появилось немало сторонников введения обязательного всеобщего бесплатного обучения глухонемых и незрячих детей. Одновременно зарождается система опеки и воспитания слепоглухонемых детей.
Инициатива организации практики обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а со стороны интеллектуалов — врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей.
К 1914 г. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации школьного обучения умственно отсталых детей. Предложение Государственной думы ввести в стране всеобщее начальное обучение (1908) инициирует общественное движение за открытие вспомогательных классов и школ. Динамика их возникновения в 1908—1917 гг. свидетельствует о том, что и в этом направлении Россия быстро догнала страны, лидировавшие в строительстве систем специального обучения.
Итак, в Российской империи начала XX в. сложились экономические, политические и социально-культурные предпосылки, необходимые для оформления национальной системы специального образования.
· Власть признала необходимость введения всеобщего начального обучения, отведя на реализацию планов десять лет (с 1908 по 1918 г.).
· Население признает образование ценностью.
· Деятельная благотворительность становится культурной нормой.
· Создана система светского (государственного, муниципального и частного) призрения. Культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Идея социального призрения, специального воспитания и обучения (в том числе ремесленного) детей-инвалидов обретает все больше сторонников.
· Деятельным призрением детей-инвалидов активно занялась Православная церковь. Межконфессиональные разногласия не мешали православному, протестантскому и католическому клиру равно целеустремленно прививать пастве терпимое, сострадательное, участливое отношение к детям-инва- лидам, благословлять деятельную благотворительность.
· Возникают, множатся и крепнут общественные организации и фонды, берущие на себя социальную опеку людей с недостатками физического и умственного развития. Попечительства стимулируют власти к принятию законодательных решений в сфере опеки и образования инвалидов, пытаются контролировать их исполнение.
· Положение инвалидов (взрослых и детей) является предметом внимания и обсуждения в средствах массовой информации.
· Создана сеть специальных учреждений, включающая заведения для глухих, слепых, умственно отсталых и слепоглухонемых детей.
· Государство обладает достаточным экономическим ресурсом для финансирования системы специального образования, выработан механизм финансирования специальных учебных заведений.
· Наличествует достаточный корпус юристов, врачей, учителей, копится опыт профессиональной подготовки педагогов для специальных школ.
· Происходит объединение специалистов, занятых лечением, обучением и воспитанием детей-инвалидов, состоялись их первые профессиональные съезды.
· Сформулирована, признана и закреплена в резолюциях профессиональных съездов мысль о необходимости распространения дефектологических знаний среди учителей народных школ и родителей.
· Множится количество переводных и отечественных научных, научно-методических и научно-публицистических изданий по общей и специальной психологии и педагогике. Литература подобного рода пользуется все большим спросом.
· Законодательство об образовании и социальной опеке детей-инвалидов отсутствует, но благожелательное к ним отношение монарх демонстрирует личным примером и чиновничеству всех рангов, и обществу.
Динамичное развитие сети специальных заведений отражает готовность государства и общества идти по пути признания права глухих, слепых и умственно отсталых на обучение, готовность к построению национальной системы специального образования.
К концу первой четверти XX в. Российская империя имела шансы эволюционно завершить первый этап строительства системы специального образования, естественным образом вставая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось.
Социалистическая революция 1917 г. коренным образом изменила ценностные ориентации государства, его политическое устройство, общественный уклад, что естественным образом сказалось на судьбах «ненормальных» детей. Фундамент действовавшей в стране системы государственного и общественного призрения, специального образования новая власть целенаправленно разрушает.