Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.
Психологическая служба в общеобразовательной школе появилась в конце 80-х годов двадцатого века. Психологическая служба в школе -форма практической деятельности психолога, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы В помощи психолога нуждаются все участники учебного процесса. Ученикам психолог может оказать помощь в решении личностных проблем, проблем общения, профориентации и др. Родителям учащихся он может дать советы по воспитанию детей в семье. Особенно в помощи психолога нуждаются учителя: им важно получить совет психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными группами учащихся, - отмечает Е. Василевская.
Чтобы работа психолога в школе была заметна и полезна, необходимо создание системы и программы работы психологической службы.
Авторы работ сходятся в том, что главная цель деятельности психологической службы школы - это психологическое здоровье детей. Задачи школьного психолога - реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание условий для их психологического здоровья и личностного развития.
Ученые рассматривают индивидуализацию как один из важнейших принципов педагогического процесса. В рамках индивидуализации обучения возможно решить следующие задачи:
- повышение эффективности процесса обучения;
- развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
- развитие дополнительных возможностей учеников.
Организация работы психологической службы может осуществляться в виде индивидульных и групповых форм таких, как тестирование, беседа с учащимися, родителями и педагогами, мониторинг психического развития, в виде определенных терапевтических приемов, тренингов и др.
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
25. Задачи и перспективы создания психологической службы в системе высшего, среднего, начального профессионального образования и в системе повышения квалификации.
1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е.создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.
2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями. Психолог образовательного учреждения сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления.
Факторы развития службы
Психологическая служба – это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае согласованного понимания ее целей и задач. Психологическая службаобеспечивает развивающий характер образования. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии и психологическом благополучии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями.
Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен бытьпрофессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей.
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние достижения психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право получить образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ в области образования невозможны.