Что включает в себя психологическая готовность к ЕГЭ

Не боги ограничивают нас.

Мы сами ограничиваем себя,

используя неадекватные представления и модели.

Э. Голдратт

Теоретическая и практическая работа по психологической подготовке к ЕГЭ имеет небогатую историю. Она представлена, например, в разработках школьных психологов (мы исследовали материалы школьных сайтов и публикации газеты «Школьный психолог») и направлена, в основном, на организацию условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ЕГЭ, на преодоление фактора тревожности учащихся в этот период, на работу с детьми групп «риска», испытывающих особенные трудности при подготовке к экзаменам, в частности, в форме ЕГЭ.

В публикацияхМ.Ю. Чибисовой разработано содержание психологической готовности к ЕГЭ и ее структура, на которые в основном и опираются все дальнейшие разработки и рекомендации, посвященные подготовке к ЕГЭ.

Автор определяет психологическую готовность к ЕГЭ как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при его сдаче.

Такая готовность в авторской интерпретации включает три основных компонента: познавательный, личностный и процессуальный. Им соответствуют основные направления психологической подготовки к ЕГЭ.

В своем исследованииведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии» О. Чуча[8], следуя той же трехкомпонентной модели готовности, содержательно иначе трактует их. Их сравнительные характеристики представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Модель психологической готовности (ПГ) к ЕГЭ»

Модель психологической готовности учащихся к ЕГЭ
Автор М. Чибисова Автор О. Чуча
Познавательный компонент ПГ
Не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности, навыков самоорганизации. Трудности связаны с недостаточным объемом знаний и степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Необходимые качества и навыки: высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий Умения работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, особенно в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал
Личностный компонент ПГ
Связан с наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене. Трудностисвязаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке   Представлен интроверсией, организованностью и эмоциональной стабильностью. Интроверсия рассматривается как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом (в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится). Организованность помогает планировать свое время, действия на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий, снижает вероятность ошибок, помогает сделать больше заданий, что повышает вероятность успеха. Эмоциональная стабильность –ключевая черта, помогающая спокойно работать на ЕГЭ
Процессуальный компонент ПГ
Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация) Знания о процедуре ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе). Незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз


Интересны результаты исследования психологической готовности к ЕГЭ, проведенного О. Чуча по показателям «знание о процедуре», «умение работать с информацией» (внимание, логика, память) и «личностные особенности» (интроверсия, организованность, эмоциональная стабильность), а также по интегральному показателю «психологическая готовность».



Наши рекомендации