ЕГЭ – новая реальность школьника

на пороге самостоятельной жизни

Понимание дает свободу, помогает

освободиться от комплекса жертвы.

Джоэл Баркер «Парадигмы мышления»

История этой новой реальности начинается в 2001 году, когда экспериментальные экзамены по восьми предметам сдавали выпускники в пяти регионах России. Однако еще в конце 80-х годов прошлого века стало заметным несоответствие между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и вузами. Тогда и начались разговоры о необходимости разработки единого подхода и стандартов оценки школьных достижений на выпускных и вступительных экзаменах. Требовался инструмент для независимой и от школ, и от вузов объективной государственной аттестации выпускников. Таковым стал Единый государственный экзамен, помимо прочего ставший средством противоборства с коррупцией в вузах. Таким образом преподносилась в СМИ необходимость и польза системной инновации.

В 2007 год число регионов России, участвовавших в эксперименте, увеличилось до 82. Количество выпускников, выбравших ЕГЭ, выросло с 30000 до 1000000. Результаты ЕГЭ начали принимать 1800 вузов и их филиалов.

По итогам эксперимента в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения государственного экзамена». Уже в 2008 году ЕГЭ проводился на всей территории РФ, более одного миллиона школьников подали заявление на участие в едином экзамене.

Согласно принятому закону, с 1 января 2009 года Единый государственный экзамен – единственная форма государственной (итоговой) аттестации в школах и одновременно основная форма вступительных экзаменов в вузы в Российской Федерации. Она представляет собой систему бесплатных экзаменов для выпускников полной общеобразовательной средней школы по двум обязательным предметам и по любому количеству предметов по выбору. Их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются задания одного типа, а также система компьютерной обработки ответов и их независимой оценки, основанной на использовании единой шкалы и критериев.

Помимо объективности получаемых результатов, созданных для всех общих и равных условий, в том числе для поступления в вузы, ЕГЭ, по мнению его разработчиков, должен облегчить жизнь абитуриентам, сокращая число сдаваемых выпускником-абитуриентом экзаменов: результаты итоговой аттестации, если набрано необходимое количество баллов, автоматически становятся «проходными» в вуз. Желающие получить высшее образование имеют возможность повторно сдать ЕГЭ в последующие годы.

Обязательный ЕГЭ проводится по русскому языку и математике. При положительной оценке двух обязательных предметов выдается аттестат. И по выбору учащихся, в зависимости от их желания и намерения поступать в вузы на различные специальности, можно сдать ЕГЭ по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике.

ЕГЭ сегодня воспринимается как ежегодное событие, государственно и общественно значимое для российских образовательных учреждений, не только государственными органами, контролирующими таким образом качество образования по выработанным ими критериям. Участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией школы и сочувствующими им родителями – всеми необходимость прохождения этой процедуры признается важной и ответственной, но при этом чрезвычайно эмоционально напряженной, стрессогенной. В такой ситуации им требуется поддержка. И ощутимая помощь, которую в силах оказать родная школа, заключается в психологической подготовке выпускников к ЕГЭ.

Необходимость психологической подготовки к ЕГЭ

Результат всякого обучения – твердое знание,

четкий навык. Это всегда нечто определенное и конечное. Но вот требуется обратное: умение работать с неопределенностью…[1].

Психика человека долго приспосабливается к новому, к сложным ситуациям. Всем известно, что экзамены требуют усиленных нагрузок; вызывают у выпускников повышенную тревожность и страхи за результаты ЕГЭ, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов.

Ситуацию с введением обязательного ЕГЭ и подготовкой к нему можно назвать особенно стрессовой, потому что она, помимо переживаний, сопровождающих любую аттестацию, характеризуется и другими особенностями, которые выступают как стрессоры[2]: непривычность и новизна ситуации; вызывающая страх и чувство беспомощности неизвестность; еще более усиливающая их изменчивость правил проведения ЕГЭ; введение ЕГЭ «сверху» и вопреки попыткам возражений родителей, учащихся, педагогов, вызывающее чувство безвыходности, отсутствия возможности влиять на события и выбирать.

По данным опроса «Ваше отношение к ЕГЭ» ответы распределились следующим образом: «нейтральное» – 1164 (26.23%), «только за» – 536 (12.08%), «категорически против» – 2738 (61.69%). Всего проголосовало: 4438, до ЕГЭ 2011 осталось: 96 дней[3]

Таким образом, несмотря на длительность эксперимента и на то, что уже третий год, как ЕГЭ стал новой реальностью для всех школ, у большинства опрошенных он вызывает негативное отношение и чувство тревоги (мы не думаем, что среди них были случайные люди, учитывая специфику портала, на котором был размещен опрос). «У подавляющего большинства педагогов крайне отрицательное отношение к новой форме экзамена, преобладает чувство тревоги, беспокойства, раздражения, бессилия и неуверенности в себе. Учителя считают, что эта новая форма не всегда объективна и часто не соответствует реальным знаниям учащихся», – отмечает в своих работах М.Ю. Чибисова[4]. Помимо этого, родителей еще особенно беспокоит необходимость оплаты дополнительных услуг репетиторов для подготовки своего ребенка к успешной сдаче ЕГЭ, страхи перед новой формой аттестации, жалость к своему чаду, вынужденному сдавать экзамены без привычной поддержки родных стен. Словом, поводов для претензий к ЕГЭ выявляется много.

Среди его недостатков участники опроса фонда «Общественное мнение»[5] называли: необъективность, неадекватность этой системы оценивания знаний («не выявляет реальные знания учеников»; «категорически не определяет степень образованности»); содержание экзаменационных заданий, по их мнению, недостаточно продуманы («вопросы ненормальные»; «набор тестов далек от программы общеобразовательной школы»; «вопросы составлены не совсем правильно» и пр.); слишком сложные вопросы и задания в программе ЕГЭ при уровне знаний выпускников российских школ, недостаточном для сдачи ЕГЭ; обезличенность подхода, заложенного в систему ЕГЭ («бездушное, нетворческое выявление знаний»); процедурные погрешности, связанные с компьютерными сбоями, высокой вероятностью утечки информации и ролью случая («везение, а не проверка знаний»; «спортлото»). Участники опроса высказывались также о психологических проблемах, осложняющих жизнь выпускников; стрессовом воздействии на школьников «чужих стен» и незнакомых лиц.

И какие бы аргументы «за» ни высказывали сторонники ЕГЭ, можно утверждать, что для самих участников он по всем признакам – ситуация, вызывающая тревогу, и высказываниями «против» она может только усиливаться.

Факторы, влияющие на негативное отношение к ЕГЭ, уже по своей сути вызывают стрессовое состояние, которое проявляется как ответ организма на предъявляемые ему требования, как потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Рассмотрим их подробнее.

Новизна ситуации. Для учащихся она может быть нова по сравнению с учебными занятиями и формами учета их учебных достижений и ЗУНов. Тем более, что необычна и окружающая обстановка экзамена. Вместо привычных учителей с ними незнакомые люди, контролирующие и сопровождающие процесс экзамена, на поддержку и участие которых не приходится рассчитывать.

Учителями новая процедура недостаточно освоена, т.к. подготовка к решению тестовых заданий, от которой в большой степени зависит успех, не входит в стандарт образования. Она внутренне не принимается и отторгается уже потому, что предметники – люди здесь не только «вовлеченные», но и тоже аттестуемые в новой непривычной форме.

Родители сравнивают все с собственным опытом. ЕГЭ для них тем более непривычен и нов («в наше время у нас все было не так»), требует от них новых знаний о процедуре и ее правовых основах, уверенных представлений о вариантах своих действий и т.д.

Для всей системы образовательного учреждения введение ЕГЭ требует перестройки и интенсивной работы с совершенно новым для школы содержанием, организации элективных курсов и факультативов, оперативной помощи учащимся и их родителям, обучения педагогов новым методам подготовки школьников к итоговой аттестации.

И здесь, как говорится, чем раньше, тем лучше. Чем скорее начать активное включение в деятельность и перестройку под новые требования, тем быстрее произойдет адаптация системы, а ее уравновешивание приведет к снижению нагрузок, связанных с приспособлением к новому.

Неизвестность, вызывающая страх. Несмотря на стандартную процедуру ЕГЭ, он воспринимается как событие, чреватое неожиданностями. Особенно если вовремя не позаботиться о получении необходимой информации. Участники ЕГЭ постоянно находятся в состоянии переживания «а вдруг что случится». Соответственно, чем более они информированы о процедуре, правилах, сложных моментах ЕГЭ, тем меньше поводов для мифов. Владение информацией помогает владеть ситуацией и отчасти собой.

Постоянно меняющаяся ситуация. Ничего не стоит на месте. И все мы являемся свидетелями того, как из года в год меняются правила, условия, задания. Официальные лица постоянно подчеркивают, что процедура будет постоянно совершенствоваться, а значит, и меняться. И это, помимо неопределенности, порождает у школьника и родителей еще и чувство несправедливости, что на их долю достался не самый лучший, не самый отработанный, не самый безошибочный и верный вариант.

За срок существования экзамена его структура и содержание не утвердились полностью. Практически каждый год на основе результатов прошлых лет в спецификацию экзамена по большинству предметов вносятся пусть незначительные, но изменения, нацеленные на повышение объективности оценки выполненных работ: изменение числа заданий в той или иной группе, изменение первичного балла, уточнение критериев проверки заданий группы С. В результате чего каждый школьник и учитель должен понимать, что для получения справедливого высокого балла (100) необходимо тщательно подготовиться самостоятельно (или с репетитором), повторить все темы по кодификатору, попрактиковаться в прохождении пробных тестов за отведенное время; обратить внимание на произошедшие за год изменения и т.п.

Но в случаях, когда тестирование показывает, что экзамен недостаточно объективно оценивает уровень знаний учащихся или охватывает слишком узкий круг тем, в спецификацию вносятся значительные изменения. Тогда меняются форма и содержание заданий; вводятся новых модели заданий; перераспределяются задания по уровням сложности; изменяется круг охватываемых тем.

Неизвестность «порогового балла», который каждый год определяется после проведения и подсчета результатов ЕГЭ, также не позволяет успокоиться и адаптироваться к раз и навсегда известным условиям.

Вынужденное принятие «правил игры». Ни один ученик или родитель, ни один учитель или руководитель школы не могут считать ЕГЭ лично для себя или ОУ необходимой формой аттестации. Потому что по своей сути это форма именно внешнего, государственного контроля качества образования, инициированная государством же.

Но мы не любим, когда нас контролируют и оценивают, мы боимся ответственности и боимся ошибиться. Мы устаем от напряжения, когда оно цена не за удовольствие или за получение выгоды, а, как мы считаем, «навязанное» нам обстоятельствами препятствие или воздвигнутый «злой волей» барьер на пути в новую жизнь. Любой экзамен, проверка, которые мы не придумывали себе сами, способны вызвать стресс.

ЕГЭ воспринимается еще и как игра по чужим правилам и на чужом поле. Одна из его особенностей – наблюдаемое рассогласование между содержанием и результатами образования. Точнее, тем, чему и как в школе учат, и тем, что и как проверяется «на выходе». Примеры тому – ЕГЭ по иностранному языку или по математике: в первом случае учат говорить, создают коммуникативные ситуации, а оценивают работу учителя и учеников по письменным ответам тестовых заданий, во втором – учеников и родителей пугают задания из ряда «это мы не проходили».

Ответственность и сложность ситуации. Судьбоносный момент – так может представляться ЕГЭ. Это сильно повышает его субъективную значимость, а, следовательно, и уровень тревоги. От него зависят и получение аттестата, и поступление в вуз. Вроде бы, здесь «количество перешло в качество»: сдавали два раза с небольшим перерывом, что вызывало сильные нагрузки и повод волноваться дважды за лето, зато теперь одним выстрелом выпускник «убивает сразу двух зайцев», да еще и приобретает возможность подавать документы с результатами одновременно в несколько вузов. Но осознание, что чем больше мы можем приобрести, тем больше рискуем потерять, повышает психологическое давление, субъективно усложняет ситуацию.

Угрожающий удар по самолюбию, риск потери своего статуса в глазах окружающих. «Комплексом отличника» страдают не только ученики, но и учителя. А родители часто воспринимают ЕГЭ как проверку их родительской компетентности: перед знакомыми каждый хочет похвастаться успехами ребенка. И хотя в этом смысле ЕГЭ мало чем отличается от любых иных форм аттестации, все же вышеназванные факторы только усиливают этот внутренний страх не соответствовать ожиданиям и потом краснеть перед соседями, подругами, коллегами. «Вокруг ЕГЭ ажиотаж очень большой. Люди, которые имеют косвенное отношение к Единому, реагируют на это спокойно. А учителя, дети, родители воспринимают все болезненно. Вот и получается сейчас, что учителя боятся больше всего, накручивают детей, родителей. И вместо того чтобы ребенка поддержать, педагоги загоняют его в угол», – отмечает особенности сложившейся ситуации психиатр-криминалист Михаил Виноградов в интервью «Комсомольской правде»[6].

Главным образом, в отрицательном отношении к ЕГЭ все-таки основную роль играет фактор новизны и непривычности. Это подтверждается хотя бы тем, что с каждым годом общественное мнение и волнение учителей, родителей и учащихся успокаивается. Психика человека постепенно адаптируется даже к сильным стрессорам.

Однако высокие показатели отрицательного отношения, возможно, также являются следствием и иных причин. Во-первых, российский менталитет сильно сопротивляется всяким попыткам унификации. Во-вторых, трудно поверить в аргументы, что таким образом решается проблема коррупции при приеме в вузы гражданам страны, в которой о процветании коррупции чуть ли не каждый день регулярно говорят с экрана телевизора президент и премьер-министр. Действительно ли именно ЕГЭ способен справиться с этой непростой для России задачей, ради которой, в том числе, он и был задуман, – на таком информационном фоне может вызывать сомнение. И при такой «ожидаемой бесполезности» ЕГЭ в деле защиты интересов государства и общества назначена его «цена» для учащихся – увеличение волнений, переживаний за будущее и материальных затрат, связанных с подготовкой. В-третьих, то, как организован ЕГЭ, явно не решает еще одной важной задачи, которую он обещал решить, – свести к единому стандарту требования к подготовке выпускников школы и требования, предъявляемые к абитуриентам, а также поставить в равные условия учащихся из разных уголков РФ. Речь идет фактически лишь о более простой, доступной и одинаковой для всех процедуре и возможностях подачи документов в вузы. В то время как качество обучения в разных школах далеко не одинаковое, возможности, в том числе материальные, получить дополнительную помощь для подготовки к ЕГЭ у разных учащихся и их родителей в разных уголках РФ также далеко не равны. Учтем, что некоторые задания (КИМы) Единого государственного экзамена, по признанию самих разработчиков, по уровню сложности не соответствуют требованиям к уровню обычной школьной подготовки, так называемые задания части С. Намеренно. «Часть В по силам решить любому даже без какой-либо целенаправленной подготовки – задания выложены в открытом доступе. Это будет уровень тройки. На более высокую оценку надо решить задания из части С. Вот над ними придется подумать – с разбегу их решить будет трудно. Задания С1 – С5 за четыре часа экзамена преодолимы для школьника, который учил предмет. А вот задание С6, по оценкам экспертов, – это уровень мехмата МГУ», – комментирует изменения в тестовых заданиях 2010 года директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов[7]. Настолько ли в равных условиях теперь оказываются школьник из Москвы и выпускник малокомплектной школы из далекой глубинки? Ведь декларировать, что школа должна бороться за качество образования и образовательных услуг, и реально обеспечить в небольшом селе качество, равноценное столичным школам, не одно и то же. К тому же никто не хочет чувствовать себя «жертвой» естественных для всего нового недоработок, в то время как результаты напрямую определяют дальнейшую жизненную траекторию выпускника. Хорошо, хоть не навсегда.

Тем не менее, мы имеем следующую данность.

1. ЕГЭ – это новая реальность школы и профессионального выбора выпускников, от которой никуда не деться ни школе, ни вузу, ни выпускнику и абитуриенту.

2. Негативный настрой большинства, некоторые материалы СМИ (в том числе и официальные, озадачивающие только успевших привыкнуть к одному родителей и учителей новыми изменениями), да и сам достаточно жесткий стиль осуществления нововведений задают определенное отношение у тех, кто еще не сформировал свое собственное мнение, не разобрался в нюансах, плюсах и минусах. Это порождает так называемую «мифологию» ЕГЭ – нереалистические представления о нем, вызывающее повышенную тревожность.

3. При отсутствии выбора учащимся, учителям, родителям необходимо адаптироваться к новой ситуации, преодолевать нерациональные негативные установки, четко понимать свои возможности и задачи, чтобы успешно преодолеть этот этап.

4. ЕГЭ является более сильным стрессогеном, чем обычный экзамен.

Все перечисленное, а также важность сохранения физического и психологического здоровья выпускников в условиях стресса и повышенных нагрузок; наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требующих помимо знаний предметных еще и особой готовности к нему; наличие множества информационных и психологических барьеров, мешающих адекватно воспринимать реальность ЕГЭ, – все это обусловливает необходимость целенаправленной специфической подготовки учащихся и других субъектов образовательного процесса к прохождению этой процедуры и формирования у них соответствующей психологической готовности.

Наши рекомендации