Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Начальной структурной единицею общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью, она появляется и укрепляется с рождением детей. Не случайно слово "семья" прочитывается как "семь Я". Семья включает старших и младших родителей, их детей, внуков и правнуков. Таким образом, наличие детей - один из главных признаков семьи.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу "делай как я", то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. "Не надобно другого образца, когда перед лицом пример отца", говорит народная мудрость. Его пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери.

Концепцию семейной педагогики мы встречаем в различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

Семья считается первой и главной воспитывающей средой для человека.

Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не укради, будь почтительным к старшим.

В основе семейного воспитания был заложен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей.

Ж.Ж. Руссо Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности - student2.ru Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности - student2.ru утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий.

В зависимости от количества детей семьи бывают:

  • многодетные;
  • малодетные;
  • однодетные;
  • бездетные.

По составу:

  • однопоколенные (супруги);
  • двухпоколенные (родители + дети);
  • межпоколенные (родители + дети + родители родителей).

В последнее время достаточно распространены неполные семьи.

Отмечено, что семейные обстоятельства, в которых выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу. Успешность воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и учебно-воспитательных учреждений.

Действенным стимулирующим фактором развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Дети должны вносить посильный вклад в создание благополучия семьи. Родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, относиться к ним (несмотря на возраст) уважительно.

В.А. Сухомлинский Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности - student2.ru Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности - student2.ru рекомендовал родителям и учителям не забывать о том, что в семье растут не просто дети, а девочки и мальчики, социальная функция которых в обществе будет различной.

Выделяют типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи - порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Дети часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью - чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только "выгодная" инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30 % случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Угрозы, понукания, принуждение - главные средства авторитарного стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Источником либерального стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет "авторитетом любви". Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего "подыгрываться" к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей - любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум, давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, путь один - поиск "легкой" жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

влияние на ребенка - индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности;

выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них - слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т.д.
  2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.
  3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет и повода, и возможности для общения.
  4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.

Таким образом, в процессах социализации личности особая роль отводится семейному воспитанию. Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

Вопросы для самопроверки

  • Что называется воспитанием?
  • В чем сущность принципа опоры на положительное в воспитании?
  • В чем сущность принципа личностного подхода к воспитанию?
  • В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?
  • Что такое семья, ее признаки и функции?
  • В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания? Назовите их.
  • Назовите типы и стили семейного воспитания.
  • Назовите основные методы воспитания детей в семье.

ГЛОССАРИЙ

Авторитарность - (от лат. Аutoritas, влияние, власть) социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

Авторитарное воспитание - тип воспитания, применяющий формы взаимодействия взрослого и ребенка в педагогическом процессе, имеющие элемент долженствования.

Авторитет - влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.п.

Адаптация социальная - гибкое приспособление индивида к условиям социума.

Аккредитация - право образовательного учреждения (в соответствии с Законом об образовании РФ от 1992 г.) на выдачу своим выпускникам сертификата государственного образца об определенном уровне образования, на включение в систему централизованного государственного финансирование и на пользование гербовой печатью Свидетельство об аккредитации выдается на основании лицензии и свидетельства об аттестации образовательного учреждения.

Акцентуация характера - преувеличенное, гипертрофированное развитие одной или нескольких черт характера в ущерб другим, что затрудняет общение человека с другими людьми.

Активность личности - (от лат. Activus, деятельный) деятельное отношение личности к миру. Способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Актуализация - перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.

Алгоритм - предписание, задающееся на основе системы правил последовательности операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений.

Андрогогика - 1) новое название педагогики; 2) раздел педагогики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

Анимизм - вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов", или призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.

Анкета - вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются исследователем в зависимости от поставленных им целей.

Анкетирование - метод сбора данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Антропологизм - концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Антропоцентризм - научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией. Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н. Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу знаний, умений, навыков (ЗУНов), а эмоционально мотивационное, творческое развитие человека, нахождение его сути, его "самости", самораскрытие, саморазвитие личности.

Апатия - состояние индивида, для которого характерны эмоциональная пассивность, безразличие, равнодушие к окружающему.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архетип - центральное понятие аналитической психологии Юнга. Обозначает образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоцианизм - первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация - (от лат. Associatio, соединение), связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами и пр.).

Аттестация образовательного учреждения - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.

Беседа - в педагогике, вопросно ответный метод обучения, применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Биогенетический закон - закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм - (от англ. Behavior, поведение), направление в психологии, преимущественно американской; рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения. Основатель Б. Джон Уотсон сформулировал его кредо: "Предметом психологии является поведение". Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить и регистрировать. Регистрировать можно только реакции и побуждающие их стимулы. Человек в концепции бихевиоризма реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Братские школы - учебные заведения, существовавшие при братствах, национально религиозных объединениях верующих Украины, Белоруссии, Чехии и др. народов. В Б.Ш. впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.

Вербальная коммуникация - коммуникация, выражающаяся в знаках, словах.

Внушение - различные способы (вербальные и невербальные) целенаправленного воздействия на человека с целью создания у него определенного психического состояния и побуждения к определенным действиям.

Возбуждение - это процесс повышенной активности в результате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешними и внутренними, по природе химическими, механическими, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе.

Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и соц. изменений.

Возрастная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности и условия воспитания детей различного возраста (ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика среднего профессионального образования, педагогика высшей школы и др.).

Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных и возрастным составом.

Возрождение - ренессанс в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию.

Воля - это психический процесс, проявляющийся в способности человека управлять своей психикой и поступками, мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. В педагогическом процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т.к. без сформированных волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Воображение (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. Воображение выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Воспитание - 1) в широком социальном смысле социальное формирование личности, т.е. воздействие на личность всех средовых факторов; 2) в широком педагогическом смысле целенаправленное и специально организуемое воздействие на личность, осуществляемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми педагогами (в этом смысле понятие "воспитание" тождественно понятию "образование"); 3) в узком педагогическом смысле специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего нравственных. В этом смысле употребляется как "чистое" воспитание (термин А.С. Макаренко).

Воспитание гражданское - формирование гражданственности как интегративного качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель гражданского воспитания воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребности в деятельности на благо общества, расовой и национальной терпимости.

Воспитание духовное - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное - целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Воспитание семейное - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитание трудовое - целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Воспитание умственное - процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое - система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание экологическое - развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности.

Воспитание экономическое - формирование знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое - выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Восприятие - процесс создания субъективного образа предмета, явления. Выражает отношение человека к этому предмету, явлению. Синоним перцепция.

Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Гештальтпсихология - (от нем. Gestalt образ, структура, форма) направление в европейской (преимущественно немецкой) психологии 1-ой половины XX в., выдвинувшее принцип целостности (введенное Х. фон Эренфельсом понятие "гештальтов") в качестве основы при исследовании сложных психических явлений.

Государственный образовательный стандарт - 1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть, достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по каждому учебному предмету; 3) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся.

Группа - (от итал. Gruppo связка); 1) в общем смысле, совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях; 2) два и более индивида, объединенных общей деятельностью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других.

Группа малая - небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, деловые и личные отношения (семья, спортивная команда).

Групповое поведение - совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.

Гуманизм - принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности и ее прав на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

Гуманизация образования - распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания.

Гуманистическое воспитание - воспитание, в основе которого опора на мотивационный компонент психики, либо на уже имеющуюся установку и мотивацию (свободное воспитание), либо производится предварительная работа по формированию мотивации и установки (ненасильственное воспитание).

Гуманистический идеал человека - представление о человеке, всесторонне образованном и развитом, имеющим право на индивидуальность, умеющим хорошо говорить и убеждать собеседника. Возник в античной Греции, а затем неоднократно возрождался в общественном сознании на протяжении человеческой истории. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю. Воспитание, по их убеждению, призвано помочь человеку осознать свое призвание, оценить собственные способности, занять соответствующее место в общественной жизни.

Гуманитарное образование - приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых.

Гуманитарный - относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.

Гуманность - человечность, уважение к людям и их переживаниям. Система установок личности на соц. объекты (человека, группу, живое существо), обусловленная нравственными нормами и ценностями, которая представлена в сознании переживаниями сострадания, человеколюбия. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

Движущие силы процесса воспитания - постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия между возможностями развивающейся личности и требованиями со стороны социума, ближайшего окружения (внешние противоречия); либо между возможностями и потребностями личности (внутренние противоречия).

Демонстрация - наглядно чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Дидактика - теория образования и обучения; отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека.

Дискуссия - метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, средствах, методах, организации, достигаемых результатах.

Дифференциация в обучении и воспитании - выделение определенных типологических групп учащихся и разработка применительно к этим группам специфических приемов, способов, методов обучения и воспитания, построение определенной логики изучения учебного материала, применение специфических методов контроля, оценивания и т.д.

Доступность в обучении и воспитании (принцип постепенного увеличения трудностей) - принцип, следуя которому в учебной и воспитательной работе надо исходить из достигнутого уровня развития учащихся, учитывать их возрастные, индивидуальные и половые особенности и возможности, уровень обученности и воспитанности.

Дуализм - учение, трактующее материальное и духовное, психику и тело как два самостоятельных и антагонистических начала.

Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.

Единство знаний и поведения - сущность принципа определяется законом единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в соц. поведении.

Жизнедеятельность (в психол.) - внутренняя и внешняя активность личности в конкретных социальных и психических условиях.

Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный человеком для следования своей жизненной цели; интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью в целом.

Задатки - врожденные, обусловленные генным фондом и дородовыми условиями потенциальные возможности развития большинства анатомофизиологических и некоторых психических свойств индивида, составляющие природную основу развития способностей.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Бывает стойкой (типа олигофрении) и временной. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и социального развития ребенка от норм развития для паспортного возраста.

Задний мозг - отдел головного мозга, в котором располагается мозжечок и к которому примыкает продолговатый мозг.

Закономерности процесса воспитания - устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности.

Заражение - психологическое явление передачи эмоционального состояния от одного человека к другому в процессе общения.

Застенчивость - качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении, сопровождающееся мыслями о своей неполноценности и иллюзиями отрицательного отношения к себе участников общения.

Зачет - форма контроля в образовательных учреждениях; если зачет носит межсессионный, промежуточный характер, тогда фиксируется завершение обучаемыми каких либо практических заданий, работ, сбора дополнительной учебной информации по заданной теме, написание реферата или иной творческой работы по курсу, выявляется общая ориентация в изученном материале. Если зачет выставляется как итоговая (заключительная) фиксация работы по предмету, то помимо перечисленного, требуется не только ориентация в предмете, но и знание его теоретических основ.

Зона ближайшего развития (ЗБР) - расхождение между уровнем актуального развития (ребенок может решить задачу самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. ЗБР (это понятие введено Л.С. Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Игра деловая - форма искусственного во<

Наши рекомендации