Тема 8. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Воспитание призвано сформировать человека годного для будущего, чтобы он стал достойным членом того поколения, в котором ему придется жить - заметил Л.Н. Толстой .
Сущность, содержание и структура воспитания
Понятие "воспитание " - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание осуществляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям (рис. 27).
Рис. 27. Виды воспитания
Научная картина воспитательного процесса предполагает наличие ряда закономерностей, управляющих ходом воспитания личности.
Определить закономерность - значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями - значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность.
Характеристика закономерностей воспитания:
Первая закономерность. Воспитание человека как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого обучаемого.
Вторая закономерность. Содержание деятельности объекта воспитания обусловлено его изменяющимися потребностями и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями.
Третья закономерность заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий обучаемого и усилий педагога в совместной деятельности. Согласно этой закономерности, хороший педагог - это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности обучаемых, умеющий отойти в тень и признать полное право воспитуемых на творчество и свободный выбор.
Четвертая закономерность. Воспитание включает в свое содержание демонстрацию уважения в адрес воспитуемого, чтобы он был спокоен в отношении к нему воспитателя. Чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение и расположенность к себе, когда он ощущает мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию.
Пятая закономерность. Педагогическая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый обучаемый. Речь идет не об успешном предметном результате деятельности, а о внутренней индивидуальной удовлетворенности воспитуемых самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом и течением эмоциональных переживаний за время работы. Ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни.
Закономерности воспитания реализуются через принципы.
Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.
Наиболее специфичные принципы в системе воспитания:
- Общественная направленность воспитания.
- Связь воспитания с жизнью и трудом.
- Принцип опоры на положительное в воспитании.
- Гуманизация и демократизация воспитания.
- Личностный подход.
- Единство воспитательных воздействий.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
- Принцип сочетания уважения и требовательности к личности.
- Принцип обеспечения успеха в деятельности.
Методы воспитания группируют в классификационные схемы. Для практической работы педагога больше всего подходит следующая:
во-первых, методы, с помощью которых, прежде всего, формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;
во-вторых, методы, с помощью которых, прежде всего, организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;
в-третьих, методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков обучаемых.
Общая структура методов воспитания:
1. Методы организации и формирования опыта поведения:
- упражнения;
- приучение;
- педагогические требования;
- общественное мнение;
- поручение;
- воспитывающие ситуации.
2. Методы стимулирования:
1) соревнование - метод направления естественной потребности человека к соперничеству, на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
Условия эффективности соревнований:
- правильная организация соревнований (трудное, увлекательное, оценка результатов, награждение);
- жесткие условия соревнования нужно смягчать игровыми моментами (особенно в младшем возрасте);
- использовать попытки применения соревнований в учебной деятельности.
2) поощрение - выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрений:
- одобрение;
- похвала;
- благодарность;
- предоставление почетных прав;
- награждение подарками.
Условия эффективности поощрения:
- поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива;
- поощрение требует личностного подхода;
- соблюдение справедливости;
- аргументировать награждения;
- опора на мнение коллектива.
3) наказание - метод педагогического воздействия, которыми должно предупреждать нежелательные поступки.
Виды наказаний:
- наложение дополнительных обязанностей;
- лишение или ограничение определенных прав;
- выражение морального порицания, осуждения.
Условия эффективности наказаний:
- должно быть справедливым;
- сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им;
- учитывать индивидуальные особенности воспитанников (темперамент, возбудимость).