Принципы целостного педагогического процесса
Принцип развивающего и воспитывающего обучения рассматривают как ведущий. Он предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые являются основой выбора идеалов и социального поведения.
Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Виды наглядности по степени возрастания их абстрактности можно подразделить на:
- естественную наглядность (предметы объективной реальности);
- экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
- объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
- изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
- звуковую наглядность (аудиоаппаратура);
- символическую и графическую наглядность (карты, схемы, графики, формулы);
- внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью педагога).
При использовании данного принципа:
- следует сочетать наглядный материал со словами преподавателя;
- не следует перегружать занятие наглядными пособиями;
- работа с наглядными материалами должна стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние науки. Поэтому:
- следует пользоваться научной терминологией;
- необходимо использовать в процессе обучения современное оборудование;
- нужно вовлекать учащихся в наблюдение за изучаемыми явлениями и процессами, обучать их элементам научного поиска, научным методам исследования.
Принцип связи обучения с практикой предполагает раскрытие учащимся жизненной значимости (применимости) получаемой теоретической информации. В связи с этим:
- необходим анализ примеров и ситуаций из реальной жизни при изложении теоретического материала;
- выполнение практических действий должно опираться на знание теории и технологии;
- следует формировать навыки работы со справочной и нормативной (научной) литературой.
Принцип сознательности и активности - один из основных принципов современной дидактики. Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами учебной деятельности, включаются в процесс самостоятельного получения знаний. Активности и сознательности учащихся можно добиться:
- через личность преподавателя и его умение активизировать деятельность учащихся;
- через постановку и решение проблемных задач.
Принцип доступности (учета индивидуальных особенностей обучающихся) требует учета особенностей развития учащихся с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для этого необходимо:
- изучать индивидуальные особенности (интересы, темперамент, мышление, память, внимание, причины отставания в учебе) с помощью психолого-педагогических методов исследования;
- подбирать учебный материал так, чтобы он, с одной стороны не был непосильным для данного возраста и уровня подготовленности учащихся, с другой стороны, не был излишне упрощенным, тормозящим их развитие.
Принцип системности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, создание у учащихся целостной научной картины мира. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что подразумевает:
- переход к изучению нового материала только после усвоения старого;
- умение классифицировать знания, устанавливать внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Реализуется через правила:
- необходимо регулярно закреплять материал, связывать его с предыдущим;
- нужно формировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому предмету;
- прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.
Так же выделяют принципы: культуро-, природосообразности; фундаментальности образования и его профессиональной направленности; положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Смысл этих принципов заложен в их наименовании.
"Процесс обучения - это общение, в процессе которого происходят управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности" (П.И. Пидкасистый ).
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Основными компонентами процесса обучения являются:
- Дидактический компонент (обобщает цели, содержание, виды, методы, средства, способы и формы обучения);
- Гносеологический компонент (определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися под руководством педагога объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя);
- Психологический компонент (охватывает преимущественно внутреннюю, психологическую сторону познавательной деятельности учащихся в процессе обучения);
- Кибернетический компонент (отражает все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации);
- Социологический компонент (охватывает отношения между участниками учебного процесса, общие социальные взаимосвязи, направленность, социальную значимость обучения);
- Организационный компонент (включает организацию учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность др.).
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности учащегося обуславливают функции обучения:
- Образовательную - освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике;
- Воспитывающую - формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения;
- Развивающую - ориентация на развитие личности как целостной психической системы, включающей речь, мышление, сенсорную, эмоционально-волевую, двигательную и мотивационно-потребностную сферы личности.
Одной из актуальнейших проблем современности является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации педагогического процесса и переосмыслением целей и результатов образования.
Качество педагогического процесса определяется:
- степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
- соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);
- степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.
В заключение отметим следующее.
Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего, от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определяется, наряду с перечисленными факторами, еще одним важным фактором - научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.