Социализация и индивидуализация как формы развития личности
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии и педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Выделяют три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Адаптация личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Индивидуализация порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Это и есть вторая фаза развития личности - индивидуализация.
В рамках интеграции личности в общности у индивида складываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет и у других членов группы, однако которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый "вклад" в жизнь группы.
В контексте социализации, формирования определенных качеств личности, рассматривается своеобразная "психологическая структура личности", включающая психологические свойства и особенности, которые называются "чертами личности". Русский ученый-психолог К.К. Платонов предлагает следующую модель структуры личности :
- биологически обусловленная подструктура является низшим уровнем личности, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Эти свойства в известной мере имеют отношение к управленческой деятельности;
- психологически обусловленная подструктура - индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;
- подструктуры социального опыта - умения, навыки, знания и привычки;
- подструктуры направленности личности - влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, интересы.
Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:
- детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
- отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";
- юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Процесс социализации распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.
В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации личности:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.
Возрастные свойства психики связаны с отдельными стадиями цикла карьеры личности (рис. 23).
Рис. 23. Стадии цикла карьеры личности
1. Стадия роста - это период от рождения до 14 лет. Человек разрабатывает свою систему взглядов на жизнь, оформляется как личность путем взаимодействия и сравнения себя с другими людьми.
2. Стадия исследования - период, продолжающийся примерно от 15 до 24 лет. Личность исследует различные профессиональные альтернативы, сопоставляет их с собственными способностями и интересами. В этот период обычно происходит предварительный выбор профессии и карьеры. К концу этого периода происходит окончательный выбор и попытка начала работы.
3. Стадия формирования - продолжается примерно в период с 24 до 44 лет. Она является основной в жизни большинства людей. В течение этого периода личность постоянно проверяет свои способности и амбиции, сравнивая их с теми, которые требуются для выбранного рода занятий.
Стадию формирования можно разделить на 3 подстадии:
- подстадия испытания - период от 25 - 30 лет. В течение этого времени человек решает, подходит ли ему выбранная сфера деятельности;
- стабилизационная подстадия обычно соответствует возрасту 30 - 40 лет. В этот период выясняются и укрепляются профессиональные цели. Человек планирует карьеру, развивает активность, непрерывно поддерживает образовательный уровень для достижения служебного роста;
- подстадия карьерного кризиса может начаться между 35 - 45 годами. В этом возрасте может происходить переоценка ценностей. За этот период необходимо определить важность работы и карьеры в жизни.
4. Стадия сохранения соответствует возрасту от 45 - 65 лет. В течение этого периода человек все свои усилия направляет на сохранение достигнутого.
5. Стадия снижения активности возникает по мере приближения пенсии. На этом этапе человеку необходимо смириться с ограничением власти, энергии, ответственности и вступить на путь наставника и советчика для молодежи. Немаловажным для человека именно в этот период найти новые пути альтернативного использования времени и сил, прежде отдаваемых работе.
В обобщенном виде стадии социализации можно представить так:
1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределении "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, "стать как все";
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966 г.) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
- Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
- Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
- Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
- Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, называется ресоциализацией . Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.