Общее понятие и компоненты структуры личности
Человек на свет рождается уже человеком. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств (возможности прямохождения и развития интеллекта, перспектива использования орудий труда и т.д.). Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека.
Попадая в общество, человек общается с другими людьми. В процессе общения он что-то узнает, усваивает нормы и правила поведения, обычаи, традиции, социальный опыт. Человек становится социальным существом - личностью .
Понятие личности - одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Разработка проблемы личности связана с именами А.Ф. Лазурского , Г. Олпорта , Д. Кеттела , З. Фрейда , А. Маслоу , К. Роджерса , Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева , Л.И. Божович и др.
Как личность человек формируется в социальной системе путе м целенаправленного и продуманного воспитания.
Психологическая структура личности может быть представлена следующей схемой (рис. 21).
Рис. 21. Психологическая структура личности
Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Быть личностью означает:
- иметь активную жизненную позицию;
- обладать свободой выбора;
- оценивать последствия принятого решения и отвечать за них;
- постоянно совершенствовать себя и других.
Личность характеризуется пятью потенциалами:
- познавательным (гносеологическим) - это объем и качество информации, которой располагает личность;
- ценностным (аксиологическим) - приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;
- творческим - полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;
- коммуникативным - мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью;
- художественным - уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах; в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Психология осмысливает различные подходы к пониманию человеческой личности: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология, когнитивная психология.
Психоанализ (фрейдизм) оказал существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения.
Психоанализ также называют фрейдизмом - по имени австрийского врача, психопатолога и психолога Зигмунда Фрейда (1856 - 1939 гг.). Сам же 3. Фрейд назвал направление термином "психоанализ". Основная заслуга 3. Фрейда состоит в том, что он впервые привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека. Согласно взглядам Фрейда, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, но не исчезают. Сохраняя свою активность, они из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности.
Структура личности, согласно 3. Фрейду, состоит из трех уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я".
"Оно" - это первоначальная, основная, центральная часть структуры личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Оно" почти целиком бессознательно, насыщено биологическими врожденными инстинктивными влечениями (агрессивными, сексуальными) и потребностями (в пище, воде, кислороде). Будучи "бессознательным и иррациональным", "Оно" подчиняется принципу удовольствия.
"Я" подчиняется принципу рациональности, реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром.
"Сверх-Я" - это моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения; это судья и цензор личности. Функции "Сверх-Я" - совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Уровень "Я" сознания находится в постоянном конфликте с "Оно", подавляет порочные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "Оно", "Сверх-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается добиться гармонии между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности". "Сверх-Я" служит носителем стандартов морали, эта часть личности играет роль критика, цензора, совести.
"Сверх-Я" не допускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность), в формах поведения (стремление выделиться неадекватными манерами, шутками, неординарностью одежды и т.д.). Если же энергия инстинктов не находит выхода, то человек может быть подвержен психическим заболеваниям (например, шизофрении), неврозам, истерикам, находиться в состоянии депрессии, тоски. Чтобы избавиться от конфликта между "Я" и "Оно", человек может использовать средства психологической защиты.
Ученики и последователи 3. Фрейда К. Юнг , А. Адлер , неофрейдисты Салливан , Э. Фромм и другие выдающиеся психологи, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности и ведущей роли инстинктов, пошли по линии ограничения этих влияний. Бессознательное в их понимании наполнялось новым содержанием:
- стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер );
- коллективное бессознательное ("архетипы"), выражаемое в религиозной символике, искусстве, мифологии и передаваемое по наследству (К. Юнг);
- невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психологические механизмы отторжения личности от общества.
В России были изданы некоторые произведения 3. Фрейда: "Я" и "Оно", "Введение в психоанализ", "Тотем и табу", "Толкование сновидений".
Бихевиоризм (от англ. "behavior" - поведение), или психология поведения, появился в США в начале XX в.
Поведенческая психология (бихевиоризм) - одно из первых направлений развития психологии в XX в. К теоретикам этой школы относят русского физиолога, создателя учений о высшей нервной деятельности И.П. Павлова (1849 - 1936 гг.), а также американских психологов Д. Уотсона , Э. Толмена и др.
Джон Уотсон (1873 - 1958 гг.) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Основой теории бихевиоризма является формула: "стимул - реакция" (S - R). Закон эффекта Э. Торндайка уточняет, что связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть как положительным (похвала, материальное вознаграждение и т.п.), так и отрицательным (боль, наказание, неудача и т.п.).
Бихевиористы утверждали, что поведение человека определяется чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательного подкрепления.
Развивая теорию бихевиоризма, Э. Толмен (1948 г.) сформулировал два закона научения как животных, так и людей - закон упражнения - закон эффекта. Следовательно, реакции живого организма можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения.
Таким образом, последователи бихевиоризма пытались навязать свои доводы и в изучении психических сфер личности. Однако выявленные в ходе исследований спонтанно-импульсивные поведенческие реакции человека были не достаточно убедительны против обнаруживаемых у испытуемого (личности) волевых психических процессов. На смену фрейдизму и бихевиоризму пришла гуманистическая психология .
Гуманистическая психология, включающая теоретические воззрения и психотерапевтическую практику, возникла в начале 60-х гг. XX века в США. Гуманистическая психология противопоставляет себя как психоанализу, так и бихевиоризму, оценивая их как негуманные подходы к человеку.
Гуманистическая психология, представителями которой являются американские психологи А. Маслоу , К. Роджерс , Г. Олпорт , защищает точку зрения, согласно которой поведением человека в обществе управляют в первую очередь социальные, а не биологические потребности; не инстинкты и рефлексы, а духовные цели и ценности.
Главная идея гуманистической теории личности заключается в том, что человек живет не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить по-человечески. Человек высокоразвитый как личность, согласно этой теории, живет не ради удовлетворения своих биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
Наиболее популярной из всей совокупности теорий потребностей и мотивации является концепция А. Маслоу (1908 - 1970 гг.). А. Маслоу впервые предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив иерархию, в которой высшие запросы базируются на удовлетворении низших потребностей (рис. 22).
Рис. 22. Уровни (пирамида) потребностей (по Маслоу)
Следует заметить, что "с высоты пирамиды Маслоу" представляется более очевидной несостоятельность бихевиоризма и подобных теорий на фоне психологических исследований второй половины XX века.
Так, в середине 60-х гг. XX в. в США оформилась очередная научная школа - когнитивная психология. Видными представителями ее являются У. Найссер , Дж. Келли , Г. Саймон . Когнитивный (лат. "cognitio" - знание, познание) подход к личности также выступает против бихевиористских представлений о человеке.
Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Согласно основным идеям когнитивной психологии любой человек - это своеобразный исследователь, стремящийся понять, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем.
Гештальтпсихология - немецкие психологи Макс Вертгеймер , Вольфганг Келлер (1887 - 1967 гг.), К. Левин (1890 - 1947 гг.), главное внимание обращали на внутреннюю психическую деятельность человека. В психологии понятие "гештальт" употребляется в смысле "организационного целого", целостной структуры, свойства которой не сводятся к сумме свойств ее частей.
Характерными идеями гештальтпсихологии являются:
- идея образа как целостного образования;
- идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов;
- идея ассимиляции и контраста, используемая при характеристике восприятия человека человеком.
Экспериментально гештальтпсихология исследовала процессы психических образований при восприятии и мышлении. Разработанная К. Левиным динамическая теория личности исследовала потребности, аффекты (эмоции), волю человека.
В обобщенном виде основные направления изучения личности человека можно представить следующим образом (табл. 5):
Таблица 5. Основные направления изучения личности человека
Направление психологии | Предмет исследования |
Бихевиоризм | Поведение |
Фрейдизм | Бессознательное |
Гештальтпсихология | Целостные структуры психики |
Гуманистическая психология | Личность. Индивидуальность |
Когнитивная психология | Познавательные процессы |
В понимание проблем личности неоценимый вклад внесли отечественные ученые, разработав свои теории личности, из которых ведущее положение занимают следующие:
- теория отношений - А.Ф. Лазурский (1874 - 1917 гг.), В.Н. Мясищев (1892 - 1973 гг.);
- теория деятельности - Л.С. Выготский (1896 - 1934 гг.), А.Н. Леонтьев (1903 - 1979 гг.);
- теория общения - Б.Ф. Ломов (1937 - 1989 гг.);
- теория установки - Д.Н. Узнадзе (1886 - 1950 гг.).