Эмоциональные и волевые процессы. Психическая регуляция поведения и деятельности человека

Эмоции и чувства - психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами.

Возникли они в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя.

Различают низшие эмоции и высшие эмоции - чувства. Телесными проявлениями переживаний являются:

  • мимика - изменение положения губ, бровей;
  • пантомимика - жесты и поза;
  • вокальная мимика - тон голоса;
  • вегетативные реакции - покраснение, дрожь, потоотделение.

Функциональное назначение эмоций и чувств:

  1. Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний.
  2. Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их полезности или вредности.
  3. Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).
  4. Функция "эмоционального памятника", т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности - нужны индивиду сами по себе.

Классификация эмоций:

  • альтруистические - возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
  • коммуникативные - возникают на основе потребности в общении;
  • глорические (от лат. "gloria" - слава) - связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
  • практические - вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
  • пугнические (от лат. "pugna" - борьба) - в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
  • романтические - в основе лежит стремление ко всему необычному;
  • гностические (от греч. "gnosis" - знание) - связаны с познавательной деятельностью личности;
  • эстетические - возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы;
  • гедонические - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
  • акизитивные (от фр. "acguisition" - приобретение).

Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (рис. 20).

Рис. 20. Классификация эмоций

Простые чувства - это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга). Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.

Сложные (высшие) чувства - моральные, интеллектуальные, эстетические (по содержанию). Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему (природу). Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей.

Моральные чувства - чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.

Интеллектуальные чувства - отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).

Эстетические чувства - это чувство красоты, восхищения прекрасным. Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.

Стенические чувства (от греч. sthenos - сила) - это радость, возбуждение, "спортивная злость", гнев, ненависть и т.д. Они вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, напряжение; повышают жизнедеятельность человека.

Астенические чувства (от греч. "asthenos" - слабость) - тоска, печаль, уныние, подавленность. Они вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.

Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.

Аффект (от лат. "affectus" - душевное волнение, возбуждение, страсть) - кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации.

Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением столь важных для человека потребностей.

Страсть - вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.

Особенности чувств:

  1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства - субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
  2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Развитию чувств способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, искусство, литература.
  3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д.
  4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства - кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами.
  5. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.
  6. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.
  7. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует хорошему настроению и высокопроизводительному труду.

Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:

  • правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;
  • достаточная информированность по данному событию (проблеме);
  • заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.

Творческая жизнь и деятельность человека требуют от него большой активности и напряжения физических и духовных сил.

Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, производны от воли человека.

Все волевые действия реализуются в волевых актах. Различают следующие признаки волевого акта:

  • волевой акт связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;
  • для него характерно наличие продуманного плана действий;
  • для него характерно усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Волевые действия, реализуясь в волевых актах, имеют определенную структуру и содержание. Структуру волевого акта образуют следующие основные этапы (фазы):

  1. возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
  2. обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
  3. принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
  4. исполнение - достижение цели (выполнение задачи);
  5. анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.

Следует отметить, что воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанной с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

Вполне очевидно, что сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, требует от субъекта волевого акта (человека) наличия определенных волевых качеств. Среди основных волевых качеств личности можно отметить следующие:

  • целеустремленность - способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть;
  • решительность - способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности;
  • инициативность - способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков;
  • самостоятельность - способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Противоположным по значению качеством является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений;
  • дисциплинированность - способность человека соблюдать порядок, определенные правила;
  • самообладание - способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками;
  • настойчивость - способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями;
  • энергичность - способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил и др.

В качестве заключения отметим следующее:

  • Психическая деятельность человека проявляется в психических процессах (познавательных, эмоциональных, волевых).
  • Познавательные процессы обеспечивают ориентированную основу поведения, формируют его информационную базу.
  • Волевые и эмоциональны процессы относятся к регуляционным психическим процессам и обеспечивают, соответственно - сознательное поведение или спонтанно-импульсивные поведенческие реакции.
  • В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. Именно воля способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию свойств личности.

Вопросы для самопроверки

  • Охарактеризуйте ощущение человека как психический познавательный процесс.
  • Какое свойство восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими?
  • Что общего и различного между ощущением и восприятием?
  • Что такое внимание человека? Назовите основные виды внимания.
  • Назовите основные виды памяти. Дайте им характеристику.
  • Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс.
  • Каковы основные функции речи?
  • Перечислите основные волевые качества личности. Охарактеризуйте их.

Тема 4. Психология личности

Наши рекомендации