Эмоциональные и волевые процессы. Психическая регуляция поведения и деятельности человека
Эмоции и чувства - психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами.
Возникли они в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя.
Различают низшие эмоции и высшие эмоции - чувства. Телесными проявлениями переживаний являются:
- мимика - изменение положения губ, бровей;
- пантомимика - жесты и поза;
- вокальная мимика - тон голоса;
- вегетативные реакции - покраснение, дрожь, потоотделение.
Функциональное назначение эмоций и чувств:
- Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний.
- Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их полезности или вредности.
- Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).
- Функция "эмоционального памятника", т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности - нужны индивиду сами по себе.
Классификация эмоций:
- альтруистические - возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
- коммуникативные - возникают на основе потребности в общении;
- глорические (от лат. "gloria" - слава) - связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
- практические - вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
- пугнические (от лат. "pugna" - борьба) - в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
- романтические - в основе лежит стремление ко всему необычному;
- гностические (от греч. "gnosis" - знание) - связаны с познавательной деятельностью личности;
- эстетические - возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы;
- гедонические - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
- акизитивные (от фр. "acguisition" - приобретение).
Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (рис. 20).
Рис. 20. Классификация эмоций
Простые чувства - это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга). Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.
Сложные (высшие) чувства - моральные, интеллектуальные, эстетические (по содержанию). Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему (природу). Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей.
Моральные чувства - чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.
Интеллектуальные чувства - отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).
Эстетические чувства - это чувство красоты, восхищения прекрасным. Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.
Стенические чувства (от греч. sthenos - сила) - это радость, возбуждение, "спортивная злость", гнев, ненависть и т.д. Они вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, напряжение; повышают жизнедеятельность человека.
Астенические чувства (от греч. "asthenos" - слабость) - тоска, печаль, уныние, подавленность. Они вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.
Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.
Аффект (от лат. "affectus" - душевное волнение, возбуждение, страсть) - кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации.
Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением столь важных для человека потребностей.
Страсть - вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.
Особенности чувств:
- Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства - субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
- Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Развитию чувств способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, искусство, литература.
- Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д.
- Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства - кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами.
- Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.
- Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.
- Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует хорошему настроению и высокопроизводительному труду.
Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:
- правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;
- достаточная информированность по данному событию (проблеме);
- заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.
Творческая жизнь и деятельность человека требуют от него большой активности и напряжения физических и духовных сил.
Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, производны от воли человека.
Все волевые действия реализуются в волевых актах. Различают следующие признаки волевого акта:
- волевой акт связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;
- для него характерно наличие продуманного плана действий;
- для него характерно усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.
Волевые действия, реализуясь в волевых актах, имеют определенную структуру и содержание. Структуру волевого акта образуют следующие основные этапы (фазы):
- возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
- обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
- принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
- исполнение - достижение цели (выполнение задачи);
- анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.
Следует отметить, что воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанной с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.
Вполне очевидно, что сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, требует от субъекта волевого акта (человека) наличия определенных волевых качеств. Среди основных волевых качеств личности можно отметить следующие:
- целеустремленность - способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть;
- решительность - способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности;
- инициативность - способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков;
- самостоятельность - способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Противоположным по значению качеством является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений;
- дисциплинированность - способность человека соблюдать порядок, определенные правила;
- самообладание - способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками;
- настойчивость - способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями;
- энергичность - способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил и др.
В качестве заключения отметим следующее:
- Психическая деятельность человека проявляется в психических процессах (познавательных, эмоциональных, волевых).
- Познавательные процессы обеспечивают ориентированную основу поведения, формируют его информационную базу.
- Волевые и эмоциональны процессы относятся к регуляционным психическим процессам и обеспечивают, соответственно - сознательное поведение или спонтанно-импульсивные поведенческие реакции.
- В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. Именно воля способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию свойств личности.
Вопросы для самопроверки
- Охарактеризуйте ощущение человека как психический познавательный процесс.
- Какое свойство восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими?
- Что общего и различного между ощущением и восприятием?
- Что такое внимание человека? Назовите основные виды внимания.
- Назовите основные виды памяти. Дайте им характеристику.
- Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс.
- Каковы основные функции речи?
- Перечислите основные волевые качества личности. Охарактеризуйте их.
Тема 4. Психология личности