Познавательные процессы. Внимание, ощущение и восприятие, их основные характеристики
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
Рассмотрим основные характеристики познавательных процессов. Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения (вроде как, основные их виды и признаки знакомы каждому с детства - "зрительные", "слуховые", "вкусовые" и т.д.). Доказано, что способность к ощущению есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.
Ощущения носят избирательный, и в тоже время, активный характер. Избирательность заключается в использовании того рецептора, который способен отразить те или иные признаки (свойства) предметов и явлений реального мира. Активность ощущений реализуется через органы чувств.
Различают следующие виды ощущений: внешние (экстерорецептивные), внутренние (интерорецептивные), мышечно-двигательные (проприорецептивные) (рис. 11):
Рис. 11. Виды ощущений
1) Экстерорецептивные (внешние) ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. Многим, несомненно, известно четверостишие:
"Пять чувств, от слуха и до зренья,
Даются нам для внешнего общенья,
А мысль и память внутреннюю службу
Несут, определяя все решенья".
С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.
С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.
Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода.
Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
2) Интерорецептивные (внутренние) ощущения отражают состояние внутренних органов.
Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.
Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3) Проприорецептивные ощущения - это ощущения, отражающие движение нашего тела.
С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.
Статические ощущения - ощущение положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений (гравиторецепторы) находятся во внутреннем ухе.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей личности.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К общим свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветочному тону и т.п.
Интенсивность ощущений является количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мc.
Для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Так называемые, контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие представляет собой более сложный психический процесс по сравнению с ощущением (табл. 4).
Таблица 4. Отличие ощущения от восприятия
Ощущение | Восприятие |
Способность ощущать дана всем живым организмам | Способность воспринимать мир в виде образов присуща только человеку и высшим животным |
Ощущения не воспринимаются как свойства предметов или явлений, существующих вне и независимо от нас | Восприятие соотносится с оформленной в виде предметов вне нас существующей действительностью |
Ощущения находятся в нас самих | Образы воспринимаемых предметов локализованы в пространстве |
Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркости, громкости, равновесия) | В результате восприятия складывается образ предмета |
Для появления ощущения не требуется активность, направленная на его построение | Восприятие предполагает встречную активность субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию |
Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим сенсорным системам (анализаторам) | Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает скоординированную работу сразу нескольких сенсорных систем (анализаторов) |
Восприятие является активным процессом отражения окружающего мира, тесно связанным с деятельностью, выполняемой человеком.
Различают следующие виды восприятия (рис. 12):
Рис. 12. Виды восприятия
Восприятие движения окружающих нас предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений.
Восприятие времени - пока не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы (ощущения).
Восприятие полифонических звуков (речевых, музыкальных, технико-синтетических, природных) - это процесс расшифровки и переработки аудиальными анализаторными системами сложных звуков, поступающих из внешней среды.
К основным свойствам восприятия относят:
- целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, формирующийся в процессе практики;
- константность - окружающие предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине;
- структурность - восприятие не является простой суммой ощущений (слушая музыку, мы воспринимаем абстрагированную обобщенную структуру - мелодию, хотя она состоит из отдельных звуков, исполняется на различных инструментах);
- осмысленность - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;
- избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
В процессе восприятия могут возникать ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией .
На рис. 13 попеременно воспринимаются то ваза на черном фоне, то два профиля на белом фоне. В данном случае явно прослеживается избирательность восприятия .
Рис. 13. Избирательность восприятия
На рис. 14 можно наблюдать иллюзию контраста. Внутренний кружок слева кажется больше внутреннего кружка справа, хотя в действительности они равны.
Рис. 14. Иллюзия контраста
Внимание является одним из важнейших проявлений психики человека. Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте и предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
К функциям внимания относятся:
- отбор значимых воздействий, соответствующих потребностям и деятельности в данный момент времени;
- игнорирование (торможение, устранение) несущественных воздействий;
- регуляция и контроль деятельности.
Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание (рис. 15).
Рис. 15. Виды внимания
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
- Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, у ребенка - не более 2-3).
- Концентрированность - показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
- Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
- Устойчивость - способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Эта характеристика обусловливается типом нервной системы (темпераментом), мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
- Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами: от 2-3 до 12 с. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие - при осязательных.
- Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому (перенос внимания с одного объекта на другой). Переключение внимания может быть: произвольным (преднамеренным) - сопровождающимся волевыми усилиями человека; непроизвольным (непреднамеренным) - протекающим легко, без особого напряжения и волевых усилий.
- Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясности сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.