Сознание как форма психического отражения
В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Как-то, выступая с докладом по проблеме сознания, профессор М.К. Мамардашвили заметил: "…сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего".
Центральным понятием современной психологии (и неотъемлемым элементом социальной системы) является субъект (человек), обладающий сознанием, которое позволяет ему рефлектировать (отражать) окружающую среду и свое положение в ней и организовывать себя и ее в соответствии с определенным планом (прогнозом).
Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики человека выделяют: бессознательное, подсознательное, сознание и сверхсознание (рис. 9).
Рис. 9. Структура психики человека в зависимости от степени осознанности психических явлений
Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.
Индивидуальное бессознательное связано, главным образом, с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный (ареал обитания) и т.д.
Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и образует всеобщее основание внутренней (душевной) жизни каждого человека, является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы "психического проникновения". Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.
Подсознательное - те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же не были допущены в сферу сознания. Образы подсознания могут быть актуализированы совершенно непроизвольно. Например, человек может вдруг вспомнить какое-то ощущение, мысль, казалось бы, давно забытые и не связанные с текущим психическим состоянием. Уровень подсознания может быть выражен в виде эмоций - внутренним переживанием, волнением, чувством (часто сопровождаемым какими-нибудь инстинктивными выразительными движениями).
Сознательное как компонент психики характеризуется наличием интеллекта и включает такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
Сверхсознательное представляется психическими образованиями, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий (типа методов "йога"), позволяющих управлять психическими и физиологическими функциями своего организма. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).
Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Следует заметить, что в психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. О сознании человека можно сказать, что оно рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.
Субъективный мир человека определяется сознанием и самосознанием. В сознании человек познает сущность окружающего мира. Сознание может быть направлено на самого человека, его собственное поведение и внутренние переживания. Тогда сознание принимает форму самосознания, а способность человека обратить сознание на самого себя, на свой внутренний мир и свое место во взаимоотношении с другими, называется рефлексией .
Английский философ, социолог и психолог Г. Спенсер (1820 - 1903) соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде.
Структурно сознание может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 10).
Рис. 10. Структура сознания (по А.В. Петровскому)
Сознание человекам - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. В сущности, сознание - это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей (без знаний не бывает сознания).
Сознание включает ряд важнейших компонентов:
- совокупность знаний об окружающем мире;
- постановку жизненных целей и задач;
- самосознание и отношение человека к другим людям и окружающему миру.
Основные функции сознания:
отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;
регулятивно-оценочная, обеспечивающая формирование целей, разумное регулирование поведения и деятельности, оценку результатов деятельности;
рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;
порождающая (творчески-креативная), дающая возможность осуществлять предварительное мысленное построение действий, предвидение результата, создавать новое, оригинальное.
Сознание привлекается к какому-либо объекту только на короткий отрезок времени. Типовые задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни, человек решает подсознательно (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.). Таким образом, сознание и подсознание человека находятся в гармоничном взаимодействии, обеспечивая регулирование процессов поведения.
В психологической науке утверждается, что всем людям присущи два состояния сознания:
- сон (период отдыха);
- состояние бодрствования (активное состояние сознания).
Сон - это не просто восстановительный период для организма. Он включает различные стадии и выполняет разнообразные функции. Выделяют "медленный сон" и "быстрый, парадоксальный сон". Стадия "быстрого сна" длится 15 - 20 мин. В это время человека трудно разбудить, но если это удается, то он (в 80 % случаев) говорит, что видел сон и может рассказать его в деталях. После "быстрого сна" наступает "медленный сон", который продолжается приблизительно 70 мин, а затем вновь наступает "быстрый сон". Цикл смены "быстрых" и "медленных" снов повторяется за ночь 5 - 6 раз. Чередование отдельных циклов сна и нормальная его продолжительность (6 - 8 ч) являются обязательным условием здоровья человека. Сновидения отражают мотивацию, желания человека, служат для символической реализации этих желаний, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за тревожных мыслей и неоконченных дел. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит.
В состоянии бодрствования мы можем приспосабливаться к внешнему миру. Осознание внешнего и внутреннего мира меняется на протяжении дня в зависимости от нашего состояния (напряженность, возбуждение, полудрема, отсутствие этих состояний). Таким образом, обработка информации, поступающей в мозг, существенно меняется в зависимости от уровня бодрствования. Организм человека функционирует в среднем с чередованием - 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Исследования показали, что недостаток сна может существенно сказаться на поведении человека: ухудшается или нарушается мыслительная и трудовая деятельность (люди могут заснуть стоя, галлюцинировать, бредить после 2-3-х дней лишения сна).
Особым состоянием сознания, изменяемым по желанию человека, является медитация . Существует несколько видов медитации, но все они преследуют одну и ту же цель - сосредоточить внимание и заставить мозг реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек.
Патологические состояния сознания вызываются с помощью наркотиков и веществ, воздействующих на головной мозг. При многократном применении вызывается физическая и психологическая зависимость человека от этих веществ.
Еще раз отметим, что в психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. Так, А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.
Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.
Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.
Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию.
Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями. То есть, смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
Как уже отмечалось, наряду с сознанием, субъективный мир человека определяется самосознанием . Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено. Сознание собственного "Я" (или самосознание) является эпицентром сознания.
Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова , согласно которой предпосылки самосознания заложены в "системных чувствованиях". Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, то есть в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела - самоощущения. По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознать себя, то есть выделять из внешнего мира. В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний о самом себе. На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой. Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.
Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.
Самопознание по типу "я и другой человек" сохраняется у человека на всю жизнь, носит эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Здесь помогают методы самонаблюдения и самоанализа.
Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.
От уровня развития самооценки зависит процесс самовоспитания.
Самовоспитание - это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. |
Таким образом, отметим, что содержание, структура и состояния человеческого сознания весьма многообразны. Они вызывают острый интерес и имеют несомненную практическую значимость, однако, изучены крайне мало. Сознание до сих пор остается самой большой загадкой человечества.
В качестве заключения можно отметить следующее:
Во всем многообразии наук психологическая наука имеет очень важную особенность, а именно: в психологии человек предстает и как субъект, и как предмет познания в многообразии своего проявления в целостном Мире.
Интеграция научного знания является необходимым условием к постижению сложных закономерностей и глубоких связей мироздания, которые открывают путь к пониманию его как единой системы.
Интеграционные процессы в психологии связаны с тем, что психологические знания все шире используются в других науках. Успешность развития многих наук и их практических положений оказывается в настоящее время непосредственно связанной с данными теоретической и прикладной психологии. Все это имеет результатом изменение социальной роли и значимости психологии.
Вопросы для самопроверки
- Что такое психика и каковы ее основные функции?
- Каковы основные уровни психического отражения?
- Что такое сознание?
- Что такое состояния сознания? Какие состояния сознания вы знаете?
- Что такое неосознаваемые психические явления? Какие классы неосознаваемых психических явлений выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?
- Чем отличается поведение от деятельности?
- Какова структура человеческой деятельности?
- Чем отличается деятельность человека от животных?
- Виды человеческой деятельности и их характеристика.
- Каковы основные компоненты деятельности человека?
- Какова роль психических процессов в человеческой деятельности?