Основные отрасли психологии, ее место и роль в науках о человеке
Современная психологическая наука - сложная, разветвленная система научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки разделяют на две большие группы: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки представляют основною систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам, в первую очередь, относится общая психология , которая исследует психологию отдельно взятых людей, выделяя в ней познавательные процессы, психические состояния и психологические свойства личности (рис. 3). Вполне очевидно, что изучение основ психологических знаний начинается с общей психологии, основных научных понятий, методов исследования и т.д.
Рис. 3. Явления, изучаемые в общей психологии
Кроме общей психологии в число фундаментальных наук включают социальную психологию , дифференциальную психологию , психологию развития , а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику , психогенетику и психофизиологию .
Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психические явления в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике.Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес, в основном, для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности. На рис. 4. представлены некоторые прикладные отрасли современной психологии. В настоящее время их насчитывается около 40.
Рис. 4. Прикладные отрасли психологии
Какое место занимает психология в системе наук?
Современная психология находится на стыке ряда наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, социальными - с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются вышеназванные науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть - теория познания решают вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактуют психику как отражение мира. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развития.
В настоящее время общепринятой считается классификация наук академика Б.М. Кедрова , (рис. 5), где психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
Рис. 5. Классификация наук Б.М. Кедрова
Сложный путь развития психологии как науки, изменение (расширение) предмета исследования и ее связей с другими науками привело к бесплодным, по сути, вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия. На самом деле, уникальность и ценность психологии как науки заключается именно в ее междисциплинарном характере, в том, что она строится как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.
Таким образом, является вполне очевидным, что в настоящее время трудно найти науку, в какой не использовались бы психологические знания.