Основные психические явления, изучаемые в современной психологии.
Рис. 1. Система явлений, изучаемых в психологии
Таблица 2. Примеры психических явлений
Группы психических явлений | Частные примеры |
Психические процессы | |
Ощущения | Яркость, громкость, соленость |
Восприятие | Зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени |
Внимание | Устойчивость, распределение, переключение, объем |
Память | Запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание |
Воображение | Галлюцинации, сновидения, мечты, грезы |
Мышление | Творческое, репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое |
Речь | Внутренняя, эгоцентрическая, вербальная, невербальная |
Психические состояния | |
Эмоции | Настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, тревога, удивление, гнев |
Установки | Изменчивая, фиксированная, социальная, |
Состояние внимания | Рассеянность, концентрация, сосредоточенность |
Состояние органов чувств | Адаптация, чувствительность |
Свойства личности | |
Способности | Общие, специальные, теоретические, практические |
Темперамент | Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик |
Характер | Целеустремленность, доброта, внимательность, умеренность |
Воля | Настойчивость, твердость, стойкость |
Чувства | Моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные |
Потребности | Материальные, познавательные, духовные |
Мотивы | Осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие |
Социально-психологические и массовидные психические явления | |
Межличностные отношения | Симпатии, антипатии, признание, уважение |
Межгрупповые отношения | Сотрудничество, противостояние, соревнование |
Лидерство | Демократическое, авторитарное, либеральное |
Групповые (социальные нормы) | Единые, противоречивые, устойчивые, неустойчивые |
Социальные (групповые) роли | Роль лидера, роль ведомого, роль организатора, роль исполнителя |
Мода | Законодатели моды, последователи моды, возникновение моды, распространение моды |
Реклама | Создание, восприятие, воздействие рекламы |
Слухи | Правдоподобные, нелепые, слух-пугало, сплетни |
Паника | Условия и причины возникновения, влияние на людей |
Общественное мнение (сознание, настроение) | Виды, функции, роль в жизни общества |
Вера (религия) | Причины возникновения и существования, роль в жизни людей, мотивы обращения людей к вере |
Таким образом, из рассмотренных выше вопросов можно заключить, что современная наука психология занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления.
Если говорить кратко, то задачи психологии можно свести к следующему:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- научиться управлять ими;
- использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
В интересах исследования конкретных личностей и психологических явлений современная психологическая наука широко использует целую систему методов, которая в полной мере применима и в сфере любой отрасли психологии.
Каковы же основные методы психологического исследования, какова их сущность и условия эффективного применения?
При помощи методов научных исследований ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Психологические явления сложны и своеобразны, труднодоступны для изучения. На протяжении всей истории психологии ее методы исследования постоянно совершенствовались. Со временем, в психологии оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, физиологии и медицины, математики и физики, информатики и кибернетики, биологии и истории, ряда других наук.
В отечественной психологии принята классификация исследовательских методов. Он выделил четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные (рис. 2).
Рис. 2. Методы исследования в психологии
1) Организационные методы .
К ним относятся методы лонгитюдный , сравнительный и комплексный . Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования. Данная группа методов применяется с целью организации исследования.
Комплексные программы исследования создаются, в основном, для решения крупных практических задач и характеризуются общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами.
2) Эмпирические методы .
К группе эмпирических методов относятся:
обсервационные методы - наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (интроспекция);
экспериментальные методы - лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический (обучающий);
психодиагностические методы - тесты стандартизированные, проективные; анкеты; социометрия, интервью и беседы;
приемы анализа продуктов деятельности - хронометрия, циклография, оценка работ, изделий и т.д.;
моделирование - создание искусственной модели (технической, логической, математической, кибернетической) изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе;
биографические методы - анализ фактов, дат и событий жизни человека, документации и т.д.
Применение методов зависит от того, каким организационным методом пользуется исследователь. Эффективное применение методов психологического исследования также зависит от того, насколько они валидны (соответствуют тому, для получения и оценки чего они изначально предназначались) и надежны (позволяют получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
Наблюдение - самый распространенный метод из всех методов психологии (очевидно, это обязывает рассмотреть этот метод несколько подробнее). Основным условием научности наблюдения является его объективность, то есть возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперименты). Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако наблюдение по большей части должно дополняться другими методами исследования.
Основные виды наблюдения:
- сплошное - регулярное наблюдение в течение определенного периода;
- выборочное - наблюдается какое-то одно психическое явление;
- долговременное и кратковременное;
- внешнее (наблюдение со стороны) и внутреннее;
- непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением; опосредованное - используются готовые результаты наблюдения, подготовленные другими людьми (аудио-, видеозаписи);
- опосредованное - используются готовые результаты наблюдения, подготовленные другими людьми (аудио-, видеозаписи);
- включенное - наблюдатель сам включается в ситуацию и анализирует ее "изнутри"; невключенное - исследователь ведет наблюдение извне;
- явное, открытое - человек знает, что за ним наблюдают, он знает о присутствии наблюдателя; скрытое - наблюдение ведется через стеклянную стену;
- скрытое - наблюдение ведется через стеклянную стену или с использованием специальных приборов, регистрирующих поведение другого человека, например аудио- или видеосредств технической записи и т.п.
Основные недостатки метода наблюдения: результаты исследования во многом зависят от личности наблюдателя, его установки, интересы, психологическое состояние, личностные особенности могут повлиять на результат наблюдения. Если наблюдение ведется продолжительное время, то это может привести к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Кроме этого, невозможно вмешиваться в ход событий без их искажения, и наблюдение требует значительной затраты времени.
В ходе эксперимента исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него, может варьировать, изменять условия, при которых возникает явление, многократно воспроизводить результат.
Различают следующие виды психологического эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий.
- Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях (часто с помощью специальной аппаратуры), действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют. С помощью лабораторного эксперимента исследуют свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов отдельных индивидов, а также психологические особенности групповой деятельности.
- Естественный эксперимент (был предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия (рабочее место, место отдыха), в которые незаметно для испытуемого вносятся определенные изменения.
- Констатирующий эксперимент - изучение психических состояний, свойств, явлений, образований без оказания влияния на изменение исследуемых параметров.
- Формирующий эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключение оценивают полученные результаты.
Английское слово тест означает "проба" или "испытание". Термин был введен в практику в конце XIX века американским психологом Дж. Кеттелом . Широкое распространение тесты получили с тех пор, как А. Бине совместно с Т. Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей.
В настоящее время тестирование используют наряду с другими методами - для выявления способностей, навыков, умений (педагогические тесты или тесты учебных достижений); для более точной характеристики некоторых качеств личности; для выявления пригодности для работы в той или иной области и т.д. Следует подчеркнуть, что недостаточно проверенные и обоснованные тесты могут стать причиной серьезных ошибок в исследованиях, способных причинить ущерб в практике (в педагогике, в кадровой службе и т.д.). От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Различают несколько видов тестов:
- тесты интеллекта направлены на выявления уровня умственного потенциала человека (тест Векслера, тест Бине - Симона и т.д.),
- креативные тесты направлены на оценку уровня творческого потенциала человека (методика Торренса и др.),
- проективные тесты предполагают изучение целостного изучения личности испытуемого (тест "рисунок человека", "рисунок несуществующего животного", методика Роршаха, тест САТ, методика Люшера и т.д.);
- личностные тесты направлены на изучение личностных характеристик человека (тест Кеттела, тест Личко, опросник Айзенка и т.д.);
- тесты специальных способностей (художественных, технических, музыкальных, спортивных и т.д.) применяются для оценки обучаемости человека в овладении знаниями, умениями и навыками.
Беседа является вспомогательным средством для дополнительного исследования изучаемой проблемы. По существу, беседа - это метод сбора фактов (анамнез, интервью) о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа должна быть максимально естественной и не должна носить шаблонного характера.
Требования к методу беседы :
- вопросы должны быть понятны и интересны испытуемому;
- вопросы не должны содержать подсказку;
- вопросы должны быть полностью продуманы;
- в процессе беседы необходима гибкость, находчивость исследователя;
- исследователь должен быть тактичным;
- необходимо четко продумать способы фиксации, т.к. ответы должны быть записаны максимально точно.
Вопросы анкеты могут быть открытыми , когда ответ дается в свободной форме и закрытыми , когда дается полный набор вариантов анкеты. К анкетированию целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к каким-либо вопросам, либо опросить большое количество людей в короткий срок. Основное преимущество анкетирования состоит в большом охвате людей, гарантии анонимности.
Специфическими формами метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология .
Контент-анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ как научный метод психологии применяется для получения информации, отвечающей таким критериям качества, как объективность, надежность и валидность
3) Обработка данных .
Специальную группу обрабатывающих методов исследования составляют количественные (статические ) методы, применяемые в целях психологического измерения и качественный анализ , заключающийся в категоризации количественно обработанных материалов по типам, видам, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования.
Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные. В основе количественных методов исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Характерной особенностью количественных методов является то, что исследуемые переменные заданы исследователем заранее, и отступление от них в процессе сбора данных невозможно
4) Интерпретационные методы .
Эту группу составляют различные варианты генетического и структурного методов.
Вариантами генетического метода являются филогенический, онтогенетический, генетический (в смысле генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический (в исторической психологии).
Следует отметить, что любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов:
I этап - подготовительный. Собираются сведения, выдвигается гипотеза - предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.
II этап - собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи.
III этап - обработка данных. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования, которые дают возможность выявить существенные связи и закономерности.
IV этап - интерпретация полученных данных, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.