Как относиться к страхам у детей?
М.Н. Ильина советует: Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру. У каждого возраста есть свои страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Возрастные страхи являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (своей и близких людей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания); пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств). Если ребенок испытывает большое количество разнообразных страхов, если они владеют им длительное время, а также если эти переживания нарушают сон, снижают аппетит, влияют на самочувствие ребенка (вызывают сердцебиение, головокружение, головные боли, тошноту, недержание мочи и др.), то следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам, так как речь идет о патологических страхах. Если же речь идет о возрастных (нормальных) страхах, то родителям и воспитателям следует просто правильно на них реагировать. Рекомендуется:
1. Спокойно сопереживать (нельзя дразнить, пугать, стыдить ребенка).
2. Обсуждать с ребенком его страхи (чем больше ребенок говорит о своих страхах, тем скорее он от них избавится).
3. Предвосхищать потенциально страшные ситуации (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий. Например, если ребенок боится засыпать в темноте, оставьте на ночь включенный «ночник»).
4. Анализировать собственное поведение. Взрослые могут нечаянно «заразить» ребенка своим страхом. С помощью этого же механизма можно добиться и обратного эффекта. Например, незначительность пугающего объекта подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. При этом важен не смысл, а интонация - спокойная и уверенная.
5. Разыграть страх в игре. Например, если ребенок боится врачей, то полезно поиграть с ним в «больницу». Пусть ребенок сначала исполняет роль врача, затем пациента. Можно придумать сюжет, в котором ребенок может расправиться со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме.
6. Постепенно, ступенчато привыкать к страху. Например, ребенок боится собак. Понаблюдайте вместе с ним за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собачку, вместе погулять. Далее можно предпринимать следующий шаг: пусть ребенок в вашем присутствии проведет некоторое время со взрослой собакой, вы же обучите его приемам обращения с собакой.
7. Рисовать страхи. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Пусть себя он нарисует более крупным или как-либо защищенным по отношению к пугающему объекту. На этом же рисунке можно стереть пугающий предмет, повторяя: «Вот и нет страшилища, ты его испугал, он убежал от тебя» и т. д. Далее можно продолжить: «Теперь все будет хорошо, потому что ты смелый, а он убежал, и тебе не надо его бояться - он сам тебя боится»***.
* H.B. Клюева и Ю.В. Касаткина в книге «Учим детей общению» Ярославль, «Академия развития», 1997
** «Шпаргалки для родителей». – СПб, Агенство образовательного сотрудничества, 2004 г.
*** Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Виды государственных образовательных учреждений
- Дошкольное и начальное образование:
ü детский сад;
ü детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других);
ü детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
ü детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
ü детский сад комбинированного вида;
ü центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников;
ü детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
ü начальная школа-детский сад;
ü начальная школа-детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
ü прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других);
ü специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
ü начальная общеобразовательная школа;
2. Основное и среднее общее образование.
ü основная общеобразовательная школа;
ü средняя общеобразовательная школа;
ü средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
ü гимназия;
ü лицей;
ü общеобразовательная школа-интернат начального общего образования;
ü общеобразовательная школа-интернат основного общего образования;
ü общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования;
ü общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
ü гимназия-интернат;
ü лицей-интернат;
ü санаторная школа-интернат;
ü санаторно-лесная школа;
ü кадетская школа;
ü кадетская школа-интернат;
ü специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
ü специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
ü специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
ü детский дом-школа;
ü школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ü специальная общеобразовательная школа;
ü средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
ü средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения»;
ü начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья»;
ü основная общеобразовательная школа «Школа здоровья»;
ü средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья»;
ü центр образования «Школа здоровья»;
ü центр образования;
ü вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
ü открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Особенности отдельных образовательных учреждений
- Прогимназия — вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.
- Кадетская школа — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
- Кадетская школа-интернат — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
- Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.
- Гимназия — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Обучение в гимназии начинается с V класса.
- Лицей — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению городского органа управления образованием, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
- Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа — носителя языка.
- Средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому).
- Начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья», основная общеобразовательная школа «Школа здоровья», средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья», центр образования «Школа здоровья» — виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.
- Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
- Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.
- В целях максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах в государственных образовательных учреждениях открываются классы различного уровня и направленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, коррекционно-развивающие классы, спортивные классы (по видам спорта, лечебной физкультуры) и другие.
Формы получения образования
С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы реализуются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Гражданам не может быть отказано в получении образования соответствующего уровня в избранных формах и (или) в их сочетании. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт общего образования.
Приложение 2.
Выдержки из закона «Об образовании»
Закон об образовании РФ
Июля 1992 года N 3266-1