Сопровождение первоклассников
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.
С какими проблемами может столкнуться ребенок, если он:
ü не посещал детский сад …
ü нсли он неправильно произносит звуки, заикается …
ü если ребенок замкнутый, необщительный или импульсивный, агрессивный...
Кто и как может помочь детям с подобными проблемами?
Как справиться с повышенной тревожностью, страхами ребенка?
Многих родителей и воспитателей дошкольников тревожат отдельные проблемы детей, которые могут осложнить процесс адаптации к школе. Так, например, ребенок, не посещавший детский сад и не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками и педагогами, может испытывать трудности в процессе адаптации к школе, так как ему, скорее всего, потребуется дополнительное время для того, чтобы сориентироваться в новых уловиях, научиться взаимодействовать с другими людьми. Однако у многих «домашних» первоклассников особых проблем в школе не возникает. Дело в том, что личностные особенности ребенка оказывают значительное влияние на процесс взаимодействия с окружающими. Особого внимания при подготовке к школе требуют замкнутые, застенчивые и тревожные, а также импульсивные и агрессивные дети. Если проблемы у таких детей возникают очень часто, остро проявляются и оказывают негативное влияние на эмоциональное благополучие ребенка, его здоровье, то просто необходимо обратиться к специалисту – педагогу-психологу. Трудности в усвоении учебного материала могут возникнуть у ребенка с речевыми проблемами (который неправильно произносит звуки, заикается, у которого наблюдаются нарушения речевого дыхания и скорости речи). Даже если ребенок занимался с логопедом, перед поступлением в 1 класс стоит еще раз обратиться за советом к специалисту, а также провести комплексное обследование состояние речи.
H.B. Клюева и Ю.В. Касаткина в книге «Учим детей общению» сформулировали основные рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьми с различными проблемами:
Ребенок с речевыми проблемами:
· Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.
· Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.
· Поощряйте его общение с другими детьми.
· Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и
неприятных переживаниях;
· Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Ребенок с нарушением самооценки:
· Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ежу непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
· Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание должна быть соизмерима с поступком.
· Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
· Не забывайте поощрять других в присутствии ребенка.
· Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
· Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
· Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
· Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может, изменяться, особенно в переходные, кризисные периоды в жизни ребенка.
Замкнутый ребенок:
· Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
· Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
· Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который
профессионально поможет вам решить эту проблему. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Агрессивный ребенок:
· Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
Два следующих совета, по мнению автора данной книги, требуют комментария. H.B. Клюева и Ю.В. Касаткина: «Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась». Действительно, такие способы преодоления проблемы на время снимают приступы агрессии. Однако представители другой психологической школы предупреждают, что у ребенка постепенно формируется стереотип агрессивного реагирования в проблемной ситуации. То есть раздраженный и разозленный ребенок привыкает вымещать агрессиюна объекты окружающего мира. Сначала такие объекты ему предлагают взрослые (подушка, «лист гнева», боксерская груша и т.д.). Но в дальнейшем, когда взрослого (родителя, педагога, психолога) не окажется рядом, ребенок, научившийся справляться с агрессией подобным образом, скорее всего, перевернет урну на улице, разобьет окно камнем и т.д. Еще хуже, если под рукой у него окажется младший школьник (чем не замена мягкой кукле?) или безобидное животное во дворе дома... Рассерженный ребенок не в состоянии будет проанализировать ситуацию и выбрать более безобидный способ борьбы с гневом.
· Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
· Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что
вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Застенчивый ребенок:
· Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты совместных прогулок, учите ребенка спокойно относится к перемене местонахождения.
· Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
· Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
· Привлекайте ребенка выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на приеме у врача, в библиотеке, в гостях ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза. Уходя же, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.
Конфликтный ребенок:
· Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил
контролировать детей, и тогда чаще всего разражаются «бури»*.
· Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
· После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
· Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликтны неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
· Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
* H.B. Клюева и Ю.В. Касаткина в книге «Учим детей общению» Ярославль, «Академия развития», 1997
Причиной возникновения проблем в школе может стать гиперактивность будущего ученика. Всем знакомы непоседы, которые не могут сосредоточиться, часто отвлекаются, мешают другим и самому себе. Чтобы наиболее эффективно выстроить работу с таким ребенком необходимо обеспечить для него комфортные условия. Специалисты советуют:
Гиперактивный ребенок:
1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
4. Снизить требований к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
8. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
9. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
10. Предоставляйте ребенку возможность выбора.
11. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!**
Петербургский психолог М.Н. Ильина считает, что завышенные требования, предъявляемые учителями к гиперактивному ребенку, могут вызвать серьезные проблемы в обучении и поведении. В таких условиях ребенок с подобной проблемой не сможет спокойно сидеть на уроке, будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрировать внимание на предмете, его поведение будет идти вразрез со школьными нормами. Все это часто приводит к отставанию в учебе. Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные. Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение. Психолог Ильина советует:
· Проконсульитруйтесь у специалистов.
· Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, - с другой.
· Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите
к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
· Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
· Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
· При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
· Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
· Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
· Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
· Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).
· Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
· Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.
· Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм.
· Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий
Когда же просто необходимо обратиться к специалистам? Психолог М. Н. Ильина выделяет некоторые аспекты настораживающего поведения ребенка, когда целесообразно обратиться за консультацией к профессионалам — психологам, психоневрологам, психотерапевтам и т. д.:
1. Чрезмерная сила и интенсивность эмоциональных проявлений в поведении ребенка (умеренные трудности поведения встречаются чаще, чем серьезные, чрезмерные по силе), которые оказывают отрицательное влияние на его адаптацию в обществе.
2. Длительность сохранения определенных реакций, например, страха или агрессивного поведения. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное.
3. Нарушение социального взаимодействия со сверстниками, частые изменения эмоционального фона (настроения) без видимых причин.
По мнению М.Н. Ильиной, нарушения в поведении ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: неправильным воспитанием и определенной незрелостью нервной системы. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения ребенка и только после этого его корректировать. Еще один важный момент заключается в так называемом «эффекте переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы на ребенка.