Автор программы Литвина Анна Валерьевна.
Тема | Кол. часов | В дополнение к занятиям рекомендуется: |
1. «Это я!» | Составление личного фотоальбома ребенка | |
2. «Моя семья» | 2-3 | Просмотр семейного фотоальбома, материалов семейного видеоархива, знакомство с историей фамилии, семьи; письмо родственникам, ролевая игра в дочки-матери, х/ф «Мама» |
3. «Моя страна. Мой город» | 3-4 | Видеофильм о городе. Экскурсия по городу, посещение краеведч. музея, музея антропологии и этнографии |
4. «Мой дом и что есть в нем. Мебель, посуда, бытовая техника» | 2-3 | Ролевая игра в дочки–матери К. Чуковский «Мойдодыр» (книга и м/ф) |
5. «Геометрические фигуры» | 2-3 | Составление узора из геом. фигур (например, изгот. гирлянды к Новому году) |
6. «Времена года» | 2-3 | Х/ф или м/ф «Двенадцать месяцев», чтение и обсуждение книги В. Бианки «Синичкин календарь» |
7. «Растения (деревья, кустарники, цветы)» | 2-3 | Ботанический сад, оранжерея, составление гербария (если позволяет время года) |
8. «Животные (дикие и домашние)» | 2-3 | М/ф «Маугли», зоологический музей, чтение книг о животных |
9. «Птицы» | 2-3 | Зоологический музей, м/ф «Серая Шейка», «Гадкий утенок», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (книга и м/ф) |
10. «Фрукты, овощи» | М/ф «Чипполино», игра в магазин | |
11. «Профессии» | Ролевые игры (в школу, в доктора, в парикмахерскую и т.д.) | |
12. «Одежда, обувь» | Игра в магазин одежды и обуви. | |
13. «Магазин» | 1-2 | Поход в супермаркет. Знакомство с разными магазинами (отделами). Учимся делать покупки. |
14. «Искусство» | 3-4 | Русский музей, Эрмитаж (посещение, просмотр видеофильма), театр оперы и балета, драматический театр … |
15. «Транспорт» | Экскурсия по городу, поездка в метро и т.д. | |
16. «Школа. Школьные принадлежности» | 2-3 | Х/ф «Первоклассница», м/ф «Чебурашка идет в школу» |
17. «Общение. Дружба» | 2-3 | М/ф «Крошка Енот» |
18. «Человек и его здоровье». | М/ф «Каникулы Бонифация», д\ф о природе |
Примерное содержание занятий.
Каждое из описанных занятий может быть разбито на несколько частей (отдельных занятий) в зависимости от собственного темпа ребенка, его заинтересованности и предпочтений.
Тема «Это Я!» (2 занятия)
Цель: научить ребенка рассказывать о себе, научить видеть в людях сходные черты и различия.
Материалы: бумага, цветные карандаши
Ход занятия:
1. Ребенку предлагается дать как можно больше ответов на вопрос: «Кто Я?» Для описания себя используются характеристики, внешние черты, интересы и чувства. Каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например, «Я - девочка, ребенок, веселая, добрая и т.д.». Важно, чтобы определения не повторялись. Взрослый может сам активно участвовать в этой игре, называя свои качества. Обобщение: «Мы все люди, но есть взрослые и дети, мальчики и девочки, сыновья и дочки. Мы все чем-то похожи и чем-то отличаемся. У нас разные имена»
2. Вместе с ребенком подумайте над вопросами:
ü Бывают ли люди, у которых нет имен?
ü Для чего нужны имена?
ü Кто еще имеет имена, кроме человека? Как правильно называются «имена» животных (клички), улиц (названия)?
ü Есть ли люди с одинаковыми именами; можно ли сказать, что эти люди похожи друг на друга?
ü Вспомни имена, которые носят и мальчики, и девочки?
ü Знаешь ли твое свое имя, отчество и фамилию? Ф.И.О. родителей, бабушек и дедушек?
ü Что мы знаем о происхождении своих имен, фамилии? (можно воспользоваться справочной литературой).
3. Физкультминутка. расскажите ребенку о том, что люди могут общаться не только с помощью голоса, Но и с помощью жестов, рук, пальцев.
Слова стихотворения | Движения |
«Дружат в нашем городе девочки и мальчики, Мы с тобой подружим маленькие пальчики, Раз, два, три, четыре, пять…, Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять…, Мы закончили считать. | - пальцы соединяются в «замок» и разъединяются; - подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до подушечек пальцев другой руки; - соединяем одноименные пальцы обеих рук; - касаемся подушечками пальцев обеих рук; - поочередное касание; - кисти рук опускаем вниз, стряхиваем. |
4. Ребенку предлагается цветными карандашами или фломастерами нарисовать себя Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в себе. Заполните с ним цветок (взрослый записывает на лепестках ромашки черты характера или внешности, отмеченные ребенком):
Самое лучшее во мне …
Такой цветок ребенку можно предложить вырезать и прикрепить магнитом, например, к холодильнику и обязательно нужно поместить в портфельчик достижений в раздел «Мой портрет. Разрешите представиться».
5. Взрослый предлагает ребенку закончить предложение (ответы ребенка можно записать):
ü Я люблю…
ü Я не люблю…
ü Я хочу…
ü Я смогу…
ü У меня получится…
ü У меня будет так…
ü Мы все…, у нас у всех…
6. Обведите вместе с ребенком ладошку с сомкнутыми пальцами (он обводит свою, а взрослый свою). Поговорите с ребенком о том, какие получились ладошки? Одинаковые или разные? В чем разница? Затем дорисуйте ладошку таким образом, чтобы она была на что-то похожа.
7. Подведение итогов занятия:
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
Предложитье ребенку собрать его собственный фотоальбом, куда он поместит самые удачные свои фотографии.