Тест «Почему не получается».
Методика определения уровня притязаний в различных видах деятельности и стремления к достижению результата своей деятельности
(вариант, адаптированный автором).
Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки (рис. 9: а, б, в, г), на которых изображены его сверстники в ситуациях неуспеха в деятельности. Попросите ребенка:
1) рассказать, что нарисовано на картинке;
2) объяснить причину неудач детей;
3) предложить свой вариант решения практической задачи.
Рис. 9.
1. Если, по мнению ребенка, причина неуспеха заключается в лейке, скамейке, качелях и горке, т.е. неудачи происходили по причинам, не зависящим от ребенка, изображенного на картинке, то, скорее всего, в подобной ситуации он сам не станет пытаться справиться с задачей, прикладывая волевые усилия. Большая вероятность того, что он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.
2. Если ребенок видит причину в самих персонажах и предлагает им потренироваться, постараться, позвать на помощь, то, скорее всего, у него развита способность к анализу ситуации, самоконтролю, управлению своей волей.
3. О развитой способности к всестороннему анализу ситуации можно говорить также тогда, когда ребенок видит причину неудач и в персонажах, и в объектах.
Анкета для родителей
Количество детей в семье | |
Количество членов семьи | |
Установлен ли для ребенка дома режим дня? | да нет |
Соблюдается ли режим дня ребенком? | да нет |
С кем ребенок проводит большую часть времени? | |
Чем ребенок чаще занят дома? | |
Как организован досуг ребенка? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.? Какие? | |
Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка? | |
Как ребенок чаще всего реагирует на замечания родителей? | |
Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие? | |
Сколько времени ребенок может самостоятельно заниматься одним делом (например, рисовать, рассматривать картинки в книге, играть) | |
Охотно ли ребенок посещает детский сад, занятия в группах раннего развития и т.д.? | |
Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке? | |
Что больше всего огорчает, беспокоит? |
Качественный анализ ответов на вопросы данной анкеты позволяет определить уровень личностного, эмоционально-воевогого развития ребенка, а также помогает выявить его интересы и предпочтения.
Очень важный этап обследования – диагностика физической готовности ребенка к школе.
И хотя в нашей книге об исследовании физической готовности ребенка к обучению мы говорим в конце, все же целесообразно начинать собирать информацию о возможностях ребенка именно с изучения состояния его здоровья. Предлагаем вниманию читателей карту здоровья ребенка, разработанную авторами с целью всестороннего анализа данных медицинского обследования и медицинской документации. Данная карта поможет сфокусировать внимание на индивидуальных особенностях ребенка, особенностях его физического развития и состоянии здоровья как важнейших факторах, определяющих выбор школы для будущего первоклассника.
Карта здоровья ребенка
Наличие хронических заболеваний у родителей и близких родственников
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
От какой беременности ребенок __________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1-ой половины, 2-ой половины беременности, падения,
травмы, инфекции, заболевания во время беременности)
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Роды (долгосрочные, срочные быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________________
__________________________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________________________
Когда закричал ребенок _____________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфикция, гипоксия _________________________________________________________
Резус-фактор (положительный, отрицательный, совместимость матери и ребенка по резус-фактору)
Вскармливание (грудное, искусственное) ______________________________________________________
Грудное вскармливание до __________________ Когда выписали из роддома_______________________
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку ________________________Когда стал сидеть _________________________
Когда стал ползать_____________________________ходить ______________________________________
Когда появились зубы ________________________ К 1 году кол-во зубов __________________________
Перенесенные заболевания
(Соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До 1 года __________________________________________________________________________________
После 1 года _______________________________________________________________________________
После 3 лет ________________________________________________________________________________
Наличие хронических заболеваний ____________________________________________________________
У каких специалистов состоит на учете________________________________________________________
Наблюдаются ли у ребенка: частые головные боли, головокружения, повышенная потливость,
плохо переносит езду в транспорте, плаксивость, тики, навязчивые движения, страхи,
обкусывание ногтей, энурез, частые боли в животе, обмороки, судороги,
нарушения слуха, зрения, речи, плохая координация движений; чрезмерная полнота
Другие проблемы со здоровьем: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление _______________________________________ Лепет _____________________________________
Первые слова (когда, какие) _________________________________________________________________
Первые фразы _____________________________________________________________________________
Отмечались ли: а) грубые искажения звукослоговой структуры слова _______________________________
б) грубые аграмматизмы ______________________ в) жесты ______________________________________
Занимались ли у логопеда, с какого возраста ___________________________________________________
Речевое развитие
Первые слова: до 1 года 1 год - 1,5 года 1,5 – 2 года после 2 лет после 3 лет
Особенности речи: нарушения звукопроизношения (какие звуки неправильно произносит): _____________
____________________________ Заикание: есть нет