Тест «Почему не получается».

Методика определения уровня притязаний в различных видах деятельности и стремления к достижению результата своей деятельности

(вариант, адаптированный автором).

Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки (рис. 9: а, б, в, г), на которых изображены его сверстники в ситуациях неуспеха в деятельности. Попросите ребенка:

1) рассказать, что нарисовано на картинке;

2) объяснить причину неудач детей;

3) предложить свой вариант решения практической задачи.

Тест «Почему не получается». - student2.ru Рис. 9.

1. Если, по мнению ребенка, причина неуспеха заключается в лейке, скамейке, качелях и горке, т.е. неудачи происходили по причинам, не зависящим от ребенка, изображенного на картинке, то, скорее всего, в подобной ситуации он сам не станет пытаться справиться с задачей, прикладывая волевые усилия. Большая вероятность того, что он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.

2. Если ребенок видит причину в самих персонажах и предлагает им потренироваться, постараться, позвать на помощь, то, скорее всего, у него развита способность к анализу ситуации, самоконтролю, управлению своей волей.

3. О развитой способности к всестороннему анализу ситуации можно говорить также тогда, когда ребенок видит причину неудач и в персонажах, и в объектах.

Анкета для родителей

Количество детей в семье
Количество членов семьи
Установлен ли для ребенка дома режим дня? да нет
Соблюдается ли режим дня ребенком? да нет
С кем ребенок проводит большую часть времени?
Чем ребенок чаще занят дома?
Как организован досуг ребенка? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.? Какие?
Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?
Как ребенок чаще всего реагирует на замечания родителей?
Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?
Сколько времени ребенок может самостоятельно заниматься одним делом (например, рисовать, рассматривать картинки в книге, играть)
Охотно ли ребенок посещает детский сад, занятия в группах раннего развития и т.д.?
Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке?
Что больше всего огорчает, беспокоит?

Качественный анализ ответов на вопросы данной анкеты позволяет определить уровень личностного, эмоционально-воевогого развития ребенка, а также помогает выявить его интересы и предпочтения.

Очень важный этап обследования – диагностика физической готовности ребенка к школе.

И хотя в нашей книге об исследовании физической готовности ребенка к обучению мы говорим в конце, все же целесообразно начинать собирать информацию о возможностях ребенка именно с изучения состояния его здоровья. Предлагаем вниманию читателей карту здоровья ребенка, разработанную авторами с целью всестороннего анализа данных медицинского обследования и медицинской документации. Данная карта поможет сфокусировать внимание на индивидуальных особенностях ребенка, особенностях его физического развития и состоянии здоровья как важнейших факторах, определяющих выбор школы для будущего первоклассника.

Карта здоровья ребенка

Наличие хронических заболеваний у родителей и близких родственников

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

От какой беременности ребенок __________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1-ой половины, 2-ой половины беременности, падения,

травмы, инфекции, заболевания во время беременности)

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Роды (долгосрочные, срочные быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________________

__________________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________________________

Когда закричал ребенок _____________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфикция, гипоксия _________________________________________________________

Резус-фактор (положительный, отрицательный, совместимость матери и ребенка по резус-фактору)

Вскармливание (грудное, искусственное) ______________________________________________________

Грудное вскармливание до __________________ Когда выписали из роддома_______________________

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку ________________________Когда стал сидеть _________________________

Когда стал ползать_____________________________ходить ______________________________________

Когда появились зубы ________________________ К 1 году кол-во зубов __________________________

Перенесенные заболевания

(Соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1 года __________________________________________________________________________________

После 1 года _______________________________________________________________________________

После 3 лет ________________________________________________________________________________

Наличие хронических заболеваний ____________________________________________________________

У каких специалистов состоит на учете________________________________________________________

Наблюдаются ли у ребенка: частые головные боли, головокружения, повышенная потливость,

плохо переносит езду в транспорте, плаксивость, тики, навязчивые движения, страхи,

обкусывание ногтей, энурез, частые боли в животе, обмороки, судороги,

нарушения слуха, зрения, речи, плохая координация движений; чрезмерная полнота

Другие проблемы со здоровьем: ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________ Лепет _____________________________________

Первые слова (когда, какие) _________________________________________________________________

Первые фразы _____________________________________________________________________________

Отмечались ли: а) грубые искажения звукослоговой структуры слова _______________________________

б) грубые аграмматизмы ______________________ в) жесты ______________________________________

Занимались ли у логопеда, с какого возраста ___________________________________________________

Речевое развитие

Первые слова: до 1 года 1 год - 1,5 года 1,5 – 2 года после 2 лет после 3 лет

Особенности речи: нарушения звукопроизношения (какие звуки неправильно произносит): _____________

____________________________ Заикание: есть нет


Наши рекомендации