Черемухин Алексей Михайлович
Родился в семье педагогов, отец Михаил Никифорович — преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров, мать Зинаида Алексеевна преподавала иностранные языки.
В 1914 году окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт.
Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин оставил учебу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырехмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского, что, возможно, и предопределило его будущую судьбу авиационного конструктора. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А. Н. Туполевым. По окончании курсов выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 24 марта 1916 года произведен в чин прапорщика. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 года был высочайше удостоен звания «военного лётчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.
За мужество и отвагу был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й ст. с мечами, 3-й ст. с мечами и бантом, 4-й ст. с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава 2-й ст. с мечами и бантом и 3-й ст., а также высшим боевым орденом Франции — «Военным крестом».
20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А. М. Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.
Авиационный конструктор
После возвращения в Москву поступил в МВТУ (закончил его в 1923 году), с 1920 года работал лётчиком-экспериментатором в Комиссии по тяжелой авиации (КОМТА). Кроме этого, начал исследования в области методов расчета продольной устойчивости самолёта.
С 1918 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, где принимал участие в конструировании и постройке первых советских самолётов (1918-22). Конструктор и испытатель первых советских вертолётов (1927-35), руководитель «геликоптерной группы» ЦАГИ. Результатом работы этой группы стал первый управляемый вертолёт ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года.
14 августа 1932 года А. М. Черемухин установил на первом советском вертолёте ЦАГИ 1-ЭА неофициальный мировой рекорд высоты полёта — 605 м. С 1938 в опытном КБ А. Н. Туполева; с 1953 заместитель генерального конструктора.
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ
· Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
· Лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952).
· Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947).
· Доктор технических наук (1937), профессор (1934).
УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ
В 1982 ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз — кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте.
В 1988, в Люберцах, на месте, где находился аэродром, с которого в 1932 году А. М. Черемухин поднялся на первом советском вертолёте ЦАГИ-1Э на рекордную высоту 605 метров, установлена мемориальная стела с памятной доской.
В 2004 году, в Люберцах, средней школе № 25 присвоено имя Алексея Михайловича Черёмухина там же учрежден посвященный ему музей.
Профессиональный имидж Алексея Михайловича представлен на рисунке. На фотографиях Алексей Михайлович изображен в различных ситуациях, связанных с выполнением профессиональных обязанностей: в годы Первой мировой войны, на первой встрече с Гагариным. Можно заметить, что ему присуще чувство стиля, умение подобрать соответствующий наряд для каждого случая, внимательное отношение причёске. Узнаваемыми акцентами являются легкая улыбка, приветливый открытый, аккуратная причёска,
Рисунок 2.Имидж А.М.Черемухина
Таким образом, персональный имидж мужчины-конструктора как представителя авиационной отрасли формируется личностными и деловыми качествами, профессионализмом и достижением поставленных целей. У двух из трех российских (советских) мужчин-конструкторов есть свой неповторимый узнаваемый образ, сохраняемый на протяжении многих лет: у Виктора Михеева – короткая стрижка и выразительный взгляд, у Николая Ильича Камова – выразительные брови. Все трое мужчин статны, обладают развитой речью, располагают к себе, излучают уверенность и надёжность придерживаются имиджа делового мужчины.