Коллективистическая педагогика и ее развитие в отечественной педагогике 20-80-х годов

Задачи:

- выделить ведущие идеи коллективистической педагогики, содержащиеся в работах А.С. Макаренко и его последователей,

- пpоанализиpовать педагогическую практику указанного периода с точки зрения реализации указанных идей,

- изучение и анализ документальных источников по народному образованию;

- развитие умения вычленять и фоpмулиpовать педагогические проблемы.

Оснащение: сочинения А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.П. Иванова и дp., тексты документов о школе и образовании в ХХ веке, работы педагогов обозначенного периода, публикации различных периодов, посвященные деятельности названных педагогов.

Задания:

1. Законспектируйте работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Выпишите основные идеи, характеризующие цель, содержание, методы и формы в коллективистической педагогике.

2. Оцените соотношение коллективных и индивидуальных форм воспитания в деятельности А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.П. Иванова.

3. Выпишите определение коллектива из работ А.С. Макаренко и оцените является ли коллективом студенческая группа, школьный класс?

4. Можно ли обнаружить проявление идей коллективного воспитания в скаутском и пионерском движении. Какие?

5. Сформулируйте для обсуждения на занятии проблемные вопросы по прочитанным источникам.

6. Напишите рецензию на одну из художественных книг, в которых описывается школа 20-80-х годов. (По выбору студента).

7. Проанализируйте с точки зрения отбора материала Схемы ГУСа 1923 и сравните их построение и содержание с программами по предмету (с учетом профиля факультета).

Вопросы для обсуждения:

1. Коллективистическая педагогика как отражение социокультурной обстановки 20-х годов ХХ века. А.С. Макаренко и теория коллектива.

2. Методы коллективного и индивидуального воздействия в деятельности А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова.

3. Инновационные процессы в педагогике и школе 20-х гг. Комплексное преподавание. Метод проектов.

4. Педагогика сотрудничества и расцвет новаторства в школе 80-х гг. (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов и др.).

Источники:

1. Иванов, И.П. Воспитание коллективистов / И.П. Иванов. - М., 1978.

2. Крупская, Н.К. К вопросах о целях школы // Там же. - С.23-24.

3. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. //Избp. пед. соч. В 8-ми тт. - Т. 4. - М.,1988

4. Макаренко, А.С. Методы воспитания // там же. - Т.4. - С. 136-138.

5. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Хрестоматия по истории школы советской и педагогики. - М., 1972. - С. 271-282.

6. Макаренко, А.С. О моем опыте // История педагогики в России: Хрестоматия /сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С.361 – 371.

7. Макаренко, А.С. Общее собрание // там же - Т. 1. - С. 275-277.

8. Макаренко, А.С. Педагогика индивидуального действия // там же. - Т. 4. - С.164-170, 178-180.

9. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание, стиль, отношения, тон в коллективе // там же.- Т. 4. - С.194-197.

10. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова- 3-е изд. - М., 1990.

11. С Основные принципы единой трудовой школы. От Государственной комиссии по просвещению // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / сост. М.И. Анисимов. - М., 1972. - С.72-75.

12. Сорока-Россинский, В.Н. Педагогические сочинения. - М.,1991.

13. Сухомлинский, В.А. Воспитание без наказаний// Избранные пед.соч. В 3-х тт. - Т.3. - С. 432-436.

14. Сухомлинский, В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России: Хрестоматия /сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С.372 – 379.

15. Шацкий, С.Т. Изучение жизни и участие в ней // Избр. пед. соч. - М., 1980. - С. 152-168.

Литеpатуpа:

1. Азаров, Ю. Не подняться тебе, старик / Ю. Азаров. - М., 1989.

2. Каверин, В. Два капитана / В. Каверин. - М., 1979.

3. Комплексная система обучения. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. кудрявцев. - М.: Знание, 1991. - №4.

5. Курбанов, Г. Кому страшен А.С.Макаpенко? / Г. Курбанов // Сов. Педагогика, 1991. - № 4.

6. Малинин, В.И. К дискуссии о наследии А.С.Макаренко / В.И. Малинин // Педагогика, 1994.- № 2. - С. 86-92.

7. Малинин, В.И. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд / В.И. Малинин // Советская педагогика, 1990. - № 3.

8. Моносзон, Э.И. Становление и развитие советской педагогики (1917-1987) / Э.И. Моносзон. - М., 1987.

9. Мухин, М.И. Развитие педагогических методов в трудах и опыте В.А.Сухомлинского / М.И. Мухин // Советская педагогика, 1991. - № 2. - С. 92-97.

10. Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева / Н. Огнев. - М,.1960.

11. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Колмаковой. - М.,1986. - С. 65-101.

12. Пантелеев, Л., Белых, Л. Республика ШКИД / Л.Пантелеев, Л Белых (любое издание).

13. Перечитаем А.С. Макаренко // Учительская газета, 1990. – № 1.

14. Розанов, В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. - М.,1990.

15. Соловейчик, С. Вечная радость. Очерки жизни и школы / С. Соловейчик. - М., 1986.

16. Тартаковский, В.С. Повесть об учителе Сухомлинском / В.С. Тартаковский. - М., 1972.

17. Фрадкин, Ф.А., Плохова, М.Г., Оссовский, Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики / Ф.А. Фрадкин и др. - М,.1995.

18. Хиллиг, Г. А.С.Макаренко и НКВД Г.А. Хиллиг // Советская педагогика,1990. - № 9.

Темы рефератов и творческих заданий:

Наши рекомендации