Становление и развитие педагогики как науки в россии

Задачи:

- проследить процесс создания и развития в отечественной педагогике научной традиции;

- проанализировать вклад отдельных педагогов в развитие педагогической науки.

Оснащение: тексты работ К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.

Задания:

1. Конспектируя статьи К.Д.Ушинского "О пользе педагогической литературы" и "Предисловие к 1 тому "Педагогической антропологии", выпишете тезисы, относящиеся к вопросу о связи педагогической теории с практикой.

2. Составьте педагогический словарик, выписав из источников (работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского, Л.С. Выготского) определения основных педагогических понятий:

- педагогика - ….

- педагогический процесс - ...

- обучение -...

- воспитание -...

- развивающее обучение -.... и т.д.

3. Законспектируйте основные работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского. Выпишите из источников типологии детей, которые предлагают педагоги. Сравните их. Какие основания выбирают авторы для выделения тех или иных типов детей?

4. Изучите оглавление книги С.И. Гессена "Основы педагогики" и выделите разделы, которые в наибольшей степени подтверждают его тезис о том, что педагогика - это прикладная философия.

Вопросы для обсуждения:

1. Научная педагогика как система знаний о ребенке и законах его обучения в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского. Педология как развитие педагогической антропологии.

2. Проблема изучения возрастных, индивидуальных, половых особенностей детей в отечественной педагогике 19 - начала 20 века. Попытки создания типологии детей.

3. Проблема развивающего обучения в отечественной педагогике XIX – начала XX вв (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев).

4. Педагогика как прикладная философия. Научная педагогика в работах С.И. Гессена.

Источники

1. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы // Блонский П.П. Избр. педагогич. произведения. - М., 1961. - С.101 - 144.

2. Блонский, П.П. Возрастные особенности детей. Школьный возраст // там же. - С. 439 490.

3. Вахтеров, В.П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Вахтеров В.П. Избр. педагогич. соч.- М., 1987.- С.148 -162.

4. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики // там же. - С.324 -384.

5. Водовозов, В.И. Какая нужна наука в народной школе // Водовозов В.И. Избр. педагогич. соч. М., 1886.- С.131 - 139.

6. Водовозов, В.И. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка // там же. - С. 140 - 157.

7. Гессен, С.И. Основы педагогики /С.И. Гессен. - М., 1998.

8. Каптерев, П.Ф. Педагогика - наука или искусство? // Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.- С.49-63.

9. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс // там же. С 163- 232.

10. Лесгафт, П.Ф. Антропология и педагогика // Лесгафт П.Ф. Избр. педагогич. соч. М., 1988 .- С. 366 - 375.

11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Лесгафт П.Ф. там же. - С. 134 - 157.

12. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.- М.,1968.- С.58-61.

13. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы // там же.- С. 233 - 249.

14. Ушинский, К.Д. Предисловие к 1 тому "Педагогической антропологии" // там же. - С. 351 - 382.

Литература

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

2. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2010.

3. Латышина, Д.И. История педагогики: Учебное пособие / Д.И. Латышина.- М., 2010.

4. Осовский, Е.Г. Педагогическая наука в Российском Зарубежье: истоки и ориентиры/ Е.Г. Оссовский // Педагогика, 1997. - № 2. - С.73-89.

5. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

6. Степунина, О.А. Педологическая концепция П.П.Блонского и современность // Педагогика,1995. - № 3. - C.108-110.

7. Фрадкин, Ф.А., Плохова, М.Г., Оссовский, Е.Г. Лекции по отечественной педагогике / Ф.А. Фрадкин и др.- М., 1995.

8. Фрадкин, Ф.А. Педология: мифы и действительность / Ф.А. Фрадкин.- М.: Знание,1991.

Семинар проходит в форме групповой работы. Микрогруппы представляют развернутые сообщения по выбранной проблеме, зафиксировав план сообщения на интерактивной доске. Другие микрогруппы оценивают соответствие плана и его содержание, полноту, логичность, аргументированность выступлений. В состав оценки входит также умение четко излагать свои мысли использование наглядности, умение организовать диалог с аудиторией

СЕМИНАР № 9

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Задачи:

- изучить и проанализировать процесс становления и развития гуманистической традиции в обучении и воспитании в России с середины 19 века до настоящего времени;

- выделить актуальные для современной школы гуманистические идеи в концепциях представителей «свободного воспитания.

Оснащение: тексты,

учебные книги Л.Н. Толстого, портреты педагогов.

Задания:.

  1. Законспектировать работы Л.Н.Толстого "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь", "Кому у кого учиться...", К.Н. Вентцеля "Декларация прав ребенка", и С.Т. Шацкого "Бодрая жизнь". Выделить фрагменты, отражающие гуманистический характер взглядов и деятельности педагогов.
  2. Выделите в прочитанных первоисточниках средства, которые педагоги использовали для развития детской активности.
  3. Оцените актуальность идей, заложенных в работе Вентцеля "Декларация прав ребенка".
  4. Составьте педагогический словарик терминов и понятий, которые Вы встретили в работах Л.Н. Толстого, Вентцеля, С.Т. Шацкого.
  5. Выпишите даты открытия новых образовательных учреждений в Европе в соответствующий открытию «Сетлемента» и «Дома свободного ребенка» период. Что общего у этих учреждений?

6. Изучите цитаты из произведений отечественных педагогов и постарайтесь определить кому они принадлежат:

Фрагмент 1.

Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только ходят в школу, и потому им весьма легко будет дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям для того, чтобы учиться. Мало того, что они люди, они - общество людей, соединенное одной мыслью. «А где трое соберутся во имя моё, и я между ними!» Подчи­няясь законам только естественным, вытекающим из их природы, они возмущаются и ропщут, подчиняясь вашему преждевременному вме­шательству, они не верят в законность ваших звонков, расписаний и правил.

Фрагмент 2.

С собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера он не обязан помнить нын­че. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздыва­ние, и никогда не опаздывают: нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой.

Фрагмент 3.

Спор между теорией и практикой - спор очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неоснователь­ность. Война между практиками и теоретиками, между поборниками опыта и поборниками идеи приближается к миру, главнейшие условия которого уже обозначились. Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действи­тельности, факт не может отказаться от мысли. Но, увы, спор этот, еще не совсем умолкший и в науке, часто слышится в жизни, и в осо­бенности в деле воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Л.Н.Толстой и Яснополянская школа как попытка реализовать идеи свободного воспитания.

2. Развитие идей свободного воспитания в работах К.Н. Вентцеля как продолжение гуманистической традиции в отечественной педагогике.

3. Опыт С.Т. Шацкого по созданию образовательных учреждений, реализующих идеи свободного воспитания.

4. Реализация идей «свободного воспитания в школах России на рубеже 19 - 20 веков.

Источники:

1. Вентцель, К.Н. Провозглашение декларации прав ребенка //Педагогические теории и системы / под общ. Ред Е.Н. Селиверстовой. - Владимир: ВлГУ, 2012

2. Вентцель, К.Н. Освобождение ребенка и воспитание // //Педагогические теории и системы / под общ. Ред Е.Н. Селиверстовой. - Владимир: ВлГУ, 2012

3. Толстой, Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // Избр. пед. соч. - М.,1989. - С. 316 -337.

4. Толстой, Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Избр. пед. соч. - М., 1989. - С. 134 - 201.

5. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь; Задачи общества «Детский труд и отдых» // Избр. пед. соч. в 2-х т. – Т.1. - М.,1980.- С.121 – 257.

Литература:

1. Аринина, О.Н. Принципы свободного воспитания.: дисс…. канд. пед. наук: 13.0001 / О.Н. Аринина.- Владимир, 1994.

2. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2010.

3. Кузьмин, В. Российские гимназии начала века / В. Кузьмин // Народное образование,1992. - № 5,6.

4. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

5. Студеникин, М.Т. Внегосудаpственные формы обучения в самодержавной России / М.Т. Студеникин // Педагогика,1994. - № 4. - С. 90 -93.

6. Фрадкин, Ф.А., Плохова, М.Г., Оссовский, Е.Г. Лекции по отечественной педагогике / Ф.А. Фрадкин и др. - М., 1995.

7. Фрадкин, Ф.А., Малинин, Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Ф.А. Фрадкин, Г.А. Малинин.- М.,1993.

Семинар проходит в форме дискуссии по проблеме: «Сколько свободы модно и нужно дать ребенку?» Одновременно студенты продолжают собирать материал для выполнения сквозного кейса.

СЕМИНАР № 10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ ХХ ВЕКА.

Наши рекомендации