Систематизация педагогического знания. педагогическая система я.а. коменского. педагогическая система д. локка
Задачи:
- проанализировать педагогические идеи Я.А. Коменского с точки зрения наличия системы знаний о законах воспитания детей,
- выделить системообразующие идеи педагогики Я.А. Коменского и Д.Локка, сравнить названные педагогические системы.
Оснащение: - портреты Я.А. Коменского и Д. Локка.
- тексты работ Я.А. Коменского и Д.Локка.
Задания:
1.Составьте конспект " Великой дидактики".
2.Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (по Я.А. Коменскому и Д.Локку)
3. Составьте тезисный план работы Д.Локка «Мысли о воспитании».
4. Выпишите в таблицу из "Великой дидактики" дидактические принципы и соответствующие им высказывания Я. Коменского о каждом из принципов:
Дидактический принцип | Высказывания Я. Коменского |
наглядности | |
Вопросы для обсуждения:
1. Идея "пансофии" и принцип природосообразности и их влияние на сущность педагогической системы Коменского.
2. Сенсуализм и его проявление в педагогике Я. Коменского и Д. Локка.
3. Нравственное воспитание как составная часть педагогических систем Я.А. Коменского и Д. Локка.
4. Средства обучения и воспитания в педагогических системах Я.А. Коменского и Д. Локка.
Источники:
1. Коменский, Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х томах ./ Я.А. Коменский - М., 1982.
2. Коменский, Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981. - С.91-182.
3. Локк, Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1981. - С.163-194.
Литература:
1. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2010.
2. Джибладзе, Г.Н. Философия Я.А.Коменского /Г.Н.Джибладзе. - М., 1982.
3. Джуринский, А.Н История педагогики / А.Н. Джуринский. - М., 2009.
4. Кратахвил, М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского / М.В. Кратахвил. - М.,1991.
5. Лордкипанидзе, Д. Ян Амос Коменский / Д. Лордкипанидзе. - М., 1970.
Темы рефератов и творческих заданий:
1. Образ человека в работах Я.А. Коменского.
2. Сенсуализм и его проявление в педагогике Коменского.
3. Разработать программу экскурсии по теме:
"Педагогическая книга Я.А.Коменского"
"Учебная книга для детей Я.А.Коменского".
4. Подготовить презентацию на тему:
"Законы хорошо организованной школы"
"Великая дидактика"
"Чувственный мир в картинках"
"Коменский об учителе"
5. Составить диалог на тему:
"Я.Коменский и Ж.Ж.Руссо о наказании".
Занятие проводится под руководством преподавателя в форме практического занятия или семинара с использованием групповой работы. В микрогруппах студенты, используя заранее подготовленный материал для ответов на вопросы, составляют план ответа на вопросы семинара. Каждая группа, начиная свой коллективный ответ, представляет составленный план на интерактивной доске, для того, чтобы осталные студенты группы могли его зафиксировать, сделать замечания и внести предложения, совершенствуя таким образом свое умен6ие составлять план ответа.
Изучив представленные далее цитаты из произведений Я.Коменского и Дж. Локка, попробуйте определить кому они принадлежат и объяснить по каким признакам Вы это сделали. Постарайтесь не заглядывать в хрестоматию, выполните задание без использования такого рода подсказки.
Первый фрагмент:
« 6. Поэтому пусть будет для учащих золотым правилом: все что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое— для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания,..
7. Для этого имеется тройное основание. Во-первых, начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущений. Ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях). А потому следовало бы начинать , обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне.
8. Во-вторых, истина и точность знания также зависят не от чего иного, как от свидетельства ощущений. Ведь вещи прежде всего и непосредственно запечатлеваются в ощущениях, а потом только с помощью ощущений — в уме. Доказательством этого служит то, что чувственному познанию доверяют самому по себе, а при размышлении или чужом доказательстве за достоверностью обращаются к ощущению. Разуму мы верим лишь настолько, насколько есть возможность подтвердить его специальным приведением соответствующих примеров '(достоверность которых исследуется ощущением). Никого нельзя заставить поверить чужому свидетельству вопреки опыту собственного его ощущения. Итак, чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Поэтому, если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство.
9. В-третьих, так как ощущение есть самый надежный проводник памяти, то 'указанное чувственное наглядное восприятие всего приводит к тому, что если кто-либо этим путем что-либо усвоил, что он будет знать это твердо. Если я хоть раз попробовал сахару, хоть раз видел верблюда, хоть раз слышал пение соловья, хоть раз бы в Риме и осмотрел его (только внимательно), то, конечно, все это крепко запечатлеется в памяти и не, может быть забыто. Поэтому-то дети легко могут запоминать по рисункам библейские и другие историй. Очевидно, что каждый из нас легче и отчетливее представляет себе, что такое носорог, кто хоть раз (по крайней мере на картине) видел его. Очевидно также, что каждый из нас лучше знает историю события, при котором он сам присутствовал, чем если бы ему рассказывали сотню раз о событии, при котором он не присутствовал»
Второй фрагмент:
«§ 1. Здоровый дух в здоровом теле—вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека, большей частью, является делом его собственных рук. Тот, чей дух—неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути, а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией — как физической так и духовной,— что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна сила их природной одаренности, от самой колыбели, влечет их к прекрасному, что благодаря преимуществу их счастливой природной организации они способны делать чудеса. Но примеры такого рода немногочисленны, и можно, мне думается, сказать, что девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми. Незначительные или. Почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия: здесь имеет место то самое, что у истоков некоторых рек, где небольшое усилие может отвести податливые воды в русла, которые заставят их течь почти в противоположных направлениях, благодаря этому слабому воздействию, которое оказано на них у самых истоков, движение вод получает различные направления, и они в конце концов достигают весьма отдаленных и далеко отстоящих друг от друга мест.»
СЕМИНАР № 5