Учитель его роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

(урок глазами будущего учителя)

2 часа

Задачи:

· подвести студентов к пониманию сущности компетентностного подхода к педагогической деятельности

· формировать умение студентов наблюдать по заданной программе за деятельностью учителя на уроке;

· формировать умение студентов по внешне видимым на уроке действиям учителя и учеников делать выводы о сформированности у учителя организаторских и коммуникативных умений;

· продолжить формирование ценностного отношения к учительской профессии.

Опорные теоретические понятия:

· педагогическая компетентность;

· организаторские умения;

· коммуникативные умения;

· педагогическая техника.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая компетентность как единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности.

2. Требования к учителю, обусловленные сущностью, спецификой и значимостью педагогической профессии.

Практические задания

1. Прочтите выбранную из предложенного списка литературу и письменно проанализируйте ее по следующей схеме:

Схема анализа

- для какой категории населения предназначена данная книга;

- какую цель ставил автор при написании данной книги;

- какие идеи хотел довести автор книги до читателя;

- какие позиции автора Вы разделяете и с какими бы хотели поспорить;

- какие вопросы у Вас возникли при чтении книги и как бы Вы сами на них ответили;

- чем для Вас полезна была эта книга;

- что непонятно Вам было при чтении книги (слова, понятия, идеи, подходы, и другое);

- дайте рекламу прочитанной книге;

- дайте антирекламу прочитанной книге;

- чтобы Вы хотели добавить в содержание книги или посоветовать автору;

- Ваше отношение к прочитанной книге в целом.

Литература для анализа

1. Алексин А. Школа – прежде всего учитель. М., 1991.

2. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. М., 1992.

3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М., 1994.

4. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д, 1995.

5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

8. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1985.

9. Лещинский В.И. и др. Всегда ли прав учитель? М., 1990.

10. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие. С.-Петербург: Образование, РГПУ, 2000.

11. Межериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002.

12. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.

13. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. учеб. заведений / И.А.Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

14. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998.

15. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. М.: Педагогика, 1987.

2. Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности (не менее 10).

3. Предложите свой вариант педагогического аналога клятвы Гиппократа (текст, сжато формулирующий моральные нормы врачебной деятельности). Ваш вариант должен содержать не менее пяти заповедей психолого-педагогической деятельности, которыми мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного», например:

-уважайте в ученике Человека, Личность; относитесь к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам;

Изучите программу предстоящего наблюдения урока.

Программа наблюдения урока

1. Проанализируйте урок с точки зрения сформированности у учителя организаторских умений и навыков:

- насколько быстро и четко учитель настроил класс на работу;

- какими средствами, приемами учитель поддерживал интерес школьников к уроку;

- присутствовала ли логика в предъявлении материала школьникам;

- использовал ли учитель творческие и проблемные вопросы;

- удалось ли учителю в течение урока поддерживать дисциплину, каким образом;

- что Вы в целом можете сказать об организаторских умениях учителя.

2. Проанализируйте урок с точки зрения сформированности у учителя коммуникативных умений и навыков:

- что Вы можете сказать о способах, которыми учитель поддерживал внимание ребят;

- насколько, по-Вашему, эмоциональна, содержательна, интересна речь учителя;

- присутствовал ли на уроке легкий юмор, шутки;

- вызывал ли учитель школьников на диалог;

- как Вам показалось, сумел ли учитель создать доброжелательную обстановку на уроке.

3. Что Вы можете сказать о мимике учителя, его телодвижениях, жестах? Что Вы в целом можете сказать о педагогической технике данного учителя?

4. Какие личностные свойства проявились у учителя в большей степени?

5. Чем Вам понравился данный учитель? Возникло ли у Вас желание учиться у этого учителя?

3. Творческое задание

Напишите синквейн, посвященный учителю. (См. Приложение 1)

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ./ Под ред. А.С.Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1995.

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. Основы пед. мастерства: Учеб. пос. для студ. / Под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1999.

7. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. М.: Педагогика, 1987.

Формы контроля:

· участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

· выписки из рекомендованных материалов;

· практические задания выполняются письменно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Синквейнпроисходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Жесткая синтаксическая структура синквейна позволяет излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1. Первая строка, она же тема стихотворения, выражается одним словом, как правило, именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках заданной темы тремя словами, обычно глаголами;

4. Четвертая строка – фраза до четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – одно слово – синоним первого, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы

Пример:Учитель. Учитель.

Добрый, справедливый. Нетактичный, жесткий.

Помогает, заботится, направляет. Грозит, унижает, давит.

Учитель, в первую очередь, друг. Деспоты есть везде.

Доверие. Страх.

6. Для каждой профессии имеются те или иные противопоказания. Сформулируйте такие противопоказания для профессии педагога (не менее 10).

Например, для профессии педагога не приемлемы:

- равнодушное отношение к детям;

- ….

Литература:

8. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ./ Под ред. А.С.Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

9. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1995.

10. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.

11. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.

12. Основы пед. мастерства: Учеб. пос. для студ. / Под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

13. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1999.

14. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. М.: Педагогика, 1987.

СЕМИНАР № 4

Наши рекомендации