Семинар 2. Сущность и структура педагогической деятельности
Планы семинарских занятий
Семинар 1. Феномен образования. Воспитание и обучение как подсистемы образования
(Семинар – 2 часа)
Задачи:
- раскрыть сущность образования и особенности его педагогической интерпретации;
- обеспечить студенту представление о многозначности образования;
- сопоставить различные интерпретации образования: культурологическую, этнологическую, социологическую, экономическую, политическую, антропологическую, психологическую, педагогическую;
- раскрыть сущность и особенности воспитания и обучения как подсистем целостного процесса образования человека.
Опорные понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте развернутое определение образованию, в котором будут отражены важнейшие черты этого феномена. Проанализируйте различные определения образования. Охарактеризуйте образование как деятельность, цель, результат, процесс, отношение, институт.
2. Соотнесите понятия образование, обучение, воспитание. Дайте определение двум последним. Что объединяет все три понятия? Что является специфическим для каждого из них?
3. Как вы понимаете утверждение, что человек сам несет в себе свой собственный образ. В чем значение этого тезиса для педагогики?
4. Какие особенности человека позволяют выделить в процессе образования подсистемы воспитания и обучения?
5. Сформулируйте базовые универсальные цели обучения. Какими средствами они могут быть достигнуты? Сформулируйте базовые цели воспитания. Какими средствами они могут быть достигнуты?
6. Каким образом может достигаться единство воспитания и обучения в реальной педагогической практике? Каким образом в вашем вузе осуществляется учебная и воспитательная деятельность? Существует ли их единство?
Практические задания:
1. Составьте план ответа на один из предлагаемых вопросов. Зафиксируйте его в тетради и используйте в дальнейшем для ответа.
2. Напишите эссе на тему «Самообразование и его роль в жизни человека» или «воспитывающее обучение – это…»
Литература.
1. Корнетов Г.Б. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования // Завуч. 2002.№3
2. Краевский В.В.Воспитание или образование? // Педагогика,2001. №3.
3. Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. М.,1988.
4. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) в 2 кн./ Под ред И.А.Зимней. М.,2001.
5. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образование это …
- процесс приобретения знаний, представлений, умений, навыков в конкретной области человеческих знаний и влияющий на развитие мировоззрения;
- остаточный продукт обучения;
- определенный образ чувств, поступков, которые в конечном итоге дают определенный образ жизни человека. Этого можно добиться самостоятельно либо в учебных заведениях, т.е. различными путями;
- процесс «сотворения» человеком образа мира, окружающего его, и образа себя в этом мире;
- процесс взаимодействия с системой образования;
- процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;
- подсистема в структуре социальной системы;
- собственная личностная структура;
- то, что определяет собственно личностный тип мышления:
- процесс развития личности обучающегося через актуализацию знаний, умений, навыков учащегося в зоне ближайшего развития, воздействие на сознание и поведение; процесс стимуляции активной познавательной деятельности учащихся;
- систематический процесс получения знаний с целью повышения культурного уровня и развития других важных личностных качеств;
- интересный и захватывающий процесс самосовершенствования;
- процесс познания, понимаемый как в узком, так и в широком смысле слова;
- включение человека в социокультурную среду;
- система управления деятельностью учебного заведения, когда образовательные услуги делаются товаром;
- актуализация Я;
- сладостное торжество нищеты;
- целостная (в идеале) система, которая, взаимодействуя между собой на всех уровнях, помогает развить в человеке творчество, умение и желание получать новые знания;
- формирование человека внутри общества;
- восприятие культуры: в этом смысле образование и культура понятия однозначные;
- знания, совокупный опыт в области познания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;
- владение определенной суммой знаний, умений и навыков, обеспечивающих компетентность в некоторой сфере деятельности;
- обретение способности ориентироваться в культурном пространстве;
- основная отличительная способность человека преобразовывать окружающий мир;
- вид человеческой деятельности, предмет которой обозначен по всем направлениям лишь гипотезными ориентирами;
- живой бесконечный процесс, не имеющий с точки зрения человеческого познания границ и завершения в целостном виде:
- наркотик для информанов:
- подсистема личности, определяющая ее место в культурном и социальном пространстве;
- процесс формирования и развития индивидуальной системы моделей личности:
- передача информации (аккумулирующаяся в знаниях, умениях, навыках) посредством обучения;
- возможность жить интересно, полно и радостно;
- возможность широкого круга общения, интересных встреч, дающих возможность (в свою очередь) менять направления, интересы, убеждения в связи с новыми знаниями;
- возможность формирования новых умений, навыков, способствующих улучшению самой личности и окружающих ее людей;
- та очень и очень незначительная часть знаний, которую человек присвоил из всего того, что ему предлагалось усвоить, что он видел и слышал, что воспринимал совершенно непроизвольно;
- система заведений, в которых реализуется педагогический процесс, разрабатываются формы и методыэтой реализации:
- сумма знаний, умений и навыков, тесно взаимосвязанных с побуждением реализацией личностью самовоспитания, общий культурный уровень личности;
- способность или возможность расширить имеющиеся знания или приобрести новые в специальных учреждениях или путем самообразования;
- образ жизни;
- жизнь, умение ориентироваться в незнакомой ситуации, постоянно совершенствоваться;
- то,что остается, когда все забудется;
- создание у человека представления, образа окружающего мира;
- система глубоких знаний, умений, убеждений человека, позволяющих ему свободно жить и творить согласно принятым в обществе законам;
- помощь личности в самоактуализации;
- возможность полноценно существовать в социуме;
- система знаний;
- целенаправленное, осознанное овладение некоторой суммой знаний, необходимых для овладения определенной профессией;
- создание образа мира, мира гуманного и доброго, где каждый человек может реализовать себя;
- создание условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности;
- со-творчество педагога и ребенка;
- создание человеком образа собственного Я, непрерывный процесс саморазвития;
- образование связано с интериоризациейличностью социального опыта;
- те навыки и умения, которые человек может применять в различных ситуациях;
- реальные знания, прочные умения и навыки, стремление к самосовершенствованию, склонность к творчеству;
- показатель развития личности;
- овладение суммой знаний в какой-либо области;
- необходимое условие в освоение профессии;
- комплекс знаний, необходимых человеку для полноценной жизни и деятельности;
- четкая система знаний, конкретизация ступеней и их взаимосвязь, взаимодополняемость;
- процесс и результат развития личности в социуме;
- разностороннее развитие, личности, вкоторое входит и обучение различным дисциплинам, и воспитание;
- процесс воспитания и обучения детей;
- свободный выбор человеком своегоинформационного, интеллектуального, практико-содержательного и др. развития;
- свободный выбор получения профессиональных знаний иумений;
- возможность получения и углублениязнаний, умений, составление определенных понятий о мире;
- возможность каждой личности удовлетворить свои потребности в знаниях той области, которая ей интересна:
- возможность узнать опыт, обычаи, традиции, историческое развитие предыдущих поколений;
- необходимое условие для развития личности;
- социальный институт, подсистема общества;
- функция общества по отношению к человеку;
- функция человека в обществе;
- процесс присвоения культуры; результат этого процесса в виде некоторого "прироста" содержания личности;
- становление образа человека;
- процесс становления личности, предполагающий обучение, воспитание и самовоспитание, развитие;
- это осознанное приобретение определенной суммы знаний посредством овладения необходимыми навыками и умениями, предполагающие нравственное совершенствование;
- осознанная мотивационная деятельность;
- условие постоянного саморазвития и самореализации личности; это система основ научного познания окружающего мира;
- это структура ступеней познания: д/сад, школа, ПТУ, ВУЗ, включая другие типы учебных заведений;
- сложный процесс взаимодействия учащихся и учителя, во время которого идет интеллектуальное и личностное развитие как ученика, так и учителя;
-непрерывный процесс усвоения знаний, умений, навыков, усвоенных человеком под воздействием обучения и самообразования;
- сумма усвоенных человеком знаний, это одновременно и процесс усвоения этих знаний;
- не только эрудиция, сумма знаний, умений, но и способность человека к гармоничному сосуществованию, аналитическому мышлению;
- развитие;
- воспитание, обучение, развитие;
- необходимое условие для развития, самообразования личности: самореализации, самореабилитации, самосовершенствования;
- процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей и поведения;
- совокупность знаний, умений, которые человек приобретает в течение всей своей жизни;
- такая полная, системная, гармоничная подготовка человека, которая дает ему возможность стать специалистом номер 1: образование всегда должно быть специальным, общее образование - это никакое образование;
- система разнообразных форм и методов, позволяющих раскрыть индивидуальные особенности каждого человека;
- проникновение в общечеловеческую культуру с целью найти в ней свое место в жизни. Чтобы сориентироваться в этом, нужно создать человеку такие условия, чтобы он мог видеть это многообразие мира, среды, а главное, чтобы не потеряться в ней;
- совокупность знаний и умение ими оперировать, считающиеся в некоторой системе достаточными для определенного социального статуса; а также процесс приобретения данных знаний и умений;
- система мер, обеспечивающая учащихся определенной суммой знаний, способствующая развитию познавательных интересов учащегося, развивающая его творчество, желание как можно больше познать самому;
- результат обучения и воспитания;
- результат, конечный итог усилий в совершенствовании своей подготовленности, где усилия получающего образование на первом месте;
- процесс взаимодействия в системах взрослый-ребенок, взрослый-взрослый, целью которого является освоение "культурных средств" (понятия, социальные нормы, правила и т.п.);
- процесс саморазвития на основе информационного и эмоционального взаимообмена с окружающей средой;
- процесс формирования сознания, мировоззрения в результате приобретения суммы знаний;
- приобщение к культуре народа через систему знаний, умений, навыков;
- освоение, врастание в общечеловеческую культуру путем обучения и самообразования;
- процесс приобретения системы знаний, умений, навыков в процессе обучения, в жизни и деятельности;
- целенаправленный процесс, включающий обучение и воспитание;
- то, что может сделать человека человеком счастливым и успешным (еслион того хочет);
- совокупность знаний, умений и навыков, накопленных человечеством и передаваемых от поколения к поколению;
- возможность для человека приобретения той необходимой информации в жизни, которая определяет путь и поможет в нахождении себя в себе и в мире;
- процесс, способствующий приобщению личности к сокровищам человеческой культуры, в результате которого осуществляется развитие потенциала личности и общества;
- система взаимодействий;
- комплекс знаний, необходимых человеку в жизни;
- непрерывный процесс познания человеком социально-культурного опыта человечества, закономерностей развития природы, общества и т.д.;
- усвоенная информация, соответствующая определенному уровню развития прогресса общества в области науки, техники, культуры, обычаев, традиций, религии, философии и т.п.
- освоенная система ценностей, накопленных человечеством;
- это интеллект,кругозор, высокий уровень культуры и нравственности:
- высокий интеллект, широкий кругозор, личностная ориентация на человека, нравственность;
- гора, на которую чем выше поднимаешься, тем меньше видна перспектива добраться до конца:
- результат (процесс) обучения, в котором главную роль играют ценностные ориентации педагога, его профессионализм в развитии личности ученика;
- совокупность знаний, умений, навыков, накопленных человечеством и дающих человеку возможность стать человеком;
- способ "очеловечивания" человека, способ укрощения животности в нем; одновременно это определенный результат овладения человеком культурой и способность к ее продвижению;
- процесс и результат приобщения человека к культуре, накопленной всем человечеством;
- "Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается" (Макс Фон Лауэ);
- процесс и результат развития личности под воздействием обучения, воспитания, самообразования, самовоспитания;
- необходимое условие подготовки к жизни и труду;
- неразрывная связь и параллельное действие, воспитывающее иобучающее;
- достояние личности, обретенная ею во взаимодействии скультурой система представлений омире;
- процесс освоения ребенком социокультурного наследия цивилизации;
- "образовывание", создание, формирование личности через накопление определенных систем ценностей;
- создание системы, в которой передают знания, умения (в определенной области), повышают общий культурный уровень человека;
- результат обучения в учебно-воспитательных учреждениях (напр., высшее образование, среднее и т.п.);
- процесс, включающий в себяорганизацию обучения, воспитания и развития детей в учебно-воспитательныхучреждениях;
- создание образа человека, своего Я, развитие ума (система знаний, умений, способов деятельности, творческого компонента мышления и др.) и души (система нравственных, эстетических ... ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций), своеобразное кредо личности.
Учитель! Знай и верь,
Что ты самый необходимый
Человек на земле.
М.Горький
Приложение1.
К вопросу 4.
- Ключевые образовательные компетенции, учитывающие цели образования и виды деятельности ученика, помогающие ему овладевать социальным опытом, по классификации А.В. Хуторского таковы:
- ценностно-смысловая компетенция
- общекультурная компетенция
- учебно-познавательная компетенция
- информационная компетенция
- коммуникативная компетенция
- социально-трудовая компетенция
- компетенция личностного самосовершенствования.
Попытайтесь охарактеризовать эти компетенции и привести примеры их реализации в учебной деятельности школьника (студента).
Приложение 2.
Лебедев О.Е.
Компетентностный подход в образовании
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, например, монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», написанная группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф. Ивановой.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов относятся следующие положения:
• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию. При этом отметим, что понятие модернизации образования нельзя сводить к конкретной программе, рассчитанной на период до 2010 года. Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Десять лет назад был подготовлен и опубликован доклад специалистов Мирового банка о развитии российского образования. В этом докладе отмечались многие достоинства советской системы образования, но отмечалось, в частности, и то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику.
Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Одно из требований к «хорошему сотруднику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.
В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. В этой связи отметим, что такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества экономических и политических понятий. Требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способности вести переговоры и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
Но почему сложившаяся система образования не способна ответить на вызов времени и почему в связи с этим надо менять сами подходы к определению целей образования, его содержания, организации самого образовательного процесса?
Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего, в изменениях программ по учебным предметам — как в связи с достижениями в естественных науках, так и в связи с идеологическими переменами в обществе. Другой путь реагирования на новые социальные требования заключался в дополнении учебного плана новыми предметами. На разных этапах развития школьного образования в учебный план вводились трудовое обучение, производственное обучение, начальная военная подготовка, курс «Этика и психология семейной жизни», курс «Конституция СССР», ОБЖ, информатика и другие дисциплины.
Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объёма изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития школы — путь тупиковый, ибо ресурсы времени, которое можно выделить на школьное образование, всегда будут ограниченны. Кроме того, невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам.
Надо использовать другой путь — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
Связи и отношения между учебными предметами определяются прежде всего содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.
Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае — образовательной. Различие подходов к определению целей школьного образования заключается в понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников. Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования: ученики должны освоить такие-то понятия, сведения, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и т.д. Такой подход к постановке образовательных целей достаточно продуктивен, особенно по сравнению с распространённой практикой отождествления педагогических целей и педагогических задач, когда цели формулируются в терминах, описывающих действия учителя (раскрыть, объяснить, рассказать и т.п.).
Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода. чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.
И в первом, и во втором случаях в качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей. Могут существовать различные взгляды на то, какие качества личности и какие ценностные ориентации нужно формировать у современных школьников, но эти различия не имеют тесной связи с подходом к определению целей образования. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором — как смысл образовательной деятельности.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Если исходить из этого определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики: сфера деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое). Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
В связи с последним замечанием обратим внимание на одну из существенных характеристик образовательных целей. Выше было сказано о том, что эти цели отражают ожидаемые результаты образовательной деятельности. Возникает вопрос: ожидаемые кем? Подразумевается, что желаемые результаты образовательной деятельности ожидаются педагогами.
В этом случае образовательные цели отождествляются с педагогическими. Насколько это верно? Известно, что педагогические цели реализуются в деятельности учащихся. Необходимое условие осуществления педагогических целей — взаимосоответствие целей педагогов и целей обучаемых, причём с каждым новым поколением учеников значение этого фактора возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых.
Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям как педагогов, так и учащихся. Это могут быть разные, хотя и не альтернативные ожидания. Подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности. Цели учащихся всегда ориентированы на ближнюю перспективу, на конкретный результат, обеспечивающий успех сейчас или в ближайшем будущем. Естественно, что с возрастом масштабы целей учащихся меняются, хотя их прагматизм неизбежно сохраняется.
При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:
• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
• Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Под ключевыми компетентностями довольно часто понимают только универсальные способы деятельности, освоение которых позволяет человеку понимать ситуацию и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. В этом случае целеобразования разделяются на две группы: базовые цели плюс цели формирования ключевых компетентностей. Такой подход к постановке целей вряд ли можно признать правильным, соответствующим общим идеям компетентностного подхода.
Конечно, фактическими результатами образовательной деятельности могут стать и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные к основным, промежуточные, их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности.
Возможно, что универсальные способы деятельности, о которых речь шла выше, следует определить как ключевые навыки (или ключевые умения). Точно так же способы решения проблем, связанных с реализацией определённых социальных ролей, можно рассматривать как функциональные навыки, поскольку усвоение этих способов обеспечивает функциональную грамотность.
Терминологические проблемы так или иначе со временем будет разрешены. Главное же состоит в постановке таких целей школьного образования, чтобы они ориентировали на повышение уровня образованности выпускников школы. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
• в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;
— в подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
— в подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
• в повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
• в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.
Такое повышение уровня образованности и означает достижение нового качества о