Оценки за грамматическое структурирование
3 — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы;
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 — правильное выполнение;
1 — смысловая неполнота;
2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;
3 — грубое искажение смысла, смысловая неадекватность.
Е) Верификация предложений
Инструкция для ребенкаЯ буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.
Собака вышла в будку. По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценки за грамматическое структурирование
3 — правильное выполнение;
2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;
1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 — ошибка не выявлена.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 — отсутствие смысловых ошибок;
1 — смысловая неполнота;
2 — невозможность преодолеть смысловую ошибку, несмотря на ее выявление, незначительные смысловые искажения;
3 — игнорирование смысловой ошибки, допущение грубых искажений смысла в ответах.
Ж) Добавление предлогов в предложение
Инструкция для ребенкаПопробуй вставить пропущенное слово.
Лена наливает чай ... чашки. Птенец выпал ... гнезда.
Щенок спрятался ... крыльцом. Деревья шумят .... ветра.
Пес сидит ... конуры.
Оценки за грамматическое структурирование
3 — правильное выполнение;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи (Подумай еще);
0 — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Максимальная оценка — 15 баллов.
В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, так как их трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена трудностями грамматического структурирования.
З) Завершение предложений
Инструкция для ребенкаЗакончи предложение.
Игорь промочил ноги, потому что .... Сережа замерз, хотя ...
Оценки за грамматическое структурирование
15 — оба предложения достроены правильно;
10 — самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;
5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;
0 — неправильное завершение обоих предложений или отказ.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 — отсутствие смысловых ошибок;
1 — смысловые ошибки с самокоррекцией или коррекцией после стимулирующей помощи;
2 — невозможность достроить смысловую программу одного из предложений;
3 — невозможность достроить смысловую программу в обоих предложениях.
Ж) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Инструкция для ребенкаПодбери к слову пару, например: дом — дома.
Стол — ... Стул — ...
Окно — ... Звезда — ...
Ухо — ...
Подбери к слову подходящие слова, например: дом — много домов.
Стол — ... Стул — ...
Звезда — ... Окно — ...
Ухо — ...
Оценки за грамматическое структурирование
3 — правильно образованная форма;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи;
0 — неверная форма слова или отказ.
Максимальная оценка — 30 баллов.
Другие виды оценок в этом задании не используются.
Максимальная оценка в этой серии образуется путем сложения всех баллов, начисленных за грамматическое структурирование (без учета дополнительных штрафных оценок), и равна 150 баллам.
Четвертая серия Исследуется связная речь.
Задания этой серии сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок оценивание проб производится по четырем критериям. Начисленные баллы затем суммируются.
А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок
Картинки психолог может подобрать любые, главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка.
Инструкция для ребенкаРазложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Оценки
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;
10 — использование стимулирующей помощи либо при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и на другом этапе;
5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;
0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.