К деятельной благотворительности
Для России XVIII столетия равно характерны как стремительность происходящих в государстве и обществе перемен, так и «неслыханный, причудливый, исторический контраст рабства и прогресса» [41, с. 293]. Устремленный в будущее Бецкой с его образовательными прожектами и крепостница Салтычиха1, Петербургская академия наук, Московский университет и безграмотность подавляющей части населения, повеление монастырям обеспечивать государственную систему призрения и секуляризация церковного имущества, монаршее поручение Д. Дидро составить программу реформ России и запрещение ввоза в страну иностранных книг, указ о терпимом отношении к раскольникам и преследование юродивых Раскольничьей комиссией — факты одной эпохи.
Русская культура подвергается активной секуляризации. «Правительство, — пишет Г. В. Вернадский, — почти полностью перестало рассматривать церковь как моральный авторитет в собственной деятельности или как источник образования для всего общества. Роль церкви считалась существенной лишь в моральном воспитании низших классов» [6, с. 182]. Корона шаг за шагом ограничивала сферу влияния церкви и последовательно ущемляла ее имущественные права. Указ 1764 г. узаконил конфискацию церковных земель, многие монастыри захирели и закрылись. Испытывающее постоянные финансовые затруднения, изнуренное в борьбе с расколом и теряющее доверие паствы, православное духовенство, в отличие от западного, не только перестало играть сколько-нибудь значимую роль в деле негосударственного призрения, но и надолго отошло от этой деятельности, как таковой. Церковно-хри-стианская благотворительность в России переживала глубокий кризис на протяжении всего XVIII столетия.
Нищелюбие коронованных особ и знати иссякло, церкви заботиться о неимущих и страждущих стало не под силу, в народе же благотворительные мотивы звучали все глуше. «Тяжело жилось русскому человеку, — восклицает В. Бильбасов, — вполне закре-
Салтыкова Дарья Николаевна (1730—1801)-помещица Подольского уезда Московской губернии, замучившая более 100 человек крепостных. Приговорена к смертной казни, замененной заключением.
•ф4М >.»-:.! ,'"Ц'.= - ' .... у. IV.:,. |
жШ^ |
..-,'. ■■■:■ -, .■•'■■■ • :-'у'";г
■■■■■■..■■■ ..... ■-■'■■■-* "......... ■■:С'г-'-^
пощенныи, лишенный всех прав, поставленный вне закона, он был отдан на произвол грубого, невежественного властелина. Практика крепостного права быстро деморализовала все слои общества, все сословия: не только в крестьянском быту, но в военной службе и даже в религиозных делах жестокие нравы, культивируемые закрепощением, отравляли жизнь русского человека, делали ему отечество «нелюбезным» [32, с. 327]. Истоки «нелюбезности» очевидны — двор и прежде всего сам монарх равно неуважительно относились и к духовенству, и к подлому сословию, даже дворянство зависело от государева каприза. Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна не задумываясь били высокородных приближенных. Увядающая Елизавета издала именной указ (1748) о запрещении придворным дамам делать прически, «какие носило Ее Величество». Более того, однажды лысеющая императрица повелела фрейлинам обрить головы, чтобы все, как и она, носили парики. Хроники беспристрастно сообщают о полной зависимости первых лиц государства от прихоти самодержца. «Екатерина пожинала плоды, посеянные не ею одной: в течение 37 лет верховная власть захватывалась и переходила незаконно из рук в руки; 37 лет русское общество приучалось подчиняться не закону, а силе и произволу, быть свидетелями полного неуважения к носителям верховной власти: кому вчера оказывали самые раболепные знаки почтения, того сегодня подвергали унижению, обращались с ним как со злодеем и наихудшим врагом. Каждое новое царствование спешило прежде всего дискредитировать действия предыдущего» [40, с. 487]. Даже те, кто достигал трона, чувствовали себя «непрочно».
Екатерина II Великая |
«Прийти в себя» Россия сможет лишь в годы правления Екатерины Великой (1762^1796), именуемые историками временем «просвещенного деспотизма». Екатерина II Алексеевна (в девичестве София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) — дочь принца Христиана-Августа Ангальт-Цербст-ского от брака с принцессой Иоган-ной-Елизаветой Голштейн-Готторпской родилась в Пруссии. Она приняла православие в 1744 г. под именем великой княжны Екатерины Алексеевны и в 1745 г. вступила в брак с наследником российского престола Петром III. Впоследствии, свергнув супруга-императора в 1762 г., немецкая принцесса становится российской императрицей. Когда-то, провожая дочь-невесту Софию на далекую чужбину, отец заклинал ее хранить верность лютеранству, не ввязываться в правительственные заботы и придворные интриги, быть аккуратной в ведении финансовых дел [2]. Став вели-
V -'"'•:-:*' __,:,к-.Р'."....,
±':.,«...С. IV.-' о';'■•;' -''.-.■.■■
, 4,, ,,;,'■■'-.'••', .::.;:.-,■ ..*:■:::.
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ
кой княгиней Екатериной Алексеевной и супругой царского наследника, немка пренебрегла отцовскими наставлениями и сформулировала собственные правила: «Нравиться мужу, нравиться императрице, нравиться народу!» Заняв трон, Екатерина Великая сократила формулу до последнего обязательства и в меру своего разумения пыталась его исполнять.
За почти двадцать тоскливых лет неудачного замужества Екатерина прочла множество знаменитых книг, «4 года изучала гигантскую «Энциклопедию» П. Бэйля1. Надолго ее героем стал великий французский король Генрих IV — непревзойденный образец политика и государя» [2, с. 302]. Екатерина с увлечением читала Монтескье и Руссо, все больше увлекаясь их идеями. Взойдя на престол, императрица завязывает оживленную переписку с французскими энциклопедистами Дидро, Вольтером, Д'Аламбером. Мечтая о культурном обустройстве России, Екатерина II попыталась на первых порах управлять страной согласно рекомендациям европейских просветителей.
Стоит упомянуть об ее указе «Об иностранных поселенцах в России», в коем, по мнению В. А. Бильбасова, «выражена давнишняя, излюбленная мысль Екатерины. Будучи еще великою княгинею, она писала: «Мы нуждаемся в населении». <...> Екатерина предписывает Сенату «раз и навсегда» принимать всех желающих поселиться в России иностранцев. <...> Привлечь в Россию целые поселения иностранцев, которые принесут с собою свои взгляды, нравы, обычаи, применят свою систему обработки земли, пустырь обратят в оазис, распространят влияние иной культуры далеко вокруг своего поселка, что, по убеждению Екатерины, должно «умножить благополучие империи» [32, с. 332]. Государыня не ошибется, упомянутый указ будет иметь далекие и важные для дела специального обучения последствия. Сначала в Поволжье и Причерноморье возникнут немецкие колонии и евангелические лютеранские общины, со временем, в силу понятных причин, их стараниями в далеких от столиц провинциях Российской империи возникнут специальные школы для глухих и слепых детей.
Однако вернемся в Екатерининскую эпоху. К концу XVIII столетия большинство стран Центральной и Северной Европы осознало важность создания системы массового образования, признало правомерность одного из ключевых требований Великой французской революции — «всеобщее образование народа»! Побочным следствием общеевропейской тенденции становится, как мы знаем, открытие первых специальных школ, финансируемых из государственной казны. Убежденные в возможности умопостижения природы человека и
1 Многотомный словарь Бэйля (Окйоппапе Ыз1;ош[ие е1 спгё^ие, 1696) подверг пересмотру все основы современной жизни, разрушал старые верования, громил предрассудки, колебал ходячие воззрения на мораль, философию и политику. <...> «Дух законов» Монтескье (Ь'езргп: с1ез Ыз, 1748) доказывал права человека и восставал против рабства. Книга эта, по признанию самой Екатерины, стала ее молитвенником. <...> Хорошо знакома была она и с книгой Блэкстона, признанного авторитета в вопросах юридических и государственных: «Сотшешлпез оп Ле 1адаз ог Еп§1апс!» [40, с. 485].
преодоления ее несовершенства европейские просветители предложили несколько идеальных концепций воспитания, о чем Екатерина II знала достаточно. Правда, в границах подвластного государства она не торопилась реализовывать западные модели в чистом виде. Государыня имела собственные, весьма далекие от идеалов просветительства цели. Свято веря в возможность выращивания ради блага империи «новой человеческой породы», самодержица затевает реформу образования. В силу сословного деления общества возникает необходимость создать ряд образцовых учебных заведений, «педагогических инкубаторов» для воспитания подданных «желаемой породы» — от дворян до крепостных.
Начинает государыня с женского образования. По высочайшему замыслу, пройдя с младых ногтей особую подготовку, девочки-дворянки, повзрослев, смогут «правильно» выращивать собственных детей, что поможет формированию в России элиты, с молоком матери впитавшей ценности европейской культуры. Екатерина II учреждает Императорское воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном женском монастыре — Смольный институт (1764). Чуть позже при нем открывается мещанское отделение для дочерей чиновников, купцов и мещан (1765). Тогда же по поручению императрицы составляется и издается «Общий регламент по воспитанию детей обоего пола» (1764). Для подготовки из юношей дворянского происхождения элиты военного и гражданского чиновничества переписывают устав Сухопутного шляхетского кадетского корпуса (1765). Для взращивания же грамотных и работящих простолюдинов в Москве учреждают Воспитательный дом (1764).
Составить план устроительства новаторских учреждений Екатерина II поручает хорошо осведомленному в европейских образовательных модах стареющему сановнику И. И. Бецкому1 (1764), ему же впоследствии выпадет некоторое время курировать главные учебные заведения империи.
1 Бецкой Иван Иванович (1704—1795) — государственный деятель, филантроп. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого. «Родился в Стокгольме, когда князь И. Ю. Трубецкой находился в шведском плену (1700—1718). <...> С 1718 г. с семейством князей Трубецких жил в России, затем уехал в Европу с образовательными целями, побывал в Копенгагене и Париже; свободно владел немецким и французским языками. С 1722 г. секретарь русского посла в Париже. <...> В 1744 г. ему поручено было встретить прибывшую в Россию невесту наследника престола (будущую императрицу Екатерину II). <...> С 1776 г. совершил длительное путешествие по странам Европы (посетил Германию, Голландию, Францию, Италию), во время которого осматривал различные учреждения и богоугодные заведения, познакомился с видными деятелями европейского просвещения Вольтером, Дидро, Руссо и др. По возвращении в Санкт-Петербурге в мае 1762 г. <...> назначен директором Канцелярии от строений (до 1793 г.). В декабре 1762 г. назначен членом Особой комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы. В 1763 г. представил Екатерине II программный документ учебно-педагогической реформы «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», в котором были использованы идеи европейских просветителей» Г38, с. 126].
В грандиозных планах культурного обустройства России Воспитательному дому отводилось особое место: «Дело не в том, писал И. И. Бецкой, — чтобы оказать пособие некоторым из наших ближних, но в том, чтобы превратить неисчислимое число детей погибающих в неисчерпаемый источник богатства для России». По замыслу императрицы и по рецептам И. И. Бецкого в Воспитательном доме из безродных сирот предстояло вывести уникальную человеческую породу — неких государственно-крепостных образованных ремесленников, «крепостных граждан»! Реформаторы верили, что выпускники «генерального учреждения» впоследствии через собственные семьи распространят принципы нового воспитания на все общество.
Иван Иванович Бецкой, «опережая собственное время мыслью, составив проект, равных которому по широте и благородству замыслов немного найдется в мировой истории, тот человек, которого назовут позже «первым русским филантропом», не был силен в практической реализации собственных планов. «Бецкой видел вообще человека только в профиль и с хорошей стороны, а русскую добрую, простую бабу представлял себе в радужных чертах европейской гражданки; он не отдал себе отчета в слабостях и пороках человека...»1.
Не успели высохнуть чернила на «Генеральном плане», как в Москве был открыт Воспитательный дом (1764), через шесть лет его отделение появилось в Петербурге (1770). Мечта Петра I о создании особых заведений для воспитания незаконнорожденных младенцев воплотилась в реальность спустя полвека.
В отыскании источников содержания государственных заведений Екатерина II строго следовала отцовскому наказу аккуратно вести личные финансы, в силу чего, инициируя открытие воспитательных домов, денежного обеспечения на их содержание из казны императрица не предусмотрела. Материальным источником мыслились «доброхотные подаяния» филантропов. Свой вклад государство определило фискальным манифестом (1763) об обязательном отчислении в пользу образцового заведения: 25% доходов от театров, общественных увеселений, балов, азартных игр на деньги, налога на ввоз игральных карт и т. п.2 Вынужденный поддержать монаршее начинание Синод отреагировал церковным ука-
1 Очерки истории Высшего московского технического училища, состав
ленные на основе подлинных документов инженер-механиком И. Л. Волчке-
вичем [Ьир://1л'^,лг.Ьт51;и.ги/--у11/к1п§а1/02.Ь1:т].
2 Авторы указа не оценили комизма ситуации: получалось, что более других на
Руси евангельские заповеди о милосердии исполняли заядлые театралы и игроки.
6—Малофеев. Ч. 1 I
зом1 провести подписку по сбору средств на устройство и содержание московского Воспитательного дома: «Чтоб оному содержану быть от единого щедрого подаяния тех, которые Бога и ближнего по евангельской заповеди любят и о благосостоянии отечества все-усердно пекутся» [7, с. 11]. Первый вклад — 20 000 р. на устройство Воспитательного дома лично внесла государыня (1763). Аверс медали, отчеканенной в память о филантропическом деянии, украшал поясной портрет императрицы. Реверс — облокотившаяся на прицерковный постамент аллегорическая женская фигура — Вера с крестом в правой руке, повелевающая другой аллегорической женской фигуре — Человеколюбию поднять найденного у дороги младенца и отнести его в созданный государственный дом. Вкруг этих фигур шли слова из Евангелия: «И вы живы будете» [7].
Поступок самодержицы придворные расценили как сигнал к действию и также совершили разовые пожертвования, многие обязались переводить ежегодно определенные суммы из жалованья либо доходов (окладные подаяния). Составили даже список будущих дарителей. 29 благодетелей пообещали оказать помощь в 1763 г., 16 готовы были сделать это в 1764 г., на 1765 г. записались шестеро. Наиболее щедрым благотворителем оказался заводчик и землевладелец Прокофий Акинфиевич Демидов (1710—1786), переводивший крупные денежные вклады на строительство Воспитательного дома и Московского университета. Только на открытие Родильного института при Воспитательном доме П. А. Демидов пожертвовал 200 000 р. Императрица на содержание Воспитательных домов выделяла средства регулярно, в общей сложности пожаловав за годы своего правления около 2 000 050 р. [4, с. 283], тогда как общие окладные подаяния, поступившие с 1763 по 1787 г., составили менее 40 000р. Личный вклад И.И.Бецкого в 163 000р. превысил эту сумму четырехкратно.
Под возведение благотворительного комплекса И. И. Бецкой без труда получил необычайно удачное место — Гранатный двор с Васильевским садом на Яузской улице (между Яузой и Москвой-рекой)2. Вероятно, по мысли устроителей, власти предержащие с вершины Кремлевского холма отчетливее могли рассмотреть нужды страждущих, задуматься о превратностях судьбы, о горькой сиротской доле и щедрее поддерживать их.
1 Быстрая реакция на инициативу монарха не спасла церковь от государст
венных поборов. В 1764 г. церковные землевладения секуляризировались, в си
лу чего архиереи и монастыри лишились доходов. Вырученные денежные сум
мы аккумулировались в казне. По учреждению губернских приказов
общественного призрения каждая административная территория получила
в качестве начального капитала для их поддержания по 15 000 р. Деньги, посту
павшие из государственной казны, по сути, являлись монастырскими. Екатери
на II воспроизвела хитрость Петра I, государственную задачу организации свет
ского призрения она решила, прибегнув к изъятию средств у церкви.
2 С 1934 г. на территории Воспитательного дома разместилась Артилле
рийская академия им. Ф. Э. Дзержинского, ныне — Военная академия ракет
ных войск стратегического назначения им. Петра Великого.
Первый камень в основание будущего предприятия по производству «полезных граждан» заложил московский генерал-губернатор граф П. С. Салтыков1. В фундамент замуровали две медные доски с латинским и русским текстом: «Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих, повелела соорудить сие здание...» [7, с. 25]. Государство наконец перешло от слов к делу и двинулось по пути формирования светской благотворительности, положив начало воспитанию неблагополучных детей.
Воспитательный дом (г. Москва)
Московский и петербургский Воспитательные дома являют собой заданную властью модель государственного приюта для детей-сирот, предусматривающую их обязательное образование.
«С седьмого до одиннадцатого года как все питомцы, так и питом-ки посещали ежедневно по одному часу школу, построенную для них в Воспитательном доме, где обучались Закону Божиему, грамоте и начальной арифметике; с возрастом ученье продолжалось и большее время. В остальное время происходило обучение различным работам и рукоделиям; так, мальчиков обучали вязать чулки и колпаки, плесть сети и корзины, работать в саду. Питомцев с четырнадцатого года отдавали в обучение ремеслу особым мастерам, которых поселили в квартирах при Воспитательном доме...» [Бецкой И. И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. —Т. 1. — СПб., 1789].
1 Салтыков Петр Семенович (1698—1772) — граф, государственный деятель, московский генерал-губернатор (1762—1772). Во время эпидемии чумы (1771) проявил нераспорядительность и сбежал из города. «На следующий день после его отъезда в Москве начался бунт, сопровождавшийся убийством архиепископа Амвросия. <...> По отзывам современников, Салтыков был обходительный, добрый и ласковый, простой русский человек и страстный охотник» [38, с. 359].
(1*
•■•' |
: : : ^ ^ : : |
-;...,<>.'С*(.* .«,.«>*"
:^г^^&^ и.
Потребность учить безродных питомцев согласно утвержденной государыней программе вынудила учителей Воспитательного дома задуматься о способностях детей, выделить из их общего числа особую группу неуспешных или малоуспешных в освоении школьных дисциплин. Столкнувшись с необходимостью организовать массовое обучение без предварительного отбора, И. И. Бецкой убедился в «разнице природных дарований» его подопечных. По качеству задатков (уровню развития) И. И. Бецкой разделил питомцев на три категории, выделив, в частности, воспитанников, «коих понятия тупы, из простых работников». Ученики с «тупыми понятиями», по мысли филантропа, имели способность исключительно к самой простой работе, а потому их и не следовало перегружать знаниями, довольствуясь обучением простому ремеслу. «Никогда не должно хотеть против здравого рассудка и возможности, чтобы, например, яблоня приносила ананасы» (1789).
Несмотря на то что из документов московского Воспитательного дома видно, что среди здоровых в этом доме воспитывались и глухие дети [3, с. 115], нет оснований полагать, будто московский Воспитательный дом стал прототипом специальных школ для глухих в отечестве, как о том иногда пишут [3, 15]. Случайное попадание детей с нарушением слуха в общеобразовательные классы вряд ли можно считать началом организованного специального обучения, тем более что сурдопедагоги в штате упомянутого дома отсутствовали.
Через четыре года от помпезного открытия московского Воспитательного дома младенческая смертность в нем достигла 90%. Вины И. И. Бецкого в том нет, просто не могло «блаженство общества», приемлющего крепостничество, «вседневно возрастать» благодаря работе государственных инкубаторов, выводящих вольных людей «полезной породы». К чему тратить деньги на содержание особого Воспитательного дома, когда полезного работника можно сотворить из крепостного кнутом на конюшне, а именно так думало большинство российских дворян. Идея императрицы выращивать из изолированных от общества сирот полезных государству подданных оказалась неисполнимой, доказательство тому правительственные документы.
«1 сентября 1763 г. — Манифест с приложением высочайше утвержденного проекта генерал-поручика Бецкого «Об утверждении в Москве Воспитательного дома (дома для приносимых детей), с особливым госпиталем для неимущих родильниц».
3 июля 1767 г. — Именной, данный Коллегии экономии указ «Об отдаче московскому Воспитательному дому прежде бывшего Архиерейского дома с церковью и двором в Нижнем Новгороде для приема в оный приносимых детей».
10 января 1771 г. — Сенатский указ «О доставлении младенцев, подкидываемых частным лицам, в Воспитательный дом».
21 декабря 1772 г. — Сенатский, с приложением объявления Опекунского совета Воспитательного дома, указ «О воспитании оставленных родителями младенцев до пяти лет; о приносе оных в Воспитательный дом и о платеже за воспитание».
27 ноября 1773 г. — Объявление Императорского Воспитательного дома Опекунского совета «О предпринятом гражданами города
,.■■■:,,.:,:.„.::■,..:■■..■.,..■■
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ
Осташкова заведении собственным иждивением дома для воспитания найденных и приносимых несчастно рождающихся и родителями оставленных младенцев обоего пола».
6 марта 1776 г. — Сенатский указ «О содержании незаконнорожденных младенцев в Казанской губернии из доходов Коллегии экономии».
10 марта 1777 г. — Именной, данный ярославскому и вологодскому генерал-губернатору Мельгунову, указ «О дозволении учредить в Ярославле дом призрения и воспитания сирот».
1820 г. — Именной, объявленный управляющим Министерством внутренних дел гражданским губернаторам указ «О распределении незаконнорожденных воспитанников Приказов общественного призрения».
1828 г. — Высочайше утвержденное положение Комитета министров «О недозволении вновь утверждать воспитательные заведения под ведением Приказов общественного призрения» [28].
Достаточно прочитать названия документов, чтобы понять официальную линию в деле опеки подкидышей-сирот. Опытный московский Воспитательный дом (1763) задумывался как первый шаг на пути реализации генерального плана. В последствии из-за отсутствия или экономии казенных средств для нужд дома экспроприируется церковная недвижимость в Москве и Нижнем Новгороде (1771). Комплекс расширяется, но нет четких правил комплектования учреждения, не определен порядок доставки иногородних младенцев. Часть вопросов снимают указы 1771—1772 гг., но московскому и петербургскому домам оказывается не под силу принять всех подкидышей, а в других городах их негде размещать. Младенцев начинают раздавать на вскармливание в крестьянские семьи за плату. Рушится изначальный замысел воспитания детей в отрыве от губительной среды.
Правительство призывает «боголюбивых сограждан всякого звания» браться за воспитание младенцев «до двух, трех лет и более, но не далее пяти». По достижении указанного возраста воспитанников следовало привозить в один из домов, «куда кому способнее», имея при себе комплект заверенных справок и свидетельств (когда ребенок взят на воспитание, крещен ли он, если да, то в какой церкви и т. д.). При желании опекун мог получить в кассе Воспитательного дома денежное вознаграждение. Закон установил таксу за выращивание детей: «За двухлетнего 10, за трех 18, за четырех 24, за пятилетнего 30 р. за каждого». Предложенный «нехристианский» способ заработка не вызвал массового энтузиазма среди православного населения.
Поражает изобретательность чиновников высокого ранга, желавших продемонстрировать государыне собственное рвение, но не гюйти при этом в расход. Так, изощренный царедворец граф Я. Е. Сивере, объявив о своем желании на личные средства обеспечить призрением сирот-подкидышей, незамедлительно, в нарушение действующего закона, ввел в подвластных ему землях налог с бань и кабаков для компенсации затрат на содержание частного Воспитательного дома. В той же логике действует нижегородский прокурор А. И. Бахметьев, который под размещение своего частного воспитательного дом добился изъятия церковного здания.
'■'•-•- '; ' .-■.;-:-..^.-,-.,.!.:.Г'''"' :'''":'"'
|Ш'»!Й -
&:™:;Г;;-:Ш
.«« 21
Видя пассивность подданных, императрица резко сокращает помощь московскому Воспитательному дому, всего через несколько лет после открытия его пропагандистское предназначение утрачивается, поднять волну частной благотворительности по царской прихоти не удалось. Государство выступило с почином, на который не торопились откликаться ни богатые аристократы, ни церковные иерархи. Когда же рядовые жители небольшого городка Осташков, ссылаясь на закон, попросили помочь местным сиротам, тотчас последовала отповедь и от церкви, и от знати, и от власти. Что оставалось делать доверчивым осташковцам? Осенью 1773 г. горожане выступили с почином организовать частный Воспитательный дом на собственные средства. Созданный на народные деньги Осташковский дом просуществует вплоть до 1917 г.
Появление частных детских приютов (Олонец, Вытегра, село Капустинец Киевской губернии, Архангельск, Калуга, Смоленск, Старая Русса, Белозерск, Боровичи и т. д.)1 имело уже мало общего с первоначальной идеей Екатерины II и И. И. Бецкого. Столичным заведениям покровительствовали монархи и знатные вельможи, провинциальные же существовали за счет местных пожертвований, однако ни те ни другие заведения не являлись воспитательными, тем более учебно-воспитательными заведениями. Условия жизни в частных домах были таковы, что уровень детской смертности постоянно оставался высоким. Так, в Воспитательный дом Гродненского приказа с 1823 по 1827 г. поступило 425 младенцев, из них умерло 341, за тот же срок в воспитательном доме Томского приказа из 511 младенцев умерло 485.
Правительство осознает бессмысленность, если не пагубность сохранения стихийно сложившейся сети Воспитательных домов и принимает решение об их упразднении. В 1828 г. выходит закон «О недозволении вновь утверждать воспитательные заведения под ведением Приказов общественного призрения».
Утвержденное Комитетом министров положение 1828 г. гласит: «Находя <...> существование по губерниям Воспитательных домов бесполезным и крайне неудобным [Комитет] положил: учреждение оных под ведением Приказов общественного призрения вновь не дозволять. <...> С 1812 г., замечая худое состояние по губерниям заведений сих, со стороны Министерства делаемы были предписания о принятии мер и отвращению великой смертности в них детей и приведению самих заведений в благоустройство; но по недостатку способов Приказов и по разным неудобствам в содержании заведений сих, настояния о том не могли быть успешными. Между тем принос детей время от времени увеличивается и до того, что на содержание одних сих заведений в некоторых местах истрачивалось почти столько же, сколько вообще на все прочие заведения и расходы в иных Приказах превышали доходы» [28].
1 Наряду с Опекунским советом в разных точках России работало несколько десятков попечителей. Согласно архивным данным, не менее 12 человек выступили организаторами частных Воспитательных домов (приютов).
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ
Итак, через полвека от своего начала бесславно угаснет предложенная Екатериной II идея выращивания людей «полезной породы» из числа сирот. Это неудивительно, так как подлинное повсеместное развитие светской благотворительности возможно при условии обретения свободы и гражданских прав большинством населения, признания ценности образования. И все же Екатерина II Великая внесла подлинный вклад I! дело развития светской благотворительности в России — ею был создан прецедент организации филантропического учебно-воспитательного заведения для детей бедноты, включая малоуспешных учеников.
0 Попечение о сумасшедших,
или Долгое строительство долгауза
Со времен Ивана Грозного сумасшедших надлежало отсылать в монастыри. Петр I повелел заменить монастырское попечение лечением в госпиталях для душевнобольных, но далее указа дело не пошло, да и тот Анна Иоанновна отменила. Чиновники из Тай-пой канцелярии не знали, чьим распоряжениям следовать, и направили прошение о разъяснениях нынешней воли самодержца по данному вопросу в Сенат. Вынужденная решать судьбу «престарелых и в уме поврежденных колодников» Елизавета Петровна сослалась на отцовский указ.
«Которые люди мужского и женского пола <...> изумленные <...> посланы были <...> для исправления ума в разные дальние монастыри и были содержаны по указам; а ныне <...> донесено, что таких явившихся <...> в монастыри <...> не принимают. <...> Ея Императорское Величество указала: оных колодников <...> в разные монастыри к <...> содержанию <...> отослать в Синод. <...> В уме поврежденных колодников для исправления принимать в монастыри по-прежнему»1.
Правительство решение приняло, но денег Синоду, со времен Петровских реформ пребывавшему в статусе Министерства по делам религии, выделить не сочло нужным. А потому, когда возникла необходимость устроить некоего «безумствующего солдата», Синод не только уклонился от исполнения высочайшего распоряжения, но издал ведомственный циркуляр «О непосылке в монастыри безумствующих для содержания и исправления» (1746) [28, т. XI, с. 673]. Не обременяя себя решением судьбы несчастного ратника, синодальные волокитчики предпочли обстоятельно объяснить невозможность своего участия: «Коллегии объявить, что о содержании таковых безумствующих в монастырях, кроме тех, кои по винам содержатся в Тайной канцелярии, точных Ея Импе-
Указ «О принимании в монастыри отправляемых из Тайной канцелярии престарелых и в уме поврежденных колодников для исправления» (1742). - ПСЗ. - № 8587 [28].
раторского Величества указов не имеется, к тому же Александровский монастырь и ограды не имеет, и к содержанию таковых безумствующих весьма неудобен». Воспользовавшись неудачным выбором Военной коллегии конкретного монастыря, бюрократы в рясах от частного случая умело переходят к обобщению: «Испытанием и увещеванием по духовенству Святейший правящий синод над безумствующим способов не имеет; ибо по правилу 79 святых апостолов, донеле же он от безумствования не освободится, на молитву к приятию допускать возбранено». Желание церкви уклониться от исполнения правительственного распоряжения вполне естественно — государство вменяло монастырю несвойственную тому светскую функцию.
Ведомства перекладывали ответственность друг на друга, горы бумаг росли, а судьба безумцев не менялась, словно решали ее в присутственных местах думные чины боярской Руси. Неожиданно дело, казалось бы, с/щинулось с мертвой точки — в апреле 1762 г. рождается «Высочайше утвержденный доклад Сената «О постройке для безумных особых домов и об отдаче имений, принадлежащих безумным, под надзор наследников». Прогрессивную новацию предложил «голштинец» на российском троне — император Петр III1, о личности которого стоит сказать несколько слов.
«Косность и мелкость природы заставила внука Петра Великого остаться голштинским герцогом на императорском престоле, со всеми привычками и взглядами мелкого германского князька» [34]. «Россия навсегда осталась для Петра III страной чужой. <...> Он явно презирал все русское; вынужденный перейти в православие, не только остался в душе лютеранином, но высказывал явное пренебрежение к обрядам православной церкви. <...> Сама тетка, императрица Елизавета, призвавшая его в Россию <...> в минуты раздражения называла его «уродом» и «проклятым» [40, с. 477]. Не станем спорить с авторитетными суждениями историков, но в нашем случае именно «германские привычки и взгляды» обеспечили столь неожиданное для исполнителей, но важное для разрешения наболевшей проблемы решение. Упомянутый прогрессивный указ — реакция Петра III на прошение Сената об отправке душевнобольных князей Козловских в монастырь.
Монаршая резолюция выдает в ее авторе лютеранина: «Безумных не в монастыри определять, но построить на то особый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах учреждены долга-узы». С этого распоряжения все и пошло, начавшись, правда, как дурной анекдот. Так как никто из придворных не понял, что подразумевал государь, употребив слово долгауз2, пришлось Сенату обра-
1 Петр III Федорович (Карл-Петр-Ульрих) (1728—1762) — император
всероссийский (с 25.12.1761 г. по 28.06.1762 г.). Сын герцога Карла-Фридри
ха-ШлезвигТолштейнТотторпского и цесаревны Анны Петровны. Родился
в городе Киль, воспитывался в духе лютеранской религии и шведского пат
риотизма. Приглашен в Россию императрицей Елизаветой (1742), при кре
щении по православному обряду получил имя Петра Федоровича.
2 Долгауз — от нем. ТоИкаиз/СоИ — душевнобольной, каш — дом.
титься за разъяснением к ученым мужам Академии наук, но и те не дали вразумительного ответа. Взамен находчивый историограф Ф. Миллер предложил собственный оригинальный проект организации психиатрического заведения [15], одновременно попросив коллегу Августа Шлецера изучить постановку дела в Германии.
Иностранный почетный член Петербургской академии наук посетил один из долгаузов родной Саксонии (Люнебург) и представи