Г. Именной, объявленный из Сената, в дополнение указа 1722 г. указ «О свидетельствование дураков в Сенате».
1724 г.Учреждена Академия наук (Петербург). Управление богоугодными заведениями передано Камер-коллегии (финансовому управлению).
1726 г.Из ранее открытых 42 «цифирных» (арифметических) начальных школ продолжили работу 25. Всего в «цифирные» школы с 1716 по 1726 г. записан 2051 ученик, успешно окончили школу 302 ученика.
Языческая Русь: истоки традиции
Отношение наших пращуров к немощным начнем рассматривать от канонического в отечественной истории рубежа, когда-то установленного летописцем Нестором1, — V—VI вв., поскольку на это время приходится последний этап развития восточнославянского язычества до его соприкосновения с христианством.
У историков и мемуаристов нет единого мнения о характере, нравах и общественной морали славян. «Нет нужды входить... в доказательства, — пишет М. П. Погодин, — что одни свойства имеет северный человек, другие южный, западный, восточный: что каждый народ имеет свой характер, свои добродетели и свои пороки. Славяне были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый. <...> Безусловная покорность, равнодушие, противоположные западной раздражительности...» [29, с. 93]. Византийские же авторы не замечали особой добродетельности славян, хотя писали о них с уважением: «По своим нравам, по своей любви к свободе их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище» [36, с. 28]. Гражданское право у славян подменялось грубой физической силой, летописные источники изобилуют упоминаниями о кровавой мести, убийствах
Шовесть временных лет» [30].
•ЪГГ>У1>ЯТ "'О'/'У _____________________ >. . . . I
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
и ссорах, в том числе и на пирах. Характеризуя общественную атмосферу той эпохи, С. М. Соловьев делает вывод: «При господстве материальной силы, при необузданности страстей, при стремлении юного общества к расширению, при жизни в постоянной борьбе, и постоянном употреблении материальной силы нравы не могли быть мягки; когда силою можно взять все, когда право силы есть высшее право, то, конечно, сильный не будет сдерживаться перед слабым» [41, с. 245, 248].
Наших пращуров трудно заподозрить в мягкости характера, особой добродетельности, не сдерживал их и закон, который и древнерусских землях был развит весьма слабо, восточнославянские племена следовали закону неписаному — обычаю (обычному праву). Согласно летописи, они «имели обычаи свои и законы отцов своих и преданья, каждый свой норов». Княжеское управление и суд руководствовались обычным правом. Согласно Н. М. Карамзину, древние законы свободных россиян «изъявляют какое-то удивительное простосердечие: кратки, грубы, но достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства более, нежели смерти» [18, с. 44].
Калека, как и любой здоровый соплеменник, мог стать жертвой князя или его дружинников, так как жизнь, особенно жизнь смерда, не имела цены, вместе с тем древнерусский княжеский суд едва ли считал глухонемоту, слепоту, слабоумие и пр. основанием для преследования их носителя. Во всяком случае, можно утверждать, что он не ставил особой задачей защиту племени от ущербных сородичей. Родовой обычай, как известно, допускал убийство соплеменников, оказавшихся обузой для семьи, однако смерть равно грозила и хилому, и здоровому новорожденному, появившемуся на свет на свою беду в голодный год. Смерть настигала младенца не по приговору суда, а по обычаю. Особо жестоко обычай контролировал приход в мир детей женского пола. «Всякая мать, — пишет Н. М. Карамзин, — имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Сему обыкновенно не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам» [18, с. 41].
Древние обычаи наших пращуров лишены милосердия и сострадания, правда, большинство отечественных историков полагают, что восточных славян от их западных соседей выгодно отличала меньшая безжалостность и кровожадность [2, 8, 9, 18, 20, 21, 29, 31, 41, 43]. «Простота нравов славянских, — убеждает С. М. Соловьев, — находилась в противоположности с испорченными нравами тогдашних образованных или полуобразованных народов» [42, с. 102]. Действительно, на Руси от немощного сородича избавлялись не в силу его инакости. Устранение «бесполезного» соплеменника (как правило, жертву оставляли без пищи в лесу) представлялось единственным способом уберечь работоспособных членов семьи в период тяжелой бескормицы, в благополучные же годы на жизнь немощных родственников никто не покушался. Во всяком случае, мы не располагаем сведениями о наличии у ела-
'' ) ,»л . "' ' ■■'■ ''■'■' ^ ""-"-"Г- |
вян-язычников неписаного правила обязательно умерщвлять хилых младенцев или соплеменников, получивших увечье.
Источники практически не содержат сведений, на основании которых можно было бы достоверно представить жизнь инвалидов (взрослых и детей) в дохристианский период, но существуют косвенные свидетельства. Контекст славянской языческой культуры, разрозненные факты и отрывочные характеристики уклада жизни и ментальное™ племен, населявших земли Киевской Руси, убеждают в том, что к моменту ее крещения сложилась традиция не агрессивного отношения к немощным, а скорее терпимого или даже сострадательного, чему способствовало и политическое устройство Древней Руси. Снисходительность к слабому, увечному, больному, голодному, нищему можно рассматривать как своего рода механизм самозащиты общества, ни один член которого не обладал гражданским статусом, известным античной цивилизации.
Возникновение «культа нищего», конечно, не «изобретение» Древней Руси, это процесс развития всех сторон жизни (экономической, политической, духовной) многих народов Востока и Запада той поры. И все же формы проявления милосердия в славянском социуме имели свои отличия.
Знаток русской души историк В. О. Ключевский так объясняет причины славянского милосердия: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице» [20].
Итак, до соприкосновения с христианством западноевропейцы смотрели на инвалида опасливо-недоброжелательно, проявляли нетерпимость и агрессию. В мире восточных славян-язычников накануне их крещения, так же как и у северян-викингов, сформировалась традиция неагрессивного отношения к калекам и немощным.
Киевская Русь: принятие православия
и знакомство с византийским опытом
/ церковного призрения
Русь конца VIII —начала IX в., по меткому выражению А. В. Кар-ташева, представляла собой «подвижное месиво народов: славянского, норманнского и, может быть, частично скифско-иранского или даже тюркского, [которое] бродило и было рассеяно по всем северным берегам Черноморья, уже издавна христианизованным Византией» [19, с. 63]. В IX в. из этого «месива» бродячих и оседлых восточнославянских и неславянских племен возникает древнерусское государство — Киевская Русь. Политическое объединение племен привело к их этнической консолидации, рождению собственно русского народа, формированию русской культуры. Мощной объединяющей силой станет православное христианство, и оно же принесет в славянский мир новые ценности.
:;Ж,--.:--^ ,$:.'■
ДА/'-. - , .*«; ^ , ■'
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
«Великим плодом христианских идей» называет историк К. Н. Бестужев-Рюмин милосердие, которого язычество не знало.
«Значение человека вне богатства, происхождения, человека самого по себе выдвинуло христианство, и это его величайшая заслуга» \2, с. 169]. Милосердие, по В. И. Далю, «есть сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность. Благотворительный (о человеке) — склонный к благотворению, готовый помогать бедным; (об учреждении, заведении) — устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения о них» [10, т. 2, с. 327].
Оценивая влияние христианства на изменение отношения сильных мира сего и их подданных к убогим и увечным, сошлемся на авторитетное мнение К. Н. Бестужева-Рюмина; «Самым ближайшим влиянием христианства было влияние нравственное, ибо нравственность христианская, возведенная в обязанность, существенно отличается от нравственности языческой, результата непосредственного чувства, как все в языческом мире. <...> Так, христианство обязывает помогать неимущим, как братьям во Христе; помогая неимущему, христианин исполняет заповедь своего божественного Учителя. <...> Приняв этих людей под свою защиту, церковь создала новую среду, стоящую выше разрозненных интересов отдельных общин и основанную на ином начале, чем княжеская дружина; выше интересов личных, племенных, практических поставила она общечеловеческий интерес — начало нравственное» [2, с. 132—135].
В Древней Руси, как и на скандинавских землях, христианские
идеалы терпимого и милосердного отношения к страждущим не про
тиворечили традиции, сложившейся в дохристианский период. На ру
беже X—XI вв. Русь знакомится с христианской моделью церковной
благотворительности, и не просто знакомится, но стремительно вос
производит ее. Зарождающийся институт монастырского призрения
являет собой особый сплав славянского
чувственного начала (традиции сочувст- ,,,,,...
вия слабым и немощным) с рациональным западным опытом устройства монастырских заведений для увечных и хворых. У истоков русской церковной благотворительности стояли «светильники отечественного благочестия» — святой великий князь Владимир и преподобный Феодосии. Первый дал Киевской Руси писаный закон, второй — пример организованного призрения убогих.
Святой князьВладимир. Икона |
Узаконив христианскую веру (988), Владимир столкнулся с необходимостью разделить полномочия между светской и церковной властью, что вынудило князя задуматься о тех, кого прежде он обходил своим вниманием. Сироты, вдовы, калеки, люди больные и немощные едва ли представляли интерес для бесстрашного воителя, по в крещеном Киеве о них кому-то
полагалось заботиться. Великий князь поручил упомянутых горожан церкви, официально признав их «церковными людьми», ввел «Правила о церковных людях и о десятинах и судах епископских и о мерилах градских»', содержащие указание предоставить нуждающимся церковное призрение. «Убогие... монастыри и бани их, врачи, их больницы даны Патриарху, или Митрополиту, или Епископу, ...да ведет их той и управу дает и рассуждает» [33|. Отныне в Киевской Руси «нищих кормление и чад мног, страньпым прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступленье, в напастех поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы» прерогатива Церкви. Правомерен вопрос об источниках средств на исполнение столь многочисленных обязательств. Великий князь предусмотрел его и ввел десятину. Было решено жертвовать десятую часть княжьих доходов на содержание Церкви, а той, в свою очередь, вменялось в обязанность использовать определенную долю полученных средств на дела милосердия.
Воплотить добродеятельное распоряжение в повседневную практику оказалось затруднительно. Исполнение «Правил о церковных людях...» поручалось учреждениям, которых на Руси не существовало. «В Уставе Владимира и за ним во Всеволодовой грамоте к ведомству церкви причисляются «больницы и странноприимницы». Так как не из каких других русских памятников ничего не известно о подобных учреждениях при церквях в те времена, то видят здесь списывание с греческих порядков, отраженных в Номоканоне2. Может быть, некоторые зачатки подобных пристанищ для нищих и странников при церквях и монастырях и давали к тому основания» [19, с. 202]. Некоторые идеи, заложенные в княжеских Уставах и Правдах, согласимся с А. В. Карташевым, «во многих случаях выписывались отвлеченно из греческих законов без соответствия русской действительности» [19, с. 202]. Дело не поспевало за словом. Функции призрения светская власть передала церквям и монастырям, которые на Руси едва начали появляться3, и все же, несмотря на очевидное несоответствие поста-
1
1 Некоторые авторы полагают, что в дошедшей до нас редакции Устав на
писан после смерти князя Владимира, но и они не отрицают, что он соответст
вовал «намерению и образу действий святого Владимира».
2 Номоканоны (греч. Ыошокапопез) — сборники византийского канониче
ского (церковного) нрава, включавшие императорские постановления (пото1),
касающиеся церкви и церковного правила (капопез).
3 На начало XIII в. летописи упоминают примерно о 60 обителях, число
иноков колебалось в них от трех-пяти до нескольких десятков человек. В юж
норусских землях существовало 15 монастырей, в том числе в Киеве их бы
ло 9. Главный из них — Печерский — подвергался нападениям и разграблени
ям в 1151, 1169, 1203 гг., окончательно разорен в 1240 г. К середине XII в.
в Киевской Руси «иноческие обители едва продолжали существовать: прежде
основанные подвергались разорению и опустошениям, а новые почти не воз
никали» [24, кн. 2, с. 307]. Во Владимиро-Суздальских княжествах действова
ло 24 обители, наиболее древняя — Муромский Спасский монастырь (основан
ок. 1098 г.). Северные княжества располагали примерно 20 обителями, одна из
первых — Новгород-Юрьевский монастырь (основан в 1030 г.).
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
новки церковного призрения де-юре и де-факто, не будем строги к автору «Правил о церковных людях...». Великий киевский князь Владимир сделал первый шаг на долгом и трудном пути организации и законодательного закрепления службы призрения убогих.
В истории отечественной благотворительности Владимир I занимает особое место не только потому, что положил ей законодательное начало, но и по размаху личных благодеяний.
«За 25 лет своего христианского правления, — сообщает А. В. Кар-ташев, — Владимир нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но <...> сделал попытку реально, деятельно, можно сказать, материально, выполнить свое исключительное служение как главы христианского народа, чтобы воплотить осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь народа. <...> Летопись не без удивления под 996 г. сообщает, как Владимир порывался буквально выполнить евангелический завет любви, милосердия и нищелюбия: «повелел всякому нищему и убогому приходить на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и ядение и от скотниц кунами (т. е. из казны монетой). Устрой же и се рек: «Яко немощный и больные не могут долезти Двора моего» — повелел пристоити кола (т. е. телеги) и вскладаше хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед в бчелках, а в других квас, возите по городу, вопрошающе: где больной и нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу» [19, с. 124—126]. Щедрость деяний князя поражает явно любующегося им православного хрониста.
Еще одним документальным свидетельством могут служить слова летописца монаха Иакова: «Не могу сказати многие его милостыни. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земле Русской: и в градах, и в селах, везде милостыню творяше, нагие одевая, странныя покоя милостию, нищие и сироты, и вдовицы, и слепые, и хромые, и трудоватые — вся милуя и одевая и накормяя и напояя» [19, с. 126]. Сообщая о военных успехах князя Владимира, летопись отмечает, что при распределении трофеев князь «убогим милостив был». «Митрополит Илларион, нанизывая добродетели на словесную нить панегирика Владимиру, восхваляя его филантропию, ставит наряду с ней его функции власти, добро социальное: «правду и крепость». <...> Это не откуп только куском хлеба или грошиком на жалобную просьбу нищего у окна, а активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных...» [19, с. 127].
Легенды о благодеяниях великого князя носят явно апологический характер и грешат преувеличением, тем не менее в истории отечественной благотворительности Владимир I занимает особое место. Он положил деятельной благотворительности законодательное начало.
Полагаем, и киевская Десятинная церковь1 преуспела в деле благотворительности и призрении убогих, но документально пер-
1 Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) — первая каменная церковь Киевской Руси, которая была сооружена между 986 и 996 г. в Киеве в честь Пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира I, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов.
(
I
I I
Л Я
в о
н л о
II
вой отечественной «больницей и страпноприимницей» считается основанный в середине XI в. Печерский монастырь. «Почти все мужские и женские монастыри киевского периода находились или в городах, или возле них. Наиболее знаменитым из них был Кие-во-Печерский монастырь — важнейший русский духовный центр этого времени. Согласно учению Феодосия, игумена этого монастыря <...> основой монашества были молитва, смирение и благотворительность» [4, с. 57].
К сожалению, общеизвестный факт заботы Киево-Печерского монастыря об убогих (предоставление им хлеба и крова) советские историки дефектологии своими интерпретациями исказили до абсурда. Утверждения о наличии при Печерском монастыре приюта для слабоумных, тем паче об организации тамошними монахами обучения глухих, не более чем вымысел, возникший в контексте идеологической борьбы советской власти с космополитизмом, стремления доказать безусловное превосходство отечественного опыта над иностранным. Документально подтвержденный факт состоит в том, что Печерский монастырь проявлял заботу о нищих и калечных. Благодеяние киевских черноризцев достойно уважения, но в организации призрения убогих пальма первенства принадлежит не им, история монастырской благотворительности берет свое начало в Византии с IV в., а на Западе с VII в.
Место и роль Киево-Печерского монастыря в становлении российской благотворительности столь велики, что нет нужды в вымысле. Один из первых настоятелей Печерской обители — отец русского монашества преподобный Феодосии1 — по праву может быть назван и родоначальником церковного призрения убогих на Руси. По словам митрополита Макария: «Многопоучительны были дела милосердия Феодосия к бедным и несчастным. Он построил близ монастыря особый двор, <...> принимал туда для жительства нищих, слепых, хромых и прокаженных и для содержания их уделял десятую часть от всего монастырского имения» [24, кн. 2, с. 160].
Феодосии Печерский. Икона |
Примерно через 40 лет после смерти Феодосия на территории монастыря строится больница, где со временем пе-черские монахи накопят немалый опыт врачевания. Строилась больница «для слепых, хромых, немых и глухих» ие
1 Феодосии Печерский (ок. 1036—1074 гг.) — один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 г. Первым ввел на Руси общежительный монастырский (Студийский) устав? Автор поучений и посланий, в которых проповедовал основы христианской морали. Канонизирован Русской православной церковью.
только на пожертвования князя и монастыря, но и, что особенно важно, на средства горожан. Судя по Патерику Киево-Печерского монастыря (XIII в.), немалое число неимущих горожан могли рассчитывать на материальную помощь храма, к приходу которого принадлежали.
Отдавая должное подвигам преподобного Феодосия и князя Владимира Святого на ниве благотворительности, не станем обольщаться относительно числа их последователей. Источники скупы на имена тех немногих, кто прославился попечением убогих. «Повесть временных лет» упоминает о личном милосердии к сиротам и страждущим черниговского князя Всеволода I, внесшего лепту в строительство богадельни вблизи от Печерского монастыря, великого князя киевского Мстислава Владимировича да новгородского князя Всеволода Мстиславовича [30].
Весомый вклад в дело организации призрения на Руси внес великий князь Владимир II Мономах1, прославившийся не только ратными подвигами, по и нравоучительными писаниями. Киевский князь считал благотворительность обязательной миссией власти. В своем известном «Поучении...», адресованном сыновьям-наследникам, Владимир Моиомах убеждал их, что победить дьявола можно с помощью трех добрых дел, одно из которых милостыня. Завещание содержит прямое указание престолонаследникам: «Всего паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно, по силе своей кормите, снабдите сироту» [19]. Деятельной благотворительностью прославилась и сестра Владимира Мономаха княгиня Анна2.
Духовные основы благотворительности уходят своими корнями в древнерусский период, но, полагаем, прав П. Н. Милюков, писавший, что «сознательное отношение к вопросам нравственности и религии было редким исключением среди мирян», люди же, подобные Владимиру и Феодосию, «встречались только на самых верхах русского общества» [23, с. 23]. «В начале русского христианства был момент исключительного порыва к исполнению евангельского идеала... Личным, а может быть, и только единоличным
Владимир II Мономах (1053—1125) — великий князь киевский (с 1113 г.). Его матерью была дочь византийского императора Константа Мо-помаха. Автор «Поучения...», автобиографической «Летописи» и «Письма» к князю Олегу Святославовичу. Призывал к единству Руси, миру и согласию в княжеском роде, к справедливому суду, милости к бедным и беззащитным.
2 По мнению А. И. Дьячкова, княгиня Анна «основала в Киеве воспитательное учреждение для детей убогих, где осуществлялось не только призрение, но и обучение ремеслам и даже начатки грамоты» [12, с. 84]. К сожалению, нет данных, подтверждающих это мнение. Действительно, в 1086 г. княгиня открыла при Андреевском монастыре женское училище, но, согласно В. Н. Татищеву, «собравши младых девиц неколико, обучала писанию, та-кож ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности ишдсржанием умертвят» [В. Н. Татищев. История России с древнейших времен, 1773]. Упоминаний об «убогих детях» текст не содержит.
носителем этого порыва, был наш исключительный князь-креститель» [19, с. 129]. Тем не менее подвиг Владимира способствовал вовлечению знати в активное благодеяние и организованное призрение, заложил основы традиции терпимого и сострадательного отношения к убогим.
Итак, первые попытки организовать на Руси призрение сирот, нищих, убогих и калек, предпринятые на рубеже Х—Х1 вв., были связаны с принятием православного христианства и заимствованием византийского опыта церковного призрения. У истоков деятельной благотворительности на Руси стоял князь Владимир I, установивший правила (закон) церковной благотворительности, и настоятель Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосии, подавший пример организации монастырского призрения убогих. Распад Киевского государства в первой половине XII в. на полтора десятка самостоятельных княжеств не позволил монастырскому призрению окрепнуть, а городской (светской) традиции благотворительности зародиться.
:: .■ р ■ ' . ■■■"% Ж
развитие церковного призрения, но не разрушает традиции
Киевский опыт официального милосердия не получил широкого распространения в сопредельных княжествах, да и в самой столице просуществовал недолго. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и подверг его жестокому разгрому, Десятинная церковь и лавра были разграблены и разрушены, а город сожжен. Некогда могучее княжество утратило свое1 политическое влияние, а его население само оказалось в положении нищих и убогих. Феодальные распри, набеги половцев, не прекращающиеся междоусобные войны, безжалостность отечественных и пришлых сборщиков дани делали жизнь Древней Руси суровой, тяжелой и опасной, а для человека с телесным или психическим недугом—невыносимой. Монастыри, периодически разоряемые княжескими дружинами и кочевниками, не могли предоставлять нуждающимся действенную помощь и защиту. «Древнейший, простой до грубости быт народа обозначается тем, что чаша общественного бедствия испивается до дна. В политическом отношении полная покорность врагу и потеря земли, без всякого смягчения уступок переговорами или условиями <...> в виде голода, до истребления всех, кого не сохранит случай до более урожайного года. <...> Все слабое, физически бесполезное для общества, при недостатке продовольствия, лишалось права делить жизнь с лицами физически сильными и для общества полезными и должно было уступить им свое место в жизни1. <...>
Выделено нами.
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Люди делались хуже, говорит летописец. Не было милосердия, не стало сострадания. Брат не жалел брата, отец и мать делались равнодушными к судьбе своих детей» [36, с. 4, 18].
Во второй половине XII в. начинается активное освоение северо-восточных земель (Суздаль, Муром, Смоленск, Новгород, Владимир, Ярославль, Москва). Нам не удалось обнаружить документальных свидетельств о новых княжеских попытках устройства приютов и богаделен, времена для подобных дел оказались малоподходящими. В XIII в. Русь подверглась нападению монголов. Степняки гибельной лавиной пронеслись по славянским землям, безжалостно подавляя всякое сопротивление, не щадя никого. Взяв Суздаль, печалуется летописец: «татары <...> старых монахов, и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и боль-пых, и всех людей убили» [19, с. 20]. Однако, подчинив себе русские земли, «монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Напротив, они оказывали какую-то философскую терпимость к вере и приемам жизни побежденных, но покорных народов» [21, с. 133].
В эпоху золотоордынского ига калеки и убогие не подвергались особым преследованиям и притеснениям со стороны кочевников, испытывая лишения наравне со всеми. Позволим себе горькую шутку: в ситуации тотального бесправия калеки и убогие обрели те же права, что и прочее население страны. Завоевателей интересовала лишь исправная выплата дани, чужая религия не трогала их чувств, не возбуждала агрессии. «Проведя в 50-е гг. XIII в. общую перепись населения русских земель, наладив систему сбора дани и определив ее размеры, ордынские правители вскоре предприняли следующий шаг на пути упрочнения своего владычества. В 60-е гг. XIII в. устанавливается практика выдачи митрополиту особой ханской грамоты, в которой перечислялись льготы, предоставленные церковным людям: освооождение от уплаты ордынской дани, от постоя ордынских отрядов, от уплаты таможенных сборов» [3, с. 20].
Согласно историческим хроникам, ордынцы не разрушали монастыри как культовые учреждения. «По Ясе Чингисхана, — пишет Л. Н. Гумилев, — хан не мог вмешиваться в вопросы веры, а свобода совести всегда понималась монголами как личная свобода человека» [9, с. 141]. В очерках этнической истории России Л. Н. Гумилев неоднократно указывает на особенную веротерпимость ордынцев и отсутствие серьезных конфликтов на религиозной почве между степняками и русскими. Более того, «при монгольском владычестве, — убежден Н. И. Костомаров, — монастырские волости находились в наиболее благоприятном положении: огражденные ханами, насколько исполнялись ханские повеления, от поборов и разорений, монастыри умножались непрерывно, но с половины XIV в. умножение их является в несравненно большем размере против прежних времен» [21, с. 159—160].
В эпоху монголо-татарского ига монастыри не прекращали своей благотворительной деятельности, напротив, число людей,
я а*>; »**«■}
'«В _
'•
!
находивших под их крышей духовную поддержку, пищу и кров, увеличилось, поскольку в дополнение к ранее существовавшим за два столетия монгольского владычества возникло более 180 новых монастырей. Помощь убогим и калекам оказывалась по преимуществу общежительными монастырями.
Выпавшие на страну испытания заставляли парод внимательнее вслушиваться в слова духовных наставников. Многие православные иерархи объясняли обрушившиеся на русские земли беды наказанием за грехи, за несоблюдение христианских заповедей. Знакомство со «Словом» Серапиопа Владимирского (XIII в.) позволяет увидеть, сколь настоятельно авторитетный проповедник призывал соотечественников к милосердию и состраданию.