Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Магистратура, как известно, является вторым уровнем двухуровневой системы высшего образования, который призван выпускать профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных теоретических и практических задач.
И бакалавриат, и специалитет реализуются как программы (условно говоря) «первого высшего образования»[1]. Поэтому для обучения по образовательным программам магистратуры необходимо предварительно обучиться в качестве первого уровня либо по программе бакалавриата (4 года), либо по программе специалитета (5 лет).
Необходимость и даже обязательность ведения научно-исследовательской деятельности магистрантам, обучающимся по направлению 40.04.01«Юриспруденция», закреплена соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом[2].
В нем, например, говорится, что магистр по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности.
В данном издании будет говориться о реализации магистерской программы направления 40.04.01 «Юриспруденция» направленности (профиля) «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» с учетом ее задач и особенностей[3].
Образовательная программа дает возможность расширения и углубления знаний в сфере правового обеспечения взаимодействия государства и субъектов предпринимательства, направлена на формирование комплекса компетенций с учетом современных требований к качеству профессиональных юридических действий (услуг)[4].
Задачи магистерской программы таковы: формирование комплексного представления о механизмах правового регулирования предпринимательской деятельности; систематизация знаний о формах, видах и средствах взаимодействия публично-правовых и частно-правовых субъектов в сфере предпринимательства, о правовых основах деятельности субъектов предпринимательской деятельности; обучение необходимым видам профессиональной деятельности, ориентированным на обеспечение выпускниками надлежащего уровня правового обеспечения предпринимательской деятельности.
Программа направлена на освоение обучающимися правовых механизмов взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности между собой и с органами государственного (муниципального управления), на умение применять современные правовые технологии и нормы права в регулировании предпринимательских отношений.
Чтобы разобраться с содержанием образовательного стандарта, приведем в таблице 1 соотношения видов профессиональной деятельности магистранта с профессиональными задачами, к которым должен быть подготовлен магистрант к концу обучения.
Таблица 1. Соотношения видов профессиональной деятельности с профессиональными задачами магистранта
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕЗАДАЧИ |
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ¾ подготовка нормативных правовых актов |
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ¾ обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; ¾ составление юридических документов |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ¾ обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; ¾ охрана общественного порядка; ¾ защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ¾ предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; ¾ защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц |
ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ¾ оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; ¾ осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов |
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ¾ осуществление организационно-управленческих функций |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ[5] | ¾ проведение научных исследований по правовым проблемам; ¾ участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ¾ преподавание юридических дисциплин; ¾ осуществление правового воспитания |
Образовательный стандартчетко устанавливает, какие результаты обучения магистранта должны быть достигнуты, а также определяет перечень профессиональных задач, которые магистрант должен уметь самостоятельно решать по окончанию обучения.
Нельзя сказать, что решение профессиональных задач, таких как «проведение научных исследований по правовым проблемам и участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности», осуществляется в рамках только одного вида профессиональной деятельности – «научно-исследовательской».
Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности человека[6].
Типы научных исследованийотражены в Словаре терминов (см. прил. 1.)
Исходя из этого (далеко не самого сложного и не единственного) определения научного исследования становится понятным, что в ходе осуществления своей деятельности в профессиональной сфере (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и т.д.)специалист так или иначе сталкивается с выработкой новых знаний, позволяющих делать свою работу максимально эффективно, а также обеспечивать свой профессиональный рост.
Поэтому при обучении в магистратуре формирование у магистранта навыка самостоятельной научно-исследовательской деятельности является основой его дальнейшей успешной профессиональной деятельности в любых ее видах. И это положение вполне вписывается в подход образовательного стандарта.
Кроме образовательного стандарта, документом, одновременнорегламентирующим прохождение практик и научно-исследовательскую работу магистранта, является Положение о практике (научно-исследовательской работе) студентов Сибирского института управления – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»(далее – Положение о практике)(имеется на сайте СИУ РАНХиГС)[7].
Например, п. 3.6.2. Положения о практике устанавливает, что «научно-исследовательская работа включает научно-исследовательскую работу в семестре, научно-исследовательский семинар, подготовку магистерской диссертации, а также иные формы в соответствии с ФГОС, учебным планом и программой научно-исследовательской работы».
Что касается механизма прохождения магистрантами практик, то в данном издании он не раскрывается, поэтому стоит обратиться к Положению о практике и утвержденным выпускающей кафедрой программам практик магистрантов (учебной практики и производственных практик (педагогической и юридического консультирования) (программы практик опубликованы на сайте СИУ РАНХиГС).
Раздел 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ
Как уже было сказано, научно-исследовательская деятельность является одной из основных видов профессиональной деятельности, поэтому большая часть образовательной программы нацелена именно на формирование знаний, умений и владений выпускника в научной сфере.
Но при этом магистранты по окончанию обучения должны владеть не только базой знаний, но и исследовательскими навыками,умением творчески решать поставленные задачи, способностью к самостоятельной работе, саморазвитию и самореализации.
Для того, чтобы магистранты могли подняться выше бакалавров в своем профессиональном уровне подготовки, в вузе создаются условия для вовлечения обучающихся в различные сферы деятельности (научную, технологическую, творческую и т.д.), для работы с современными научными методами исследования, научной литературой, внедрения в различные научные школы и т.д.
Содержание научно-исследовательской работы магистранта определяется в соответствии с профилем магистерской программы подготовки, тематикой научных исследований факультета (и в целом СИУ), а также выпускающей кафедры и закрепляется в соответствующем разделе индивидуального плана работы магистранта.
Ожидается, что у магистрантов должны формироваться собственные научные интересы, которые в итоге обучения отразятся в выпускной квалификационной работе – магистерской диссертации.
Образовательный стандарт устанавливает: «выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы.
Она должна представлять собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которому готовится магистрант (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно- управленческой, научно-исследовательской, педагогической)»[8].
Как видно, и научно-исследовательская работа, и прохождение практик связаны с тематикой магистерской диссертации, выбранной магистрантом. Они нацелены на постепенное («пошаговое») углубление в тематику исследования и улучшение его качества для итоговой аттестации, предполагающей формированиекачественного текста диссертации и проведение публичной защиты.
Таким образом, научная деятельность магистранта «красной нитью» проходит через все другие виды его обучения.Научные интересы магистранта должны найти свое проявление в различных видах и формах научно-исследовательской работы, которые разнообразны и не всегда четко регламентированы. Поэтому магистрант совместно со своим научным руководителем должен определить перечень работ и наиболее подходящие мероприятия, в которых есть смысл участвовать для своего профессионального развития.