К включению в учебную программу религиоведческого курса
ВНЕДРЕНИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | Частота (чел.) | В процентах (%) | ||||
Школь-ники | Студенты | ВСЕГО | Школь-ники | Студенты | ВСЕГО | |
Можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде «Истории религий» или «Религиоведения» | 18,25 | 17,25 | 35,5 | |||
Любую религиоведческую дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся | 14,25 | 27,25 | ||||
Нужно ввести обязательный предмет «Основы религиозного знания». Причём желательно, чтобы занятия вёл священнослужитель | 9,25 | 20,25 | ||||
У нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений | 7,75 | 9,25 | ||||
ИТОГО |
Концепция модели развития духовно-нравственной культуры в рамках дополнительного образования включает в себя два компонента:
1) информационно-просветительский, или религиоведческо-культурологический — предоставление школьникам, студентам, а заодно и учителям необходимого минимума знаний о традиционных религиях России, их учении и традициях с доходчивым объяснением самых важных и сложных религиозных терминов, догм и обрядов;
2) культурно-мировоззренческий, или этический — предоставление школьникам и студентам актуальных для современного общества представлений о морали с попутным перечнем этических запретов и предписаний, которые есть в православии, протестантизме, исламе, иудаизме и в других распространенных в российских городах религиях, и объяснением значения этих заповедей.
Адресатами программы повышения духовно-нравственной культуры должны стать те категории учащихся, на которые она направлена и у которых предполагается ликвидировать духовную неграмотность в рамках дополнительного образования: в первую очередь — это учащиеся 4-11-х классов средних школ, во вторую очередь — студенты высших учебных заведений и уже в третью очередь — школьные учителя, в силу недостаточной компетенции неготовые преподавать курсы вроде «Основ духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому концепция учебной модели привязана к разработкам курсов, программ и учебников, отдельно предназначенных:
1) для городских школьников (подготовка факультативных и кружковых занятий и расширяющего дополнения и методического приложения к уже имеющимся учебникам для преподавания в школах предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы светской этики и религиозной культуры»);
2) для студентов (подготовка факультативной программы и программы дополнительной специализации по религиоведению);
3) для педагогов (подготовка учебника и привязанной к нему программы курса повышения квалификации молодых школьных учителей).
Следовательно, концепция охватывает почти весь комплекс программ, которые можно подготовить для внедрения в систему дополнительного городского образования.
2 Методологические подходы и рекомендации по учету этноконфессиональных факторов в новой модели дополнительного образования
Концепция новой модели дополнительного образования учитывает связанные с современными социальными тенденциями и этноконфессиональными различиями методологические проблемы, возникающие в ходе преподавания гуманитарных предметов:
1) Пятилетние исследования кафедры общей и прикладной социологии ИПССО показали, что школьники имеют большую склонность к восприятию информации о религии, чем студенты, учителя и родители, которые были воспитаны в годы господства атеистической пропаганды. Поэтому в отношении школьников и взрослых в рамках дополнительного образования должны быть предусмотрены разные подходы. В работе со школьниками предполагается подача информации с сопутствующим разъяснением критериев социально одобряемого и аморального поведения и примерами, воздействующими на эмоции. В работе со взрослой аудиторией (студентами, учителями) усматривается необходимость сочетания новой информации с указанием на социальные причины возникновения религиозных предписаний и логической аргументацией, позволяющей противостоять скептическим суждениям.
2)Городские школьники до конца не социализированы и несамостоятельны, так как основные бытовые вопросы и связанные с ними проблемы за них решают родители. Большое информационное давление на формирующуюся личность подростка оказывают Интернет, кино и телевидение. И тот стиль поведения, который пропагандируют масс-медиа, нередко противоречит традиционному представлению о нравственности. Поэтому модель дополнительного образования, основанная на желании ликвидировать духовно-нравственную безграмотность, должна отказаться от использования назидательного тона в ходе учебного процесса.
Методологически неверно пытаться заставить учащегося поменять свое мнение о морали, если он привык получать информацию, противоречащую словам учителя, из городских СМИ и от родителей, принадлежащих определенной национальности и религии. Вместо чтения нотаций предлагается войти в доверие к учащимся так, чтобы они поняли, что не школа, а телевидение или община ими манипулирует. Если дети испытывают ко взрослому доверие, они будут ему признательны. Но для этого нужно знать интересы, вкусовые пристрастия, моду и национальные обычаи подростков и, не запрещая то, что им нравится, советовать им посмотреть, прочитать или послушать полезные для нравственного воспитания произведения.
3) Последние исследования показывают, что, несмотря на разные этнические корни, большинство студентов склоняются к итсизму – внеконфессиональному представлению о том, что Бог есть, но это не тот вечно живой и разумный Бог, о котором говорят традиционные религии [13, 14]. По словам теолога И.В. Щербаковой, «к сожалению, люди часто рассуждают так: бездуховность и атеизм — это плохо, а какая угодно духовность, любая вера — это хорошо. Важно верить во что-то (курсив мой — А.Т.) светлое, возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Как эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая характерна для людей действительно верующих, воцерковленных и серьезно мыслящих» [17, с. 11].
Специальный онлайн-опрос, в ходе которого социологи ИПССО опросили 540 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, выявил ту же тягу московской молодежи к итсизму [13, с. 153-154]:
Таблица 5.