Отношение молодежи к сохранению религиозных традиций в современном обществе
УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА
Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва
В статье описывается новая модель дополнительного образования молодежи, предложенная кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ с учетом этноконфессиональных факторов, выявленных в ходе социологических исследований нравственного состояния и религиозного сознания московской молодежи. Модель включает в себя концепцию, практические рекомендации и программу поэтпапного ее внедрения в систему дополнительного образования крупного российского города.
Ключевые слова: модель дополнительного образования, религия, молодежь, национальные и конфессиональные условия, национально-религиозные традиции, повышение духовно-нравственной культуры, моральный релятивизм, социологические исследования, кафедра общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ.
Введение
Безучета национальных и конфессиональных условий невозможно оптимизировать дополнительное образование детей и молодежи современного крупного города. Дополнительное образование должно следовать определенной логике, и лучшим вариантом применения этой логики может стать модель поэтапного развития духовного просвещения в сочетании с комплексным подходом при реализации учебных программ, предназначенных для школьников, студентов и желающих повысить свою квалификацию молодых учителей [3].
Предложенная ниже модель дополнительного образования учитывает национально-религиозные особенности учащихся и членов их семей и ориентирует молодежь в духовном пространстве современного города, основываясь на традиционных для России культурных ценностях и учитывая перемены, происходящих в мире.
Актуальность представленной модели определяется острой социальной необходимостью ликвидировать сложившийся в последние годы пробел в духовно-нравственном воспитании и культурно-историческом образовании подрастающего поколения. Без ликвидации духовно-нравственной безграмотности будущее российского общества видится оторванным от национальных корней, которые можно сохранить лишь благодаря бережному отношению к духовным традициям предков, включая национально-религиозные традиции. Ведь по данным ВЦИОМ, чаще всего именно «религия выступает для россиян в качестве национальной традиции, веры предков» [9].
Опрос, проведенный в конце 2012 года кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ среди 540 москвичей в возрасте от 14 до 30 лет, демонстрирует понимание многими молодыми людьми важности сохранения хотя бы некоторых традиций [13, с. 155]:
Таблица 1.
Заключение
Таким образом, представленная модель дополнительного образования опирается на существующие запросы общества и предусматривает постепенное повышение духовно-нравственной культуры молодежи, усложняя и дополняя информационный материал по мере физического, психологического и духовного взросления обучаемой аудитории.
Поскольку около 75% жителей России по традиции идентифицируют себя с православием [1, 10], наибольший объем учебной информации, предоставляемой на всех 4-х уровнях реализации данной модели, касается русской истории, христианской культуры и роли православия в развитии Российского государства и общества. Вместе с тем, учащимся будут даны необходимые сведения о светской этике и науке, а также об истории, религиозных обычаях и культуре других народов России и Ближнего зарубежья, а ознакомление молодежи с христианскими, исламскими и прочими конфессиональными духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе и раскрытие смысла религиозных традиций не будет сопровождаться обучением религиозной практике и участием в религиозных богослужениях.
Ожидаемые результаты реализации предлагаемой модели:
а) создание образовательной базы для преодоления кризиса духовно-нравственного состояния урбанистического общества;
б) активизация ранее не востребованных воспитательных механизмов укрепления социального института семьи;
в) укрепление межрелигиозного и межэтнического взаимопонимания, так как, хотя «основная часть населения, 55%, не склонна делать вывод о росте в стране межнациональной нетерпимости и агрессивности» [8], проблема религиозно-этнических конфликтов стоит в российских городах очень остро;
г) возрождение лучших традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
д) снижение уровня делинквентного поведения городских подростков и молодежи.
Имеющая инновационный характер модель дополнительного образования молодежи подготовлена не только с учетом существующих национальных и конфессиональных условий, но и с опорой на данные социологических исследований, проведенных сотрудниками кафедры общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ. Предложенная модель спроектирована на основе теоретико-прикладных научных разработок, базируется на объективных показателях и может быть внедрена в систему школьного и высшего образования как в Москве, так и в любом другом крупном городе России.
Литература
1. Верим ли мы в Бога? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1461. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13365
2.Верующих в России много, воцерковленных — значительно меньше. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1465. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13385
3. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.М.Проект профессионального стандарта на должность «Учитель». // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 21-47.
4. Гостев А.Н.Социальное проектирование дополнительного образования молодежи в г. Москве: Монография. М.: СГА, 2013. — 200 с.
5. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Н. Новгород: Христианская библиотека, 2008. — С. 75-83.
6. Емельянов Н.Е.Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). // Golden Time. // http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm
7. Кто стоит «PUSSY RIOT»? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2151. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113273
8. Национальная и религиозная нетерпимость: тенденция к росту? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 390. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=2274
9. Религия в жизни россиян. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1116. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11099
10.Религия в нашей жизни. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 789. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=8954
11. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. — № 7. — С. 26-34.
12. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.
13. Ткаченко А.В. Духовные представления современной московской молодежи. // Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработки: Материалы международной научно-практической конференции 22-23 мая 2013 г. — North Charleston, USA: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. — Т.1. — С. 149-157.
14. Ткаченко А.В.Итсизм как основная форма религиозной веры современной молодежи. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 112-120.
15. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.
16. Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.
17. Щербакова И.В. Религиозный плюрализм в современной России. // Плод духовный: Материалы научно-практической конференции «Основы духовной безопасности общества в XXI веке». — Сергиев Посад: АГиОН, НГИСУ, 2013. — № 1. — С. 9-11.
УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА
Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва
В статье описывается новая модель дополнительного образования молодежи, предложенная кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ с учетом этноконфессиональных факторов, выявленных в ходе социологических исследований нравственного состояния и религиозного сознания московской молодежи. Модель включает в себя концепцию, практические рекомендации и программу поэтпапного ее внедрения в систему дополнительного образования крупного российского города.
Ключевые слова: модель дополнительного образования, религия, молодежь, национальные и конфессиональные условия, национально-религиозные традиции, повышение духовно-нравственной культуры, моральный релятивизм, социологические исследования, кафедра общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ.
Введение
Безучета национальных и конфессиональных условий невозможно оптимизировать дополнительное образование детей и молодежи современного крупного города. Дополнительное образование должно следовать определенной логике, и лучшим вариантом применения этой логики может стать модель поэтапного развития духовного просвещения в сочетании с комплексным подходом при реализации учебных программ, предназначенных для школьников, студентов и желающих повысить свою квалификацию молодых учителей [3].
Предложенная ниже модель дополнительного образования учитывает национально-религиозные особенности учащихся и членов их семей и ориентирует молодежь в духовном пространстве современного города, основываясь на традиционных для России культурных ценностях и учитывая перемены, происходящих в мире.
Актуальность представленной модели определяется острой социальной необходимостью ликвидировать сложившийся в последние годы пробел в духовно-нравственном воспитании и культурно-историческом образовании подрастающего поколения. Без ликвидации духовно-нравственной безграмотности будущее российского общества видится оторванным от национальных корней, которые можно сохранить лишь благодаря бережному отношению к духовным традициям предков, включая национально-религиозные традиции. Ведь по данным ВЦИОМ, чаще всего именно «религия выступает для россиян в качестве национальной традиции, веры предков» [9].
Опрос, проведенный в конце 2012 года кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ среди 540 москвичей в возрасте от 14 до 30 лет, демонстрирует понимание многими молодыми людьми важности сохранения хотя бы некоторых традиций [13, с. 155]:
Таблица 1.
Отношение молодежи к сохранению религиозных традиций в современном обществе
НУЖНЫ ЛИ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ? | Процентное соотношение ответов (%) |
Нужны | |
Не нужны | |
Нужны только те, что проверены временем |
Опрос 400 молодых людей, проведенный ИПССО в начале 2011 года, показал: «Менее 10 % респондентов считают, что никакой практической значимости религиозные традиции не имеют. 57 %, напротив, признают, что традиции и обычаи сплачивают общество и прививают молодому поколению нравственные ценности. И 33 % затруднились высказать свою позицию. Для тех, кто признаёт важность традиций, религиозные обряды – это «выражение себя», способ «приблизиться к Богу» или способ «почувствовать себя частью своего народа». Некоторые писали, что религиозные традиции укрепляют семьи, а иные ищут в религии успокоение» [15, с. 421].
В то же время, опрос, проведенный социологами ИПССО МГПУ в конце 2011 года среди москвичей 15-22 лет, свидетельствует о недостаточном внимании жителей современного города к национальным духовным традициям [16, с. 100]:
Таблица 2.
Религиозные традиции в семьях школьников и студентов
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ КАКИЕ-ЛИБО РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ? | Частота (чел.) | В процентах (%) | ||||
В семьях школьников | В семьях студентов | ВСЕГО | В семьях школь-ников | В семьях студентов | ВСЕГО | |
Есть | 16,75 | 14,5 | 31,25 | |||
Есть, но им не придаётся значение | ||||||
Отсутствуют | 17,25 | 15,5 | 32,75 | |||
ИТОГО |
Кроме того, приходится констатировать, что угрозу для безопасности жителей крупного города создает моральный релятивизм значительной части подростков и молодежи, их потребительское отношение к жизни и распространение в их среде девиантного поведения. Терпимость молодежи в отношении аморальных поступков также подтверждается исследованием социологов ИПССО [16, с. 104-105]:
Таблица 3.
Отношение школьников и студентов