Отношение молодежи к сохранению религиозных традиций в современном обществе

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

Ткаченко А.В.,

МГПУ, Москва

В статье описывается новая модель дополнительного образования молодежи, предложенная кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ с учетом этноконфессиональных факторов, выявленных в ходе социологических исследований нравственного состояния и религиозного сознания московской молодежи. Модель включает в себя концепцию, практические рекомендации и программу поэтпапного ее внедрения в систему дополнительного образования крупного российского города.

Ключевые слова: модель дополнительного образования, религия, молодежь, национальные и конфессиональные условия, национально-религиозные традиции, повышение духовно-нравственной культуры, моральный релятивизм, социологические исследования, кафедра общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ.

Введение

Безучета национальных и конфессиональных условий невозможно оптимизировать дополнительное образование детей и молодежи современного крупного города. Дополнительное образование должно следовать определенной логике, и лучшим вариантом применения этой логики может стать модель поэтапного развития духовного просвещения в сочетании с комплексным подходом при реализации учебных программ, предназначенных для школьников, студентов и желающих повысить свою квалификацию молодых учителей [3].

Предложенная ниже модель дополнительного образования учитывает национально-религиозные особенности учащихся и членов их семей и ориентирует молодежь в духовном пространстве современного города, основываясь на традиционных для России культурных ценностях и учитывая перемены, происходящих в мире.

Актуальность представленной модели определяется острой социальной необходимостью ликвидировать сложившийся в последние годы пробел в духовно-нравственном воспитании и культурно-историческом образовании подрастающего поколения. Без ликвидации духовно-нравственной безграмотности будущее российского общества видится оторванным от национальных корней, которые можно сохранить лишь благодаря бережному отношению к духовным традициям предков, включая национально-религиозные традиции. Ведь по данным ВЦИОМ, чаще всего именно «религия выступает для россиян в качестве национальной традиции, веры предков» [9].

Опрос, проведенный в конце 2012 года кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ среди 540 москвичей в возрасте от 14 до 30 лет, демонстрирует понимание многими молодыми людьми важности сохранения хотя бы некоторых традиций [13, с. 155]:

Таблица 1.

Заключение

Таким образом, представленная модель дополнительного образования опирается на существующие запросы общества и предусматривает постепенное повышение духовно-нравственной культуры молодежи, усложняя и дополняя информационный материал по мере физического, психологического и духовного взросления обучаемой аудитории.

Поскольку около 75% жителей России по традиции идентифицируют себя с православием [1, 10], наибольший объем учебной информации, предоставляемой на всех 4-х уровнях реализации данной модели, касается русской истории, христианской культуры и роли православия в развитии Российского государства и общества. Вместе с тем, учащимся будут даны необходимые сведения о светской этике и науке, а также об истории, религиозных обычаях и культуре других народов России и Ближнего зарубежья, а ознакомление молодежи с христианскими, исламскими и прочими конфессиональными духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе и раскрытие смысла религиозных традиций не будет сопровождаться обучением религиозной практике и участием в религиозных богослужениях.

Ожидаемые результаты реализации предлагаемой модели:

а) создание образовательной базы для преодоления кризиса духовно-нравственного состояния урбанистического общества;

б) активизация ранее не востребованных воспитательных механизмов укрепления социального института семьи;

в) укрепление межрелигиозного и межэтнического взаимопонимания, так как, хотя «основная часть населения, 55%, не склонна делать вывод о росте в стране межнациональной нетерпимости и агрессивности» [8], проблема религиозно-этнических конфликтов стоит в российских городах очень остро;

г) возрождение лучших традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

д) снижение уровня делинквентного поведения городских подростков и молодежи.

Имеющая инновационный характер модель дополнительного образования молодежи подготовлена не только с учетом существующих национальных и конфессиональных условий, но и с опорой на данные социологических исследований, проведенных сотрудниками кафедры общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ. Предложенная модель спроектирована на основе теоретико-прикладных научных разработок, базируется на объективных показателях и может быть внедрена в систему школьного и высшего образования как в Москве, так и в любом другом крупном городе России.

Литература

1. Верим ли мы в Бога? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1461. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13365

2.Верующих в России много, воцерковленных — значительно меньше. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1465. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13385

3. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.М.Проект профессионального стандарта на должность «Учитель». // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 21-47.

4. Гостев А.Н.Социальное проектирование дополнительного образования молодежи в г. Москве: Монография. М.: СГА, 2013. — 200 с.

5. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Н. Новгород: Христианская библиотека, 2008. — С. 75-83.

6. Емельянов Н.Е.Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). // Golden Time. // http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm

7. Кто стоит «PUSSY RIOT»? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2151. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113273

8. Национальная и религиозная нетерпимость: тенденция к росту? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 390. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=2274

9. Религия в жизни россиян. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1116. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11099

10.Религия в нашей жизни. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 789. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=8954

11. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. — № 7. — С. 26-34.

12. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.

13. Ткаченко А.В. Духовные представления современной московской молодежи. // Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработки: Материалы международной научно-практической конференции 22-23 мая 2013 г. — North Charleston, USA: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. — Т.1. — С. 149-157.

14. Ткаченко А.В.Итсизм как основная форма религиозной веры современной молодежи. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 112-120.

15. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.

16. Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.

17. Щербакова И.В. Религиозный плюрализм в современной России. // Плод духовный: Материалы научно-практической конференции «Основы духовной безопасности общества в XXI веке». — Сергиев Посад: АГиОН, НГИСУ, 2013. — № 1. — С. 9-11.

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

Ткаченко А.В.,

МГПУ, Москва

В статье описывается новая модель дополнительного образования молодежи, предложенная кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ с учетом этноконфессиональных факторов, выявленных в ходе социологических исследований нравственного состояния и религиозного сознания московской молодежи. Модель включает в себя концепцию, практические рекомендации и программу поэтпапного ее внедрения в систему дополнительного образования крупного российского города.

Ключевые слова: модель дополнительного образования, религия, молодежь, национальные и конфессиональные условия, национально-религиозные традиции, повышение духовно-нравственной культуры, моральный релятивизм, социологические исследования, кафедра общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ.

Введение

Безучета национальных и конфессиональных условий невозможно оптимизировать дополнительное образование детей и молодежи современного крупного города. Дополнительное образование должно следовать определенной логике, и лучшим вариантом применения этой логики может стать модель поэтапного развития духовного просвещения в сочетании с комплексным подходом при реализации учебных программ, предназначенных для школьников, студентов и желающих повысить свою квалификацию молодых учителей [3].

Предложенная ниже модель дополнительного образования учитывает национально-религиозные особенности учащихся и членов их семей и ориентирует молодежь в духовном пространстве современного города, основываясь на традиционных для России культурных ценностях и учитывая перемены, происходящих в мире.

Актуальность представленной модели определяется острой социальной необходимостью ликвидировать сложившийся в последние годы пробел в духовно-нравственном воспитании и культурно-историческом образовании подрастающего поколения. Без ликвидации духовно-нравственной безграмотности будущее российского общества видится оторванным от национальных корней, которые можно сохранить лишь благодаря бережному отношению к духовным традициям предков, включая национально-религиозные традиции. Ведь по данным ВЦИОМ, чаще всего именно «религия выступает для россиян в качестве национальной традиции, веры предков» [9].

Опрос, проведенный в конце 2012 года кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ среди 540 москвичей в возрасте от 14 до 30 лет, демонстрирует понимание многими молодыми людьми важности сохранения хотя бы некоторых традиций [13, с. 155]:

Таблица 1.

Отношение молодежи к сохранению религиозных традиций в современном обществе

НУЖНЫ ЛИ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ? Процентное соотношение ответов (%)
Нужны
Не нужны
Нужны только те, что проверены временем

Опрос 400 молодых людей, проведенный ИПССО в начале 2011 года, показал: «Менее 10 % респондентов считают, что никакой практической значимости религиозные традиции не имеют. 57 %, напротив, признают, что традиции и обычаи сплачивают общество и прививают молодому поколению нравственные ценности. И 33 % затруднились высказать свою позицию. Для тех, кто признаёт важность традиций, религиозные обряды – это «выражение себя», способ «приблизиться к Богу» или способ «почувствовать себя частью своего народа». Некоторые писали, что религиозные традиции укрепляют семьи, а иные ищут в религии успокоение» [15, с. 421].

В то же время, опрос, проведенный социологами ИПССО МГПУ в конце 2011 года среди москвичей 15-22 лет, свидетельствует о недостаточном внимании жителей современного города к национальным духовным традициям [16, с. 100]:

Таблица 2.

Религиозные традиции в семьях школьников и студентов

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ КАКИЕ-ЛИБО РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ? Частота (чел.) В процентах (%)
В семьях школьников В семьях студентов ВСЕГО В семьях школь-ников В семьях студентов ВСЕГО
Есть 16,75 14,5 31,25
Есть, но им не придаётся значение
Отсутствуют 17,25 15,5 32,75
ИТОГО

Кроме того, приходится констатировать, что угрозу для безопасности жителей крупного города создает моральный релятивизм значительной части подростков и молодежи, их потребительское отношение к жизни и распространение в их среде девиантного поведения. Терпимость молодежи в отношении аморальных поступков также подтверждается исследованием социологов ИПССО [16, с. 104-105]:

Таблица 3.

Отношение школьников и студентов

Наши рекомендации