Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки

Педагогическое образование

Квалификация (степень): бакалавр педагогического образования

Москва 2008

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки «Педагогическое образование» утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № ___ от _____.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием

- Совета по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации;

- Ассоциации развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ);

- учебно-методических комиссий УМО по специальностям педагогического образования, членами которых являются представители образовательных учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования, органов управления образованием, академической общественности;

- Московского педагогического государственного университета.

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта.

СОДЕРЖАНИЕ

Область применения
Термины, определения, обозначения, сокращения
Характеристика направления подготовки
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата  
Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата  
7.1 Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ  
7.2 Требования к организации учебной и производственной практик
7.3 Кадровое обеспечение учебного процесса
7.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса  
7.5 Финансовое обеспечение учебного процесса
7.6 Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Оценка качества освоения основных образовательных программ
Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС ВПО  
Приложение А


ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

1.2 Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

1.3 Основными пользователями ФГОС ВПО являются:

1.3.1 Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

1.3.2 Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

1.3.3 Ректоры высших учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

1.3.4 Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;

1.3.5 Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

1.3.6 Организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.3.7 Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

1.3.8 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе высшего профессионального образования;

1.3.9 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

направление подготовки –совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности– системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

профиль –направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ООП – основная образовательная программа;
ОК – общекультурные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПК УВД – профессиональные компетенции в области учебно-воспитательной деятельности;
ПК СПД – профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности;
ПК МД – профессиональные компетенции в области методической деятельности;
ПК КПД – профессиональные компетенции в области культурно-просветительной деятельности;
ПК ОУД – профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности;
УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1 В Российской Федерации в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавр».

3.2 Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Сроки, трудоемкость освоения ООП и

квалификация выпускников

Наименование ООП Квалификация (степень)   Нормативный срок освоения ООП, вклю-чая последип-ломный отпуск Трудоем-кость (в зачетных единицах)  
Код в соот- ветствии с принятой классифи-кацией ООП Наимено- вание  
ООП бакалавриата     Бакалавр педагогического образования ( профиль – в соответствии с приложением А)   Бакалавр педагогического образования (основной и дополнительный профили*)   4 года   5 лет*)   240**)   300*)
           

*) для ООП бакалавриата с совмещением 2-х профилей

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛВРИАТА

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр педагогического образования» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности (ОК-1);

- способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК -3);

- способность к анализу социально значимых политических событий и тенденций, к использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-4);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);

- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-6);

- готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-7);

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

- способность использовать законы логического мышления (ОК-9);

- способность приобретать новые научные знания (ОК-10);

- готовность использовать основные методы математики и естественных наук в профессиональной деятельности, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования в науке (ОК-11);

- способность учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий (ОК-12);

- способность самостоятельно работать на компьютере (ОК-13);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОК-14);

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-15);

- готовность к организационно-управленческой работе (ОК-16);

- готовность работать с информацией из различных источников (ОК-17);

- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-18);

б) профессиональными (ПК):

в области учебно-воспитательной деятельности (ПК УВД):

- способность преподавать предмет (в соответствии с профилем) с учетом специфики познавательных задач и его научного содержания, возрастных особенностей и мотивации обучающихся (ПК УВД-1);

- способность обеспечивать деятельностную ориентацию образовательного процесса, использовать интерактивные педагогические технологии, исходя из специфики преподаваемого предмета (ПК УВД-2);

- способность определять и комбинировать средства и методы обучения, адекватные поставленным образовательным задачам, уровню подготовленности обучающихся и их индивидуальным характеристикам (ПК УВД-3);

- способность осуществлять комплексную диагностику и анализ образовательного процесса, моделировать на этой основе систему мониторинга качества образования (ПК УВД-4);

в области методической деятельности (ПК МД):

- готовность к сбору, анализу, систематизации и использованию информации в сфере профессиональной деятельности (ПК МД-1);

- готовность к обоснованному выбору образовательной программы, учебно-методического обеспечения и их адаптации к условиям конкретного образовательного процесса (ПК МД-2);

- способность к планированию учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы по предмету (предметам) в соответствии с профилем (профилями) подготовки (ПК МД-3);

- готовность к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету (предметам) в соответствии с профилем (профилями) подготовки (ПК МД-4);

- способность к планированию, организации и анализу собственной педагогической деятельности и ее постоянному совершенствованию (ПК МД-5);

в области социально-педагогической деятельности (ПК СПД):

- готовность к осуществлению педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовке их к сознательному выбору профессии (ПК СПД-1);

- способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений обучающихся (ПК СПД-2);

- способность к взаимодействию с социальными коллективами и родителями обучающихся, оказанию помощи родителям в семейном воспитании (ПК СПД-3)

в области культурно-просветительной деятельности (ПК КПД):

- готовность к формированию общей культуры обучающихся (ПК КПД-1);

- готовность к организации культурного пространства образовательного учреждения (ПК КПД-2);

в области организационно-управленческой деятельности (ПК ОУД):

- готовность к управлению учебной и внеучебной деятельностью обучающихся (ПК ОУД-1);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельностии (ПК ОУД-2);

- способность к организации контроля за результатами обучения и воспитания (ПК ОУД-3);

- способность к организации деятельности коллективов обучающихся (ПК ОУД-4);

- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности (ПК ОУД-5).

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

Основные образовательные программы предусматривают изучение следующих учебных циклов (Таблица 2):

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2 - Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисциплин дляразработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми-руемых компетенций
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 25-35    
Базовая часть 10-20    
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития философского знания; - основные закономерности и этапы исторического процесса; - роль России в истории человечества и в современном мире; - лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); - основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, языковые нормы русского литературного языка, основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления; уметь: - анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления; - толерантно воспринимать социальные и культурные различия; - логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства; владеть: - основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - навыками литературной письменной и устной речи; - приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики; - иностранным языком на уровне бытового общения, а также в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.   История ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-10
Философия ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10
Иностранный язык ОК-1, ОК-14
Риторика и культура речи ОК-1, ОК-9, ОК-14, ОК-15, ОК-17, ОК-18, ПК МД-1, ПК КПД-1,
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
Б.2   Математический и естественнонаучный цикл 8-15    
Базовая часть 6-10    
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - современную естественнонаучную картину мира; - сущность и значение информации в развитии современного общества; уметь: - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; - объяснять естественнонаучные явления и процессы; - работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний, программными продуктами; - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; - применять методы математики и естественных наук, моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере профессиональной деятельности; владеть: - основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации; - навыками работы с компьютером как средством управления информацией.   Математика ОК-11, ОК-13, ОК-17
Информатика ОК-12, ОК-13, ОК-17, ПК МД-1
Концепции современного естествознания ОК-11
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)        
Б.3 Профессиональный цикл 163-175 215-225*    
Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - новейшие достижения в области психолого-педагогических наук, использовать их для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс; - возрастныефизиологические ипсихологическиезакономерности развития обучающихся; - современные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, приемы, методы и средства обучения и оценивания учебных достижений школьников, современные технологии обучения, - права и свободы учащихся, предусмотренные Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; уметь: - использовать методы психолого-педагогических исследований в сфере своей профессиональной деятельности; - ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - использовать личностно-ориентированные подходы к обучающимся с учетом их индивидуальных характеристик; - - планировать воспитательную работу, в том числе мероприятия образовательной и культурно-просветительной направленности; - рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья учащихся, выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе; - планировать и осуществлять мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, в том числе с использованием современных технологий коррекционной педагогики; владеть: - нормативной базой, регулирующей сферу профессиональной деятельности; - разнообразными способами и средствами оценки качества образования; .различными формами презентации результатов учебно-познавательной деятельности; - основными методами защиты обучающихся, производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения, основными мерами по ликвидации их последствий.   36-46 Безопасность жизнедеятельности ОК-7, ПК ОУД-2
Психология ОК-1, ОК-3, ОК-16, ПК УВД-1, ПК УВД-3, ПК СПД-2, ПК СПД-3, ПК ОУД-1, ПК ОУД-4
Педагогика ОК-1, ОК-8, ОК-16, ПК УВД-1, ПК УВД-2, ПК УВД-3, ПК УВД-4, ПК СПД-1, ПК СПД-2, ПК СПД-3, ПК КПД-1, ПК КПД-2, ПК МД-5, ПК ОУД-1, ПК ОУД-3, ПК ОУД-4, ПК ОУД-5
Возрастная анатомия и физиология ПК ОУД-2
Основы здорового образа жизни ОК-7, ОК-16, ПК ОУД-2
Теория и методика воспитательной работы ОК-16, ПК СПД-1, ПК СПД-2, ПК СПД-3, ПК КПД-1, ПК КПД-2, ПК ОУД-1, ПК ОУД-3, ПК ОУД-4, ПК ОУД-5
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)      
Б.4 Физическая культура   ОК-4, ОК-5
Б.5 Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 30*    
Б.6 Итоговая государственная аттестация 8*    
  Общая трудоемкость основной образовательной программы 300*      

*Для ООП бакалавриата с совмещением двух профилей

7.ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛВАРИАТА

7.1 Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ

7.1.1 Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

ООП подготовки бакалавра включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.1.2 При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.1.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 25 % аудиторных занятий.

7.1.4 В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

7.1.5 Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

7.1.6 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.1.7 Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучениясоставляет 27академических часов.В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.1.8 В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

7.1.9 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

7.1.10 Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов;

7.1.11 Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.1.12 Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

7.1.13 Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):

- Иностранный язык,

- Риторика и культура речи,

- Психология,

- Педагогика,

- Информатика.

7.1.14 Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

Требования к организации учебной и производственной практик

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (образовательных учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, летних детских оздоровительных лагерях, НИИ, культурно-просветительных учреждениях) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики: по итогам учебной практики студентом представляется отчет, в котором фиксируются собранные данные и результаты их обработки, на основании чего выносится решение в соответствии с формой отчетности, избранной вузом; по итогам педагогической практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности, на основании чего выносится решение в соответствии с формой отчетности, избранной вузом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

участвовать в проведении научных исследований;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет).

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных и не менее 2 наименований зарубежных журналов из следующего перечня:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Высшее образование в России.

5. Высшее образование сегодня.

6. Мир образования – Образование в мире.

7. Мир психологии.

8. Народное образование.

9. Наука и образование.

10. Наука и школа.

11. Начальная школа.

12. Начальная школа + До и После.

13. Образование и общество.

14. Педагогика.

15. Педагогическое образование и наука.

16. Преподаватель ХХI.

17. Профильная школа.

18. Психологическая наука и образование.

19. Развитие личности.

20. Российский психологический журнал.

21. Физиология человека.

22. Higher Education

Наши рекомендации